Top.Mail.Ru
Забугорье

Польша: таможенники выиграли битву

Но проиграли войну?

На шенгенских окраинах жизнь возвращается к норме. Большинство бастовавших таможенников вернулись на рабочие места. Сдвинулись многокилометровые колонны грузовиков на восточной границе Польши. Означает ли это, что острейшая проблема, вызвавшая пограничный коллапс, раз и навсегда ликвидирована, а таможенники довольны результатами акции?

Если судить по пресс-конференции премьер-министра Дональда Туска, конфликт, заставивший содрогнуться всю Шенгенскую зону, исчерпан. Премьер радостно пожимал руки представителям профсоюзов таможенников и водителей грузового дорожного транспорта, символизируя достигнутое единство. Первые, судя по его словам, соглашались на повышение зарплаты и обещанную реорганизацию таможенных служб, вторые отзывали обещание заблокировать не только все подъезды к восточным границам, но и саму столицу.

Пока звучали бодрые слова премьера, на других телеканалах делались резкие заявления руководителей одного из важнейших приграничных профсоюзов - Белостокского. Они высказывали крайнее недовольство результатом переговоров. Подчеркивали особенно обидный факт: многочисленные профорганизации таможенников сами виноваты в том, что дали правительству использовать разобщенность и разногласия между ними...

В итоге к удовлетворению водителей, несмотря на отсутствие формального соглашения профсоюзов с правительством (поскольку переговоры были прерваны), таможенники приняли предложение вернуться на рабочие места и ситуацию на восточной границе нормализовали. Укомплектованные бригады занялись растаможкой грузов, пропуском грузовиков, а вот сами не получили, чего хотели и ради чего сотворили не виданный доселе затор на общей границе Евросоюза.

Так не грозит ли затишье очередным обострением? Напомню, правительство предложило таможенникам лишь 500 злотых прибавки к окладам с 1 января этого года (не уточнив, только ли таможенникам или всем работникам гражданской службы, и лишь усилив внутренний профсоюзный конфликт), а также удаление из закона о таможенной службе статьи, которая разрешала увольнять таможенника, временно отстраненного от работы по подозрению в нарушениях. Обещано также, что через год войдет в силу новый закон: таможенников уравняют в правах с представителями других служб, “носящих мундиры”, плюс сократят для таможенников подготовительную службу с трех до двух с половиной лет.

Но профсоюзы считают уступки правительства недостаточными и настаивают на новых переговорах, чтобы согласовать полный пакет требований. На это пресс-секретарь Минфина заявил, что все переговоры уже закончены, нет нужды начинать все сначала. Ну, а если так, спросил я одного их руководителей профсоюзов, почему же вы согласились вернуться к работе? Причин, говорят, несколько. Во-первых, по закону таможенники вообще не имеют права на забастовку, поэтому протест выражался в том, что они массово подали заявления на отпуска - до четырех дней. Срок закончился, и выйти пришлось. Во-вторых, люди по-человечески устали от протеста, наблюдая за тем, что творится на границе. А в-третьих - потеряли веру в то, что профлидерам удастся добиться большего.

Иное настроение у Марека Пинковского, лидера Белостокского профсоюза таможенников. По его словам, протест не закончен и может принять иные формы. Таможенники могут прибегнуть к тактике затягивания пропуска машин за счет более тщательного контроля. Результат нетрудно представить! Пинковский напомнил, что их спор с правительством начался не после вступления Польши в Шенген, а еще в июле минувшего года. Уже тогда был создан забастовочный комитет, который назвали “Белостокским соглашением”. Тогда же начали и коллективный спор с работодателями - директорами таможенных служб. Требование - увеличение зарплаты не на нынешние 500 злотых, а на 1500. Требовали и совершенствования юридической защиты сотрудников.

“Такие требования не слишком мудры, - считает Яцек Край, председатель профсоюза таможенников Лодзи. - Ни один директор ничего не мог сделать для увеличения зарплаты. Разговаривать надо было напрямую с министерством, а лучше - с комиссией парламента по общественным финансам...”

Кстати, в Лодзи действуют сразу три родственных профсоюза: кроме упомянутого, это профсоюз работников особого налогового надзора и секция работников казначейства профсоюза “Солидарность”. Уже в октябре протест таможенников проходил и там. Вывешивали флаги, надеясь на уступки правительства, применяли “итальянскую забастовку”. “Протест организовали вроде правильно, но ничего не добились, - говорит Яцек Край. - Не смогли выступить единым фронтом...”

И в самом деле, когда в конце января таможенники заблокировали границу, на очень важную встречу в Минфин пришли далеко не все представители профсоюзов. В то же время на улице перед зданием министерства свою пресс-конференцию проводили делегированные с восточной границы Ивона Фолта из “Белостокского соглашения” и Барбара Смолиньска из ассоциации профсоюзов таможенников РП. Они обвиняли правительство в некомпетентности и срыве переговоров. Такую ситуацию многие считают парадоксальной: одни - за переговоры, другие митингуют снаружи, отказываясь от встреч с чиновниками. Парадокс еще и в том, что главой переговорщиков стал Томаш Людвиньский, председатель краевой секции работников казначейства “Солидарности”, хотя сам представляет казначейство, а не так называемые негражданские службы “в мундирах”. По заявлениям данного профсоюза, он стоит горой за таможенников,но не все этому верят.

Разобщенность в профсоюзной среде является и следствием закона от 2003 года. По нему уравнены в правах служащие “в мундирах”, работающие на границах, и таможенники давних управлений финансово-налогового контроля. Однако их привилегии определяются разными законами: для одних - о таможенной службе, для других - о гражданской. Да и как не быть разобщенности, если в таможенных управлениях функционирует по два-три небольших профсоюза из разных организаций? Так, профсоюз работников особого налогового надзора действует в 24 подразделениях (870 человек).
Секция работников казначейства в “Солидарности” объединяет 4000 человек из налоговых и таможенных управлений по всей стране. В Федерации профсоюзов таможенников - профсоюзы 18 управлений в разных городах (3000 работников). В рядах Объединения профсоюзов таможенников РП - 2000 человек из ведомств разных городов. И в состав “Белостокского соглашения” тоже входят ведомственные профсоюзы из нескольких городов...

Так каков же итог? Формального соглашения пока нет. Значит ли это, что хаос на границе не возобновится в любое время? Правительство декларирует готовность претворить в жизнь все обещания. Но ко всему прочему добавляется еще проблема возмещения убытков транспортникам, пострадавшим из-за протеста таможенников. Исков к госказне набралось уже немало...

Владимир КИРЬЯНОВ,
собкор, Варшава
Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Новости Партнеров
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

"Солидарность" - свежие новости



Новости СМИ2


Киномеханика