2 января закончилась забастовка американских предприятий корпорации Goodyear Tire & Rubber Co. Главным результатом разрешения трудового конфликта стало заключение между профсоюзом United Steelworkers (USW) и руководством корпорации нового трехлетнего трудового контракта, по которому существенно улучшается финансирование медицинского обслуживания и пенсионное обеспечения ее работников.
Новый трудовой договор был утвержден во всех местных и региональных членских организациях USW: примерно 10 тысяч членов USW проголосовали за его принятие. Подписанный контракт устанавливает перечисление компанией в годичный срок около миллиарда долларов на медицинское страхование, лекарственное обеспечение нынешних и уже ушедших сотрудников компании, а также на другие социальные нужды. Все денежные средства будут сосредоточены в профильном фонде, из которого компания забрать их назад уже не сможет.
В специальном заявлении по поводу окончания забастовки президент USW Лео Геральд (на фото) поблагодарил всех членов профсоюзов, входящих в международное профобъединение AFL-CIO, а также представителей активистских групп, общественных организаций и бизнеса, которые поддержали бастующих.
То, что требования профсоюза к Goodyear были выполнены, в первую очередь результат солидарных действий трудящихся. Но немалую роль сыграла и аналитическая работа профсоюза. Вице-президент USW Том Конвэй отмечает, что эти средства работникам удалось получить в том числе потому, что профсоюз представил в ходе трудового спора объективную картину доходов корпорации и сумел экономически обосновать свои требования.
Однако достичь столь масштабных результатов удалось далеко не сразу. Забастовка, предшествовавшая подписанию нового договора, длилась 86 дней и потребовала максимальной мобилизации человеческих, материальных и политических ресурсов профсоюза.
ХОРОШО УПРАВЛЯЕМАЯ ТЮРЬМА
Начался трудовой конфликт в июне 2006 г., когда истек срок трехлетнего трудового договора. В проекте нового договора, предложенного руководством компании, предполагалось сокращение 1100 рабочих мест, снижение выплат на медицинское обслуживание нынешних работников, а также отмена медицинских выплат для нескольких тысяч бывших работников компании, уволенных по сокращению в результате переноса производства в другие страны. Кроме того, компания сообщила о намерении закрыть шинный завод в Тайлере, штат Техас. Данные мероприятия высший менеджмент Goodyear объясняет финансовыми проблемами и необходимостью сохранения рабочих мест в США, что при дальнейшем повышении зарплат и прочих выплат якобы экономически нерентабельно. При этом только подлежащий закрытию завод в Тайлере принес компании в прошлом году прибыль в 500 млн долларов.
“Мы стремимся сохранить американского производителя, поэтому мы посвящаем себя успешному производству прямо здесь”, - подчеркнул в письменном обращении к сотрудникам президент Goodyear Джон Рич.
Данное заявление вызвало критическую реакцию со стороны президента профсоюза USW. По мнению Лео Геральда, Goodyear вовсе не старается сохранять рабочие места в США, а наоборот выжимает все соки из американских рабочих для получения средств на перенос производства в другие страны.
- С 2004-го Goodyear инвестировал более 150 млн долларов в производство за границей, включая Колумбию, где сильное притеснение прав рабочих оценивается как худшее в мире, - говорит Лео Геральд. - Есть также вопрос 25-процентной доли, которую компания имеет в Goodyear Dalian Tire Co в Китае. Это совместное с правительством коммунистического Китая предприятие нанимает 700 рабочих, одна треть которых трудятся по временным контрактам, зарабатывая только 42 цента в час. Goodyear планирует десятикратное увеличение производства шин в Китае. При этом компания, как и все транснациональные корпорации, игнорирует предложения китайского правительства расправиться с потогонной системой на предприятиях и дать возможность профсоюзам развернуться во всю силу, чтобы отстаивать права рабочих.
В подтверждение своих слов Лео Геральд привел сообщение китайского Национального трудового комитета, в котором образцовая фабрика Goodyear в Китае сравнивается с хорошо управляемой тюрьмой.
Естественно, в Китае и странах Третьего мира для корпорации работать намного выгодней, чем в США. Поэтому они стараются либо вывести производство из страны, либо максимально приблизить условия труда американских рабочих к тем, что приняты в третьем мире. Но американских трудящихся логика корпораций в данном случае мало интересует.
НЕВЫПОЛНЕННЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
2 октября, когда стало понятно, что переговоры между корпорацией и профсоюзом зашли в тупик, USW назначил срок, в течение которого от Goodyear должны были поступить удовлетворительные предложения по новому трехлетнему трудовому контракту, - 72 часа. Поскольку за это время предложений так и не поступило, 5 октября 15 тысяч работников 16 предприятий Goodyear по всей стране остановили работу.
- Мы будем добиваться от компании выполнения своих требований так долго, как это потребуется, - объявил вице-президент USW Рон Гувер. - Только подписание приемлемого контракта с Goodyear будет означать завершение наших планов.
Профсоюз уже имел к тому времени большой опыт борьбы с давлением со стороны работодателя. Последняя крупная забастовка, организованная USW на предприятиях Goodyear, проходила в 2003 г. Тогда работники компании выражали солидарность со своими коллегами с шинного завода в Хантсвилле, который планировалось закрыть.
- В стремлении вести глобальную гонку на понижение, - продолжает Лео Геральд, - Goodyear выгнал рабочих на забастовку 5 октября, добиваясь решительных сокращений расходов на здравоохранение, закрытия завода и увеличения ввоза шин от из стран Третьего мира и Китая... Отношение Goodyear особенно раздражает после согласованных жертв, на которые пошли рабочие в 2003 году, чтобы спасти компанию, стоявшую на грани банкротства. Теперь Goodyear требует еще больших инвестиций усилий рабочих, которые чувствуют себя оставленными и преданными. Руководители компании тем временем загребают многомиллионные премии и получают аплодисменты Уолл-Стрит за свою жестокость.
Под жертвами, на которые работники Goodyear пошли три года назад, Лео Геральд имел в виду соглашение между работниками и руководством о замораживании уровня заработной платы и пенсионных отчислений в первые два года действия трехлетнего договора. Тогда это решение стало результатом сложного компромисса между Goodyear и USW. Работники согласились также на повышение требований к производительности труда, реструктуризацию производства и закрытие одного из заводов. Взамен они получили обязательства по гарантированной занятости и дополнительным выплатам, пропорциональным чистой прибыли корпорации.
Главный администратор Goodyear Роберт Киган приветствовал это соглашение, как “историческое товарищество” и как важный шаг к благоприятному повороту североамериканского бизнеса компании.
Три года спустя, когда рабочие начали требовать причитающуюся им долю прибыли, созданной в том числе благодаря их уступкам, руководители, ранее называвшие рабочих “товарищами” потребовали уступок еще больших.
Особое возмущение профсоюза уже после начала акции протеста вызвало то обстоятельство, что для борьбы с забастовкой руководство Goodyear выделило сумму в миллиард долларов - как раз столько, сколько требовалось для выполнения требований бастующих.
СУД ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ
Поскольку еще до начала забастовки руководство Goodyear начало распространять в прессе не соответствующие действительности заявления, профсоюзу пришлось обратить большое внимание на информационную работу с целью создания благоприятного общественного мнения. Для этого был создан специальный веб-сайт Goodyear Alert (“Тревога Goodyear”). На протяжении всей забастовки этот сайт оперативно информировал читателей о происходящих событиях и точке зрения профсоюза.
О том, что кампания, скорее всего, увенчается успехом, стало ясно в конце декабря. По опросам общественного мнения неуступчивая корпорация заняла первое место в рейтинге самых жестоких работодателей. По мнению большинства участников авторитетного в стране опроса Jobs with Justice, Goodyear Tire & Ruber Co причинил вред большему числу людей, чем любое другое юридическое лицо.
- Кто украл Рождество у работников и их семей? - комментирует результат опроса руководитель Jobs with Justice Фред Азкарэйт. - В течение трех месяцев 15 тысяч семей были вынуждены жить на забастовочные выплаты и собственные сбережения.
Кроме того, к кампании работников Goodyear подключились члены профсоюзов других предприятий, а также представители ряда общественных организаций. Люди участвовали в митингах, проходивших у офисов и предприятий Goodyear по всей стране, а также перечисляли средства в забастовочный фонд USW. Во многом благодаря этой поддержке работникам и удалось продержаться в течение такого длительного срока.
ЗАВЕРШАЮЩИЙ ЭТАП
Об итогах опроса было объявлено 22 декабря, а 24 декабря корпорация согласилась пойти на уступки. В тот день было достигнуто предварительное соглашение между USW и Goodyear по новому трехлетнему контракту. Однако в силу это соглашение могло вступить лишь после его ратификации в большинстве первичных организаций профсоюза. До объявления результатов голосования по ратификации соглашения забастовка продолжалась.
К сожалению, не все требования бастующих были удовлетворены. Так, завод в Тайлере все же будет закрыт. При этом компания дала обязательство, что снижение объемов производства шин в связи с закрытием завода будет не будет компенсироваться продукцией, произведенной в Китае. Объемы продаж в США будут поддерживаться на прежнем уровне за счет производства внутри страны.
- Компания будет просто не в состоянии привлечь к выполнению работ по обеспечению этой доли рынка третьих лиц, не охваченных USW, - считает Рон Гувер.
27 - 28 декабря на всех предприятиях прошли информационные встречи, по итогам которых и прошло голосование о принятии условий нового контракта и прекращении забастовки.
Разумеется, пойти на уступки руководству Goodyear пришлось не только под давлением общественного мнения. Трехмесячный перерыв в производстве не мог не сказаться на финансовом благополучии корпорации. Впрочем, исполнительный директор Goodyear Роберт Киган не признает, что компания понесла серьезный ущерб.
- Мы ощущаем кратковременные неприятности от забастовки, - говорит он, - однако баланс, поддерживаемый в нашей системе, нейтрализует этот негатив.
По данным экспертов BBC-News, несмотря на прекращение забастовки, выйти на прежний режим работы компания сможет не раньше, чем через три месяца.
Сергей КОЗЛОВСКИЙ
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте