Top.Mail.Ru
Забугорье

Антипрофсоюзно-криминальная хроника. И в России тоже

(Окончание. Начало в №№ 36, 37, 39, 2007)

Предлагаем вашему вниманию заключительную часть обзора “Каталога убийств, актов насилия и угроз по отношению к профсоюзным активистам”. В отчете исследования, проведенного в 2007 году Международной конфедерацией профсоюзов, отмечается тенденция к нарастанию репрессий в отношении профсоюзов как со стороны правительств, так и со стороны работодателей.

ТАКОЕ БЛИЖНЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ


В Киргизии профсоюзам удалось предотвратить внесение изменений в трудовое право, отменявших некоторые их права - участие в деятельности фондов соцстраха и инспекции по охране труда. Впрочем, в остальном трудовой кодекс Киргизстана заточен не под защиту прав работников, а под “привлечение инвесторов”. Для защиты прав рабочих забастовки используются редко, и они запрещены на железных дорогах, в общественном транспорте, гражданской авиации, связи и на безостановочном производстве. При этом в профсоюзах в стране состоят 94% работников. Но работодатели порой все равно препятствуют попаданию профлидеров на предприятия, где работают члены профсоюза.

Новый трудовой кодекс Грузии, вступивший в силу в июле 2006 года, - один из самых “либеральных” в мире. Теперь работодатель может в любой момент уволить работника без объяснения причин, правда, выплатив компенсацию в размере месячного заработка. Новый ТК также позволяет работодателю в одностороннем порядке, без согласия работников устанавливать внутренний трудовой распорядок, в том числе график работы. ТК определяет колдоговор как “контракт между работодателем и двумя и более работниками”, подрывая представительскую функцию профсоюзов в коллективных переговорах. Надо ли уточнять, что власти как-то забыли проконсультироваться с профсоюзами перед принятием проекта закона? Ведь новый кодекс принимался для того, чтобы как можно скорее “привлечь иностранные инвестиции”. А вот уже после принятия, как заявил министр труда, здравоохранения и соцзащиты Чипашвилли, у правительства наконец “появилось время для того, чтобы выслушать профсоюзы”. Понятно, что о внесении изменений в ТК речи уже нет. Зато по новому законодательству можно прекратить деятельность профсоюза за разжигание национальных и даже социальных конфликтов. Подпадает ли “инициация коллективного трудового спора” под “разжигание социального конфликта”, в законе не уточняется.

Забастовка в Грузии по закону не может продолжаться дольше 90 дней и начинаться должна не позже 14 дней после предупредительной забастовки длительностью не более 3 дней. При этом работники, получившие уведомление об увольнении до начала забастовки, участвовать в ней уже не могут. Так что у работодателя руки полностью развязаны: можно перед началом акции и без всяких объяснений уволить всех, кто решился бастовать, - и забастовки просто не будет.

Увольнение членов профсоюза и профактивистов - основной метод борьбы с профсоюзами и в Азербайджане. Например, на REMCO, предприятии по производству аккумуляторов, уволили 700 членов профсоюза, несмотря на то, что в соответствии с поправками к трудовому кодексу от 2006 года работодателю запрещается увольнять работников без письменного согласия профсоюза. Однако этот запрет ТНК обходят, заключая двухсторонние договоры с азербайджанским правительством и оговаривая в них исключения из трудового права. Интересно, что такие соглашения ратифицируются парламентом, и ни профсоюзы, ни даже трудинспекции не имеют возможности с ними ознакомиться. “Исключением из трудового права” в Азербайджане уже стали BP с дочерними структурами, Shell, Coca-Cola, McDonald’s и несколько совместных предприятий в автопроме и сотовой связи. Часто такие работодатели используют краткосрочные контракты, не оплачивают сверхурочные работы, не предоставляют оплачиваемые отпуска, не выплачивают компенсации за профзаболевания и производственные травмы. Естественно, и профсоюзам на таких предприятиях практически невозможно работать.

В законодательстве Молдавии вообще отсутствуют санкции за нарушение прав профсоюзов и трудовых прав. Государство вмешивается в дела профсоюзов, навязывая свои кандидатуры на должность представителей от профсоюзов в управляющие органы на госпредприятиях и в трехсторонние комиссии. Иногда доходит до того, что правительство навязывает в эти структуры представителя профсоюза, не действующего на данном предприятии, зато... лояльного власти.


ВЗГЛЯД НА РОССИЮ ИЗ БРЮССЕЛЯ

“Уже Трудовой кодекс, принятый в 2002 году, существенно ослаблял права профсоюзов по сравнению в действовавшим до него КЗоТом, а также снизил защиту работников - членов профсоюза”, - напоминают эксперты МКП. Реагируя на жалобы российских профсоюзов, МОТ направила в правительство РФ рекомендации изменить ТК, чтобы привести его в соответствие с международными стандартами. После долгих переговоров и при “активном участии профсоюзов” 30 июля 2006 года был принят ФЗ-30, изменивший триста статей ТК и отменивший ряд действовавших до того законов. Однако при такой масштабной “корректировке” была принята во внимание только одна рекомендация МОТ. Остальные же поправки накладывают на профсоюзную деятельность еще больше ограничений. Эксперты МКП напоминают, что это за ограничения.

Во-первых, ограничения организационные. В соответствии с ТК представлять работников перед работодателем могут лишь первичные профорганизации, то есть действующие только на одном предприятии. Поправки к ТК закрепили это ограничение, сделав невозможными коллективные переговоры для ряда организаций, в которых нет первичек на уровне предприятия, есть только “профсоюз” или члены федерации профсоюзов. Пример - Профсоюз летного состава. Но и не только он.

Второе - подрыв представительской функции профсоюзов. Поправки к ТК РФ позволяют избирать “иной представительский орган”, даже если большинство рабочих состоит в одном из профсоюзов.

Третье ограничение касается права на коллективные переговоры. На каждом предприятии можно заключить только один колдоговор. Если на предприятии действует несколько профсоюзов, “профсоюз большинства” может инициировать колпереговоры, не создавая единого представительского органа и уведомляя другой профсоюз постфактум. Такая ситуация делает участие в колпереговорах для небольших профорганизаций практически невозможным. К тому же ряд положений ТК и закон о коммерческой тайне существенно ограничивают возможность получить информацию, необходимую профсоюзам для ведения коллективных переговоров.

Последнее по списку, но не по важности, - ограничение права на забастовку. Она может быть проведена только для разрешения коллективного трудового спора. Запрещены забастовки солидарности, забастовки с требованием к работодателю признать профсоюз либо с требованиями изменить социальную или экономическую политику правительства. В ТК РФ заложена очень сложная процедура выдвижения требований и выхода на забастовку. Ограничений такое количество, что провести стопроцентно законную забастовку фактически невозможно. При этом судебная практика отнюдь не поддерживает рабочих: большинство судебных исков работодателей заканчивается объявлением забастовки незаконной. В соответствии с рекомендацией МОТ в ТК был снижен кворум, необходимый для принятия решения о забастовке на общем собрании, - с 2/3 до 50%. А вот рекомендацию МОТ о необходимости отменить положение, по которому рабочие должны заранее обязательно определять длительность забастовки, законодатели проигнорировали. Равно как и рекомендацию разрешить забастовки работникам железной дороги, хотя по международным нормам железнодорожник - не та профессия, право которой на колпереговоры так существенно ограничивается.

И еще - несмотря на жалобы профсоюзов и официальные обращения МОТ, в нашей стране работодателям позволяется проводить реструктуризацию предприятия и изменения в штатной структуре во время коллективного трудового спора. Понятно, что в таких условиях сложно говорить о защите от локаутов.

Хотя по статистике смертности “от внешних причин” Россия недалеко ушла от Колумбии или стран Южной Африки, все же по типу нарушений прав профсоюзов (по крайней мере - зарегистрированных нарушений) наша страна ближе к Европе. На практике российские профсоюзы сталкиваются чаще всего с несколькими проблемами.


Во-первых, это проблемы с регистрацией: профсоюз, пожалуй, сложнее зарегистрировать, чем коммерческую организацию. В 2005 и 2006 годах власти отказывались регистрировать профсоюзы, которые выходили из своих федераций. Яркий пример - территориальная организация профсоюза работников судостроения Санкт-Петербурга и Ленинградской области (см. “Солидарность” № 8, 2004). Проблемы не разрешены и к моменту подготовки доклада.

Второй тип нарушений - отказ работодателя пускать лидера профсоюза на предприятие. Пример - Мурманский морской торговый порт (ММТП), где, несмотря на судебные решения, администрация не разрешает выписывать пропуска председателю профорганизации ММТП и инспекторам по охране труда. Сначала председатель профорганизации был вынужден покупать одноразовые пропуска, а затем его вообще запретили пускать. Понятно, что такие распоряжения свидетельствуют отнюдь не об идеальных охране труда и условиях работы в порту.

Вообще, разного рода дискриминация “по профсоюзному признаку” - один из наиболее распространенных типов нарушений прав в трудовой сфере. Еще один пример 2006 года - преследования членов только что созданного свободного профсоюза на предприятии “GM-АвтоВАЗ”. Менеджмент завода отключил электронную почту и телефон у председателя профкома, два других члена профкома без их согласия были “временно” переведены на другую работу. А зампредпрофкома Ильсияр Шерафутдинова была уволена и восстановлена уже только весной 2007 года по решению суда (см. “Солидарность” № 47, 2006). Стоит отметить, что этот профсоюз на предприятии “GM-АвтоВАЗ” не входит в структуру ФНПР.

От профактивистов избавляются и целыми отделами. В декабре 2006 года в ЗАО “Ситибанк” (Москва) была создана первичная профорганизация (см. “Солидарность” № 16, 2007). Через несколько дней администрация объявила о реструктуризации отдела, где работала половина вступивших в профсоюз. Представители администрации проводили “беседы” со всеми вступившими в профсоюз, критиковали их решение, угрожали созданием проблем и почему-то - уголовным преследованием (!). Всех остальных работников тоже собирали на встречи - чтобы объяснить, что профсоюз незаконен. Восьмерых членов профорганизации уволили по сокращению штата, одного из членов профкома перевели на другую работу в нарушение трудового договора, другого - уволили под предлогом якобы отсутствия больничного листа в день отсутствия на работе. Менеджеры “Ситибанка” раздобыли информацию о деятельности председателя профсоюза до его устройства на работу. Ко времени подготовки отчета жалобы по всем этим действиям все еще рассматривались судом.

Но самое распространенное фиксируемое нарушение прав профсоюзов - отказ работодателя перечислять профвзносы, и делается это в нарушение ст. 377 ТК РФ. В частности, взносы Профсоюзу летного состава, как сообщает отчет МКП, отказалась перечислять компания “Аэрофлот - Российские авиалинии”. Компания ссылалась на решение Савеловского суда Москвы, гласящее, что этот профсоюз не является первичной профорганизацией и потому не подпадает под действие колдоговора. Профсоюз обжаловал это решение в арбитражном суде, но и там не нашел поддержки. Уже без всяких объяснений отказался перечислять профвзносы и Департамент здравоохранения Москвы на счет профсоюза работников скорой помощи Feldsher.ru. Жалобу профсоюза суд отклонил...

* * *

Фактографическое и сухое повествование отчета МКП по стилю напоминает местами даже не столько криминальную хронику, сколько фронтовые сводки... социальной войны за снижение стоимости рабсилы. И без того низкая, эта стоимость вынуждает большую часть населения планеты вести полунищее и полурабское существование, практически все силы отдавая на увеличение чьих-то и так безмерных капиталов. Такая социальная война ведется практически во всем мире, в том числе против совершенно мирных и легальных, даже по международным стандартам, организаций - против профсоюзов. И при этом профсоюзы (во всяком случае, входящие в МКП) во всем мире продолжают говорить про “социальное партнерство” и “социальный диалог”, несмотря на убийства профактивистов, насилие, преследования и увольнения...

Полностью текст доклада на английском, немецком, французском или испанском языках можно найти по адресу: http://survey07.ituc-csi.org/

Материал подготовила Александра ПЕТРОВА
Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Новости Партнеров
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

"Солидарность" - свежие новости



Новости СМИ2