Польские профсоюзы бьют тревогу: экономический кризис в стране становится горькой реальностью. Вопрос теперь лишь в том, ждет ли страну взрыв общественного негодования?
Профсоюзные лидеры, с которыми мне довелось общаться в последнее время, только разводят руками, когда слышат, что из всех европейских стран кризис обошел стороной только Польшу. “Настало время распрощаться с мифами”, - говорят они.
Польский злотый давно не был так слаб. Несмотря на все заявления правительства и действия по усилению национальной валюты в отношении к евро, курс все равно находится слишком близко к деморализующей отметке в пять злотых.
Это крайне неблагоприятно, в особенности для тех, кто вынужден выплачивать ипотечные кредиты в иностранной валюте: платить приходится почти на 20 - 25% больше, чем предполагалось. Если же копнуть глубже, становится ясно, что проблем намного больше. Взять хотя бы постоянно растущую безработицу - предприятия и фирмы не прекращают массовых увольнений своих сотрудников.
По заявлениям Главного статуправления страны, официальная безработица уже превысила 10%, а к концу года может вырасти еще на 2 - 2,5%. Серьезное сокращение штата в ближайшее время планируют как минимум 173 предприятия. В общей сложности под сокращение могут попасть около 14 тысяч человек. Даже министр труда Польши Иоланта Федак признала, что в ближайшее время будет скорее хуже, чем лучше. Наибольший всплеск безработицы ожидается уже к осени. И это понятно, дела у польских предприятий идут не слишком хорошо. Во втором квартале текущего года в стране зарегистрировано почти 200 банкротств - вдвое больше, чем за первые три месяца года. Всего в первом полугодии обанкротились 290 компаний, что на 50% больше, чем за тот же период прошлого года. Больше всего среди банкротов производственных предприятий (почти 100) и занятых в сфере услуг (около 80).
Среди обанкротившихся стало больше крупных фирм. 70% от общего количество банкротов - компании с ограниченной ответственностью.
Из-за кризиса правительство Польши пошло на отчаянный шаг, выставив на продажу крупнейшую в Восточной Европе по количеству котирующихся на ней компаний Варшавскую фондовую биржу. Предполагается, что продажа биржи и приватизация других государственных предприятий позволит залатать дыру в бюджете. По прогнозам, сделка завершится в сентябре, и ее стоимость может достичь 3,9 млрд долларов США.
Не удивительно, что профсоюзы все чаще протестуют, публично заявляя о своих претензиях. И это уже не только судостроители, шахтеры или сталелитейщики. Спектр профессий работников, организующих пикеты и манифестации, расширяется. Среди них и сотрудники радиостанций, не согласные с массовыми увольнениями, и торговцы с базаров, оставшиеся без хлеба из-за постоянного повышения платы за аренду, и судьи, учителя, врачи, водители.
Недавно 250 работников мясного комбината “Дуда-Бис” устроили необычную манифестацию перед штаб-квартирами банков “Raiffeisen Bank” и “ING”, не соглашающихся продлить срок выплаты по кредитам и уменьшить размер ежемесячных взносов. Протестующие приветствовали входящих в здание банка сотрудников, угощали их копченостями собственного производства, раздавали листовки. Такое увидишь не часто.
Даже полицейские, пожарники и пограничники выступают против низкой зарплаты и крайне невыгодных изменений в пенсионной системе для сотрудников негражданских служб.
А на прошлой неделе Варшава подсчитывала убытки после битвы, продолжавшейся в центре столицы во вторник с утра до вечера. Почти 200 человек обратились за медпомощью, 37 пострадавших с серьезными травмами были госпитализированы и 15 человек провели ночь в околотках.
Причиной невиданных уже много лет в Польше столкновений стало закрытие ангаров, в которых находилось 700 торговых мест, принадлежавших компании “Купеческие торговые дома”. А несколькими днями ранее в центральной больнице польского города Радом в Мазовецком воеводстве произошел поистине трагический инцидент. Пока медсестры бастовали, требуя повышения зарплаты, из-за отсутствия своевременной помощи там умер пациент, страдающий болезнью почек.
Социологи озадачены - поляки стали протестовать намного чаще и с большей охотой, чем прежде. Делать прогнозы на будущее становится затруднительно. У польских профсоюзов свое мнение: “Да, рабочие прекрасно понимают, что сейчас не лучшее время для извечного требования повысить зарплату, ведь и ситуация в мире не лучшая. С другой стороны, мы должны следить, чтобы работодатели не сваливали на нас всю ответственность за кризис и не злоупотребляли ситуацией, - считает Януш Лазновский, председатель нижнесилезского профсоюза “Солидарность”. - Корову нужно доить, но так, чтобы она не сдохла...”
И эту позицию легко понять, ведь количество увольнений в регионе постоянно растет. Работу потеряли уже десятки тысяч человек. Дошло до того, что профсоюзам пришлось отказаться от повышения зарплат. Во время кризиса оказалось важнее сохранить рабочие места. Многим сейчас приходится переходить на три четверти ставки, брать вынужденный отпуск или работать полный день за меньшее вознаграждение.
Но немало и примеров солидарности профсоюзов и работодателей. Например, на одном из предприятий владелец попросил профсоюз провести референдум, чтобы узнать у рабочих, что они предпочитают: быть уволенными или получать уменьшенную зарплату. Профсоюз от предложения отказался, но посоветовал работодателю самому спросить рабочих - что им больше по душе? Рабочие выбрали уменьшение зарплаты: профсоюз сохранил лицо, рабочие не потеряли работу.
По мнению Лазновского, настал тот самый момент, когда работодатели и профсоюзы перестают быть враждующими армиями с разными интересами. Сейчас атмосфера, по его мнению, располагает к взаимному доверию и пониманию.
Но так думают далеко не все. К примеру, иного мнения придерживается Всепольское соглашение профсоюзов. Организация постоянно рассылает заявления и официальные протесты, подчеркивая, что не намерена мириться с беспределом работодателей. Ведь, окрыленные возможностью все свалить на рецессию и финансовый крах, последние начинают “спасать” предприятия именно с ущемления прав рабочих. Характерно, что большинство таких предприятий вовсе не жалуется на нехватку средств или на спад производства.
И несмотря на разногласия, профсоюзы выступают единым фронтом, если что-то угрожает интересам работающих. Что и произошло, когда появился парламентский законопроект, который позволил бы работодателям без каких-либо преград уменьшать зарплату и сокращать рабочие часы в неделю. Тем же, чья зарплата уменьшилась бы, была обещана компенсация из Фонда труда или Фонда гарантированных рабочих выплат.
Когда профсоюзные эксперты разобрались с “новшеством”, то поняли - внося законопроект, ничего нового правительство не предлагает. Польские работодатели уже давно пользуется аналогичным правом, закрепленным Трудовым кодексом. Рассчитывают, что кризис все спишет. Давно известный в Западной Европе принцип равномерного распределения работы в условиях сокращения ее объемов (worksharing), призванный спасать рабочие места, теперь и в Польше становится инструментом, развязавшим руки нечестным работодателям.
Владимир КИРЬЯНОВ
собкор, Варшава
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте