Стихийная забастовка после взрыва на шахте им. Ленина Карагандинской области Казахстана 20 сентября (см. “Солидарность” № 36, 2006) закончилась примирением. Фактически закончился и трудовой конфликт на металлургическом заводе в Караганде - там тоже достигнуто соглашение. Об “арифметике” соглашений “Солидарности” рассказал участник примирительной комиссии от угольного департамента АО “Миттал стил Темиртау”, работник шахты Тентекская Александр ПОЛЯКОВ.
Договоренность об изменении системы оплаты труда оказалась минимальным условием для того, чтобы шахтеры приступили к работе - уже с третьей смены 4 октября. Речь идет о том, что менеджмент угольного департамента АО “Миттал стил Темиртау наконец-таки (с 1 октября) принимает минимальные отраслевые стандарты оплаты труда для подземных рабочих. Это означает, что система оплаты труда будет переформатирована практически полностью, а минимальный гарантированный заработок шахтеров возрастет в 2,6 раза. Это первый пункт протокола примирительной комиссии, подписанный исполнительным директором угольного департамента компании Григорием Презентом и 40 представителями трудовых коллективов со всех восьми шахт. Второй пункт - повышение зарплаты поверхностным рабочим на 20% с 1 октября. Третий пункт - профсоюз отозвал заявку на митинг на 7 октября в Шахтинске. Еще по 27 пунктам требований, касающимся техники безопасности, охраны труда и т.п., переговоры продолжаются. Исполнительный директор дал задание всем директорам произвести у себя полный анализ состояния техники безопасности. Александр Поляков считает, что постепенно будут решены и остальные вопросы.
С третьей смены 4 октября работает и шахта им. Ленина, на которой был взрыв. Как сообщил Александр Поляков, “в тот же день шахта выдала 5 тысяч тонн добычи”... Ведь подготовительные - ремонтные, надземные работы - потихоньку шли и во время переговоров, пока шахтеры митинговали у акимата (мэрии Шахтинска). И, добавляет рабочий, “сейчас все ждут, как закончится месяц, что выплатят”.
Что касается металлургов, то у них тоже подписано соглашение. С 1 октября они получили повышение зарплаты на 20%, с 1 февраля следующего года оплата труда вырастет еще 10%. В требованиях профсоюза говорилось о повышении зарплаты на 40%, так что поэтапное повышение на 30% в значительной мере компромисс.
Все вроде бы хорошо. Одно только вот смущает: неужели для того, чтобы исполнительный директор дал указание провести анализ состояния техники безопасности, нужна была техногенная катастрофа, гибель людей? А для того, чтобы навязать работодателю минимальные отраслевые стандарты оплаты труда, - серьезный конфликт, ежедневные массовые выступления шахтеров. Потом очень “своевременный” трудовой спор еще и на меткомбинате - и тоже митинги, грозящие, может быть, перерасти в незаконную забастовку. Причем получается, что переход к минимальным стандартам - это значительное повышение оплаты труда. Если говорить о гарантированном минимуме, то в несколько раз. И вроде такая “минимальная победа” отнюдь не соглашательство. Переговорщики от трудовых коллективов выходили к собравшимся на площади шахтерам и просто сообщали очередные условия работодателя до тех пор, пока толпа эти условия не приняла - как минимально приемлемые...
Александра ПЕТРОВА
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте