Профсоюзы Польши сдержали слово. И для выражения протеста против планов правительства протащить в парламенте нежелательные для работников изменения пенсионного законодательства вывели на улицы ряда крупных городов страны тысячи и тысячи своих членов.
Это надо было видеть. Практически все ведущие телеканалы страны вели трансляции происходившего на улицах и площадях польских городов. Самые бурные акции состоялись в середине прошлой недели в Варшаве, Быдгоще, Катовицах. В колоннах протеста и на митингах плечом к плечу стояли шахтеры, металлурги, учителя, работники железных дорог.
По словам руководителей трех основных профсоюзных объединений Польши, они призывали людей сохранять спокойствие на улицах. Но недовольство протестующих все равно перехлестнуло через край. В самом центре столицы, возле Сейма и Канцелярии правительства, взметнулись языки пламени - горели автомобильные покрышки, взрывались петарды. Не обошлось без пострадавших среди полицейских и самих протестовавших. Транспортные артерии Варшавы оказались практически парализованными.
В то же самое время железнодорожники из профсоюза “Солидарность” в Катовицах и Быдгоще остановили 16 поездов. Правда, в Катовицах вместо ранее оговоренного выхода на пути они заблокировали двери диспетчерского узла и не пускали внутрь директора. Войти мог только представитель протестующих, который на два часа включил на путях красный сигнал семафора. Не повезло пассажирам, поездка которых неожиданно оказалась прервана. Некоторые призывали профсоюзы не портить жизнь простым людям, а взять в рамках протеста метлу и подмести не сияющие чистотой здания вокзалов.
В Быдгоще же 150 железнодорожников вышли на пути станции “Быдгощ-Центральная” с транспарантами “Федерации профессиональных союзов работников ПЖД” и профсоюза “Солидарность”, подавая сигналы на трубе. Два часа они блокировали движение поездов из Гданьска и Торуни.
Надо признать, столь мощную профсоюзную акцию жители Польши воспринимают по-разному. Критикам профсоюзного протеста не нравятся методы, которыми профсоюзы пользуются для достижения целей. В частности, использование пиротехнических средств, поджог автопокрышек. Кое-кто из выступавших в прессе язвительно предложил манифестантам запасы покрышек со своего склада. Другие призвали даже наказывать профсоюзы в уголовном порядке за допущенный экологический и прочий ущерб. Большинство же целиком и полностью поддерживают недовольство трудовых коллективов, понимая, что многие из 1,25 млн их членов, которые сейчас имеют право досрочного выхода на пенсию (как принято говорить в России - за выслугу лет для определенных профессий), в случае внедрения правительственной реформы автоматически его потеряют.
Мало того, председатель “Форума профсоюзов” Веслав Северский подчеркнул, что предлагаемая правительством реформа будет стимулировать работодателей увольнять работников. “Принцип так называемой “угасающей системы” - это позорный механизм, который нанесет огромный вред тем, кто уже имеет все права. Вместо них работодатели наймут новых работников, тех, на кого новый закон не распространяется”, - убеждал протестующих шеф “Солидарности” Януш Щнядек. Он же обвинил правительство в игнорировании диалога по пенсионной реформе, односторонней отмене предоставленных действующим законодательством прав.
На эту тему высказался и председатель “Общепольского соглашения профсоюзов” Ян Гуз. По его словам, правительство попросту отнимает уже существующие права на пенсию у сотен тысяч человек, игнорирует общественный диалог, заставляет беднейших платить самые высокие налоги, претворяет в жизнь унизительную политику низких выплат, обрекая людей на голод.
Что больше всего не устраивает профсоюзы в новом законе, который уже принят парламентским большинством и дожидается подписи президента страны? Согласно этому документу, который призван реформировать пенсионную систему, право раньше выходить на пенсию получили бы только люди, которые родились после 1 января 1948 года и которые до 1 января 1999 года проработали минимум 15 лет в сложных условиях или выполняли сложную работу. Таким образом, чтобы раньше выйти на пенсию, мужчине должно быть 60, а женщине - 55 лет. (В Польше на пенсию на общих основаниях могут выйти мужчины в 65 лет и женщины - в 60.) Профсоюзы последовательно настаивают на отмене возрастного ограничения для досрочного выхода на пенсию.
Надо добавить, что в диалог с протестующими вступил секретарь канцелярии премьера Михал Бони. Он сказал, что проект закона о “переходных” пенсиях доказывает открытость правительства для любого диалога. И напомнил, что в результате переговоров с профсоюзами список граждан страны, имеющих право на досрочную пенсию, существенно увеличился. Как считает представитель правительства, разница во мнениях вовсе не означает отказа от общественного диалога. Польша, по его убеждению, в вопросе пенсий шла, в отличие от всех других европейских стран, в противоположном, неправильном направлении, и в связи с низким уровнем безработице в стране самое время принять новый пенсионный закон.
Такие объяснения не убедили профсоюзы, которые заявили, что их протесты будут продолжаться. Означает ли, что сейчас, после голосования в сейме, судьба нового закона находится в руках президента страны? Оказывается, нет. Дело в том, что если Лех Качиньский наложит на него вето, то, как ни парадоксально, ситуация для профсоюзов станет еще хуже. Ведь тогда никто в Польше не сможет выйти раньше на пенсию уже начиная с 2009 года, поскольку закон, который это право регулирует, утратит силу. Похоже, ситуация зашла в тупик...
Владимир КИРЬЯНОВ
собкор, Варшава
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте