Top.Mail.Ru
Забугорье

Антипрофсоюзно-криминальная хроника

(Продолжение. Начало в №№ 36-37, 2007)

Предлагаем вашему вниманию следующую часть обзора “Каталога убийств, актов насилия и угроз по отношению к профсоюзным активистам”. В отчете исследования, проведенного в 2007 году Международной конфедерацией профсоюзов, отмечается тенденция к нарастанию репрессий в отношении профсоюзов как со стороны правительств, так и со стороны работодателей.

АНТИПРОФСОЮЗНЫЙ КЛИМАТ ЕВРОПЫ


Европа всегда представлялась образцом в социальной сфере, и все же... Проведенное МКП исследование выяснило, что только менее 10% европейских компаний позволяют работникам в полной мере реализовать права на организацию и коллективные переговоры. Многие рабочие лидеры жалуются на враждебность работодателя к профсоюзам.

Но работодатели - не единственная сторона, создающая в Европе антипрофсоюзный климат. За последние годы изменение трудового законодательства во многих странах накладывает на профсоюзную деятельность множество неоправданных ограничений. С точки зрения МКП, среди первых в списке таких стран - Россия и Грузия. Но о них стоит говорить отдельно и подробнее...

Продолжаются антипрофсоюзные действия в Боснии и Герцеговине. Там восемь рабочих были уволены только за создание профсоюза, а наиболее многочисленная профсоюзная федерация никак не может добиться госрегистрации.

Самой проблемной в плане использования детского труда европейской страной остается Албания. При этом пытающиеся исправить ситуацию профсоюзы все больше наталкиваются на преследования со стороны властей(см. “Солидарность” № 31, 2006).

В Турции государство без стеснения вмешивается во внутренние дела профсоюзов, а полиция во время профсоюзных демонстраций и забастовок применяет насилие.

В Литве государство вмешалось во внутренние дела Конфедерации литовских профсоюзов только на основании очень сомнительного обвинения в неких “хищениях и растратах”. Профсоюзные офисы и жилье руководства подвергли обыску, а президенту конфедерации запретили заниматься профдеятельностью до окончания расследования.

По-прежнему лишены права на забастовку государственные и муниципальные служащие в Эстонии, в том числе обслуживающий персонал (вроде водителей и электриков). Профсоюзы, пытавшиеся добиться отмены этого запрета, министром юстиции Рейном Лангом в речи перед парламентом в апреле 2006 года были объявлены фикцией. Причем до сих пор профсоюзам не удалось добиться извинений - министр, занимающийся вопросами справедливости и права, почему-то продолжает считать признанную законом организацию несуществующей.

В Польше, с ее профсоюзными традициями, за 2006 год были уволены 37 членов профсоюза, половина из них - лидеры. Распространены угрозы, насилие и массовые увольнения. В одной частной охранной фирме была даже проведена “секретная операция” по добыванию сведений о членстве в только что образованном профсоюзе - все для того, чтобы потом уволить всех вступивших. Тактики борьбы с профсоюзами активно применяются в ТНК, в частности - в Frito Lay (дочерней компании Pepsi Co) и в Media Markt.

По отчету Trades Union Congress 2006 года, профсоюзам все труднее получить признание у работодателя в Великобритании.

В Бельгии было несколько случаев, когда по жалобе работодателей суды приказывали полиции прекратить пикет работников, проводимый во время коллективного трудового спора, как “наносящий материальный ущерб”. Или же суды принимали решения о больших штрафах с забастовщиков.
Правительство Швейцарии игнорирует рекомендации МОТ внести в законодательство поправки, которые позволили бы лучше защищать профсоюзных представителей на производстве. Только за 2006 год там были уволены пятеро профсоюзных активистов.

В одной из наиболее “социально ориентированных стран” - Германии профсоюз Ver.di сообщает о том, что в шведской розничной сети Hennes&Mauritz систематически нарушаются трудовые права и идет запугивание членов профсоюза. На жалобы профсоюза из шведской штаб-квартиры компании отвечают, что с большим вниманием относятся к этому сообщению и считают подобные действия недопустимыми. Нельзя, правда, сказать, что такой ответ полностью исправил ситуацию на месте, в самой Германии.

В Болгарии МОТ удалось добиться снятия запрета на забастовки в энергетике, связи и здравоохранении. Впрочем, законодательные улучшения, к сожалению, не отменяют увольнений и преследований на ряде предприятий, в том числе в ТНК.

Удалось добиться принятия профсоюзной версии проекта нового трудового кодекса в Чехии, где с 1 января 2007 года отменен ряд ограничений на право объединяться и вести коллективные переговоры. Но и там, как и везде, сложно вести профсоюзную оргработу в секторах общепита, гостиничного обслуживания и розничной торговли.

Право на коллективные переговоры в Испании, хорошо обеспеченное законодательством, сильно подрывается большой долей временных контрактов - наибольшей в Европе. Причем более 60% из них заключены с мигрантами, которых работодатели, при таком уровне негарантированной занятости, принуждают работать в условиях, не соответствующих закрепленным в праве нормам охраны труда. Естественно, одно из “побочных” следствий проблемы - увольнение и непродление контрактов с теми, кто пытается добиться улучшений.

Впрочем, сложности с правом на объединение и коллективные переговоры мигранты испытывают почти во всех странах Европы, разве что, может быть, за исключением Скандинавии...

ТАКОЕ БЛИЖНЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ

Белоруссия (см. “Солидарность” № 21, 2007) - вторая страна в мире, в отношении которой ЕС ввел экономические санкции за нарушение базовых трудовых стандартов МОТ. (Первой была Бирма, где профсоюзы фактически запрещены и рабочие демонстрации жестоко разгоняются полицией.) Отношение белорусских властей к профсоюзам ясно характеризуется в выступлении по телевидению Натальи Петкевич, замглавы президентской администрации. Петкевич заявила, что “белорусским рабочим не нужны профсоюзы, потому что все проблемы они могут решить через директора компании, госорганы или президента республики”. Видимо, поэтому с 2005 года в стране сильно упрощена процедура роспуска профсоюза - теперь без суда, сразу же после предупреждения о том, что профсоюз нарушает законодательство или собственный устав. В то же время зарегистрировать новый профсоюз очень и очень сложно. К примеру, в мае 2006 года в Гродно отказались зарегистрировать городскую организацию профсоюза радиоэлектронной промышленности - без какого-либо обоснования.

Практически невозможно организовать в Белоруссии забастовку. Профсоюзы, если они объединяют менее 10% работников предприятия, объявляются “непредставительными” и, по сути, не могут защищать права работников. Еще более затрудняет профсоюзную деятельность в стране то, что около 90% всех работников заняты по трудовым договорам с фиксированным сроком - чаще всего коротким. Из-за этого в Белоруссии была искоренена не одна первичка: стоит только начать выдвигать требования... Так было в гомельском автопарке № 1, где сразу после выдвижения рабочими требований начальство стало угрожать увольнениями и выселением из общежития. За распространение листовок профактивистов арестовали, листовки конфисковали. А тут еще и заканчивался срок трудовых договоров... Таким образом автопарк избавился от “беспокойного” профсоюза. Успешной оказалась борьба с независимым профсоюзом и на предприятии “Гродно-Азот”. Метод тот же - угроза уволить или не продлить краткосрочный контракт. Начальство вызывало рабочих, чтобы довести до них разъяснение замдиректора завода по идеологии: “Работодатель имеет право указывать работникам, в какой профсоюз вступать”. Дискриминация против членов независимого профсоюза зафиксирована на заводе “Белшина”. Ко времени составления отчета МКП первичка этого предприятия не имела юридического адреса, а ее счета были заблокированы.

Впрочем, трудовое законодательство не соответствует стандартам МОТ и на Украине. Не соответствует и по правилам госрегистрации профсоюзов (почему-то обязательной, да еще и платной), и по кворуму для выхода на забастовку (2/3 голосов на конференции трудового коллектива - как раньше было и в России), и по отсутствию права на объявление забастовки у федераций и конфедераций профсоюзов. Правительство отклоняет и все предложения разрешить забастовку солидарности.

На Украине нередки и основные нарушения прав профсоюзов - дискриминация по профчленству и незаконные увольнения. Так, в нескольких школах Львова снижали зарплату и премию учителям, вступившим в Конфедерацию свободных профсоюзов Украины (КСПУ), что подтолкнуло педагогов на голодовку, после которой несколько человек попали в больницу. От дискриминации “по профсоюзному признаку” на Украине страдает не только КСПУ. Известны случаи, когда в результате давления на Федерацию профсоюзов Украины первичка либо вообще полностью “рассасывалась” (на заводе по производству деталей тракторов, в транспортных компаниях, в сельском хозяйстве), либо сильно снижалась ее численность (на сталелитейном и машиностроительном заводах). 28 августа 2006 года милиция провела обыск в офисах независимого профсоюза горняков на трех шахтах - “Лесная”, “Заречная” и “Висейская”. Ордер на обыск был выписан с нарушением законодательства Украины. Были изъяты многие профсоюзные документы, в том числе пачка заявлений о вступлении в профсоюз с 2002 года. Продолжается антипрофсоюзная деятельность и в чернобыльском регионе - в научно-производственном предприятии “Экоцентр” в городе Чернобыле.

За 2006 год на Украине было уволено более 20 профлидеров, в основном из учреждений здравоохранения. Хотя в нескольких случаях людям удалось восстановиться на работе и получить компенсацию, апелляция к закону чаще оказывалась неэффективной. Подвергаются профсоюзники Украины и физическому насилию. Например, лидер профсоюза в АО “Крымский титан”, обвинив работодателя в нарушении колдоговора, был избит начальником и попал в больницу с черепно-мозговой травмой. Была избита директором школы, а затем получила выговор и лидер свободного профсоюза работников образования и науки Батог. Произошло это после того, как она попросила директора объяснить ей в письменной форме, почему ей не дают отгул для посещения семинара КСПУ по гендерному равенству...

В 2006 году на Украине прошло множество забастовок, а общая задолженность по зарплате на конец года была эквивалентна 216,5 млн долларов. При всем этом эксперты МКП почему-то заявляют, что “ситуация с правами человека в Украине все-таки улучшается”...

Еще сложнее ситуация с профсоюзами в странах Центральной Азии, из которых в отчете МКП упоминаются только Таджикистан и Киргизия. (Возможно, в остальных странах региона профсоюзным экспертам МКП просто не дали работать.) Но надо думать, что в Узбекистане, где прошла волна политических репрессий, и в Туркменистане, где фактически отсутствует свобода слова, положение дел не лучше.

В Таджикистане трудовое законодательство, по оценке экспертов МКП, “очень неоднозначно”. Что дает возможность весьма широкого толкования, понятно, в пользу сильнейших - то есть работодателей. При этом Федерация независимых профсоюзов Таджикистана занимает довольно лояльную позицию по отношению к правительству, все более авторитарному. Запрет на создание профсоюзов в армии, органах внутренних дел и национальной безопасности, внутренних войсках и других силовых структурах почему-то распространяется и на занятый там гражданский персонал. В законодательстве говорится, что государство не имеет права вмешиваться в деятельность профсоюзов, за исключением оговоренных случаев. Но списка таких случаев никто не видел, а все запросы МОТ по этому поводу остаются без ответа.

То же самое можно сказать и о забастовках. Право на забастовку “определяется действующим законодательством Таджикистана”. Но каковы положения этого законодательства - старые ли, унаследованные от СССР, или какие-то новые, засекреченные - сотрудники МОТ выяснить так и не смогли. Впрочем, за последние годы в Таджикистане не наблюдалось ни одной забастовки. Зато отмечены серьезные ограничения права на проведение собраний и демонстраций. Правда, таджикские профсоюзы и не пытаются сами организовывать какие-то уличные акции, а если и участвуют в таковых, то только по инициативе властей. Впрочем, лояльность с верхом окупается просто невероятным для профсоюзов в других странах “бонусом” - правом выдвигать кандидата на пост президента Таджикистана. Чем в 2006 году таджикские профсоюзы и воспользовались, выдвинув кандидатуру... действующего президента страны Эмомали Рахмона, коего и избрали на семь лет 86% голосов. И теперь все ждут, что государство возвратит профсоюзам конфискованную (в основном еще в 1992 году) собственность.

Материал подготовила Александра ПЕТРОВА

Продолжение следует
Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Новости Партнеров
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

"Солидарность" - свежие новости



Новости СМИ2


Киномеханика