На Украине в ответ на заявление собственника ООО “Херсонский машиностроительный завод” о ликвидации предприятия работники захватили здание заводоуправления. Доведенных до отчаяния людей в первую очередь интересует выплата задолженности по зарплате. Кроме того, не в пример начальству, рабочие выступают за спасение предприятия, чего, по их мнению, можно достичь немедленной национализацией завода и предоставлением ему госзаказа. Между тем “херсонский бунт” дал повод к волнениям по всей стране.
Шествие к проходной завода. Скриншот видеоролика с youtube.com
ДОЛГИ ВМЕСТО КОМБАЙНОВ
Херсонский машиностроительный завод, созданный на базе обанкроченного ОАО “Херсонские комбайны”, принадлежит ООО НПП “БелоцерковМАЗ”. ХМЗ - единственное предприятие на Украине, которое выпускает комбайны “Славутич”.
- Мы фактически единственный завод на Украине, который способен еще выпускать высококлассные комбайны и сельхозтехнику, - подчеркивает председатель первички ХМЗ Сергей Руснак. - Они хотят закрыть стратегическое предприятие, которое обладает прекрасным конструкторским потенциалом и вырастило отличных специалистов; предприятие, техника которого используется большинством областей страны, а также в России, Белоруссии и Казахстане.
Задолженность ХМЗ перед работниками уже составляет 4,87 млн гривен (более 633 тыс. долларов), плюс около 1,5 млн гривен платежей в пенсионный фонд. Из-за отсутствия у предприятия средств зарплата не выплачивалась с сентября 2008 года. Средняя зарплата работника ХМЗ - от 1500 до 1700 гривен. При этом с осени рабочих стали переводить с пятидневной рабочей недели на четырехдневную, потом на “трехдневку”, потом дело даже дошло до двух дней, пока, наконец, в декабре производство не было остановлено полностью. Рабочих отправили в неоплачиваемые отпуска. По словам Руснака, людям предлагали написать заявление с просьбой “уволить досрочно”, потому что в украинском законодательстве введены изменения относительно получения статуса безработного. Если работник уходит с предприятия “по соглашению сторон”, то он становится безработным не со дня увольнения, а через 90 дней. Если же по сокращению штата - через месяц. Вот людям и говорили: “Пишите заявление, чтобы мы успели подать на вас документы в центр занятости и трудоустроить”. Но все рабочие ХМЗ прекрасно понимают: если сейчас уйти с завода, то он погибнет, они станут никому не нужны, и никто искать для них работу не станет. Поэтому и случилось то, что случилось.
РЕЙДЕРСКИЙ ЗАХВАТ НАОБОРОТ
А случилось следующее. На встрече с представителями рабочих и.о. директора завода Тамила Пугачева сообщила решение собственника завода, председателя ООО “БелоцерковМАЗ” Александра Олейника: полностью сократить штат сотрудников предприятия и начать продажу оборудования для расчета по долгам завода. Узнав об этом, рабочие 2 февраля устроили “голодный митинг”. Свои требования они высказали заместителю губернатора области Ларисе Оленковской. В составленном рабочими заявлении говорится: “...последствия закрытия такого стратегического предприятия для Украины Вам должны быть понятны - это сокращение поступлений в бюджет, сокращение более тысячи рабочих мест, ухудшение платежного баланса в связи с повышением импорта комбайнов иностранного производства, социальное напряжение в городе Херсоне”.
В связи с этим рабочие потребовали: национализировать предприятие без выкупа у собственников, которые полностью сорвали выполнение условий приватизации; выплатить задолженность по зарплате; обеспечить госзаказ на производство комбайнов на предприятии, а также создать необходимые условия для закупки комбайнов на льготных условиях предприятиями АПК Украины.
Оленковская согласилась с обоснованностью требований и пожелала немедленно встретиться с Пугачевой. Этого, однако, сделать не удалось - и.о. директора решила находится подальше от народных волнений и убыла в Белую Церковь. А уже утром 3 февраля толпа работников ХМЗ лихой атакой снесла турникеты проходной и закрепилась в здании заводоуправления. Рабочие избрали Совет трудового коллектива во главе с Леонидом Немчонком и отказались покидать здание до полного выполнения их требований. По словам Сергея Руснака, в здании постоянно дежурят 30 - 50 человек, и каждое утро подходят еще около трехсот.
Рабочим ХМЗ уже удалось привлечь внимание столичных и региональных СМИ к проблеме гибели предприятия, а также добиться встречи с губернатором Херсонской области. Как сообщил глава региона представителям Совета, прокуратура арестовала счета ХМЗ и возбудила уголовное дело в отношении и.о. директора Тамилы Пугачевой по факту многомесячной невыплаты зарплаты работникам завода. Он также подчеркнул, что обладминистрация разделяет мнение рабочих о необходимости национализации предприятия.
ПОЧТИ РЕВОЛЮЦИЯ
При этом херсонцы не ограничились решением собственных, локальных проблем, а обнародовали обращение к трудящимся Украины, в котором призвали создать в стране Комитет координации борющихся коллективов Украины. Таким образом, рабочие ХМЗ фактически инициировали работу над созданием консолидированного института рабочего контроля в масштабах всей страны.
“Этот комитет должен выдвинуть совместные требования от имени трудящихся Украины и обеспечить координацию совместных действий для реализации наших требований: Нет сокращениям! Нет банкротствам и закрытиям предприятий! Национализация стратегических заводов и предприятий под контролем трудовых коллективов! Государственное обеспечение госзаказа и сбыта производимой заводами продукции. Государство оказало многомиллиардную помощь банкам, мы требуем, чтобы государственные средства шли не паразитическим финансовым структурам, а на обеспечение рабочих мест и поддержку реального производства. Погашение долгов по зарплате перед всеми трудящимися Украины, повышение заработной платы до достойного уровня, индексация в соответствии с инфляцией! Обеспечение полной занятости в стране!” - говорится в документе. “Солидарность с работниками ХМЗ уже выразили рабочие других предприятий Херсонской области, Тернопольщины, Винницкой области, Одессы - ждем больше”, - с удовлетворением заметил Руснак.
- Однако эти броские и эффектные манифесты опасны тем, что могут заслонить от стороннего наблюдателя реальное положение дел, - добавил он. - Я лично беседовал с Александром Олейником, и он мне прямым текстом заявил: “Я ничего не могу сделать, не вижу выхода из ситуации, кроме продажи имущества. Банки кредитов не дают”. Притом что у нас производственный цикл составляет примерно два с половиной месяца - начать с нуля практически нереально. У нас есть готовой продукции на 40 млн гривен. Олейник сказал мне: “Хочешь, бери комбайн и иди сам на рынок продавать. Я ведь ничего не могу сделать с тем, что их не покупают”. Мы пытались решить вопрос на уровне областных администраций, делали скидку - один комбайн за 580 тысяч, тогда как обычная цена 730 тысяч гривен. Но если у них у самих прошлогодний урожай до сих пор гниет, и они не могут продать его по достойной цене, то, спрашивается, чем они могут нам, производителям техники, помочь?
Я вижу только один выход - решение судьбы Херсонского машиностроительного на уровне правительства Украины. Масштабы происходящего всем дают понять - это не локальная и даже не региональная проблема, это проблема доверия людей к государству. Наплодили государственных программ по поддержке производителей, и практически ни одна из них не выполняется. Наш профсоюз (работников автосельхозмашиностроения Украины. - И.К.) через Федерацию профсоюзов Украины направил соответствующее заявление в Кабинет министров на имя премьер-министра Юлии Тимошенко. Оттуда откликнулись стандартным обещанием создать комиссию по расследованию кризисной ситуации на предприятии. Но я даже примерно сейчас не могу сказать, когда это все будет создано, как будет работать и в каком порядке сотрудничать с нами. Одно знаю точно - рабочие не выйдут из здания предприятия до тех пор, пока завод не будет спасен, - сказал в завершение председатель первички ХМЗ.
Илья КАРПОВ
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте