То, что творилось в минувшую пятницу на улицах польского города Щецин, расположенного на Балтийском побережье, трудно описать словами. Надо было видеть, как многотысячные колонны рабочих, все как на подбор
в белоснежных жилетах с красной надписью “Солидарность”, обложили со всех сторон административные здания и ворота судоверфи, подходы к администрации воеводства и офисам депутатов правящей партии “Гражданская платформа”.
Телевизионщики сбились с ног, чтобы показать происходящее: море транспарантов, взрывы петард, сирены. На транспарантах лозунги: “В защиту судоверфи и рабочих мест”. Горящие костры из автопокрышек, демонстранты с молотками и досками, наглухо забивающие парадные двери корпуса, где заседает правление судоверфи. На одном из плакатов надпись: “Общественный диалог правительства: вру, не вижу, не слышу”. Вскоре появилась и язвительная надпись на заколоченных дверях: “Офисы депутатов “Гражданской платформы” переехали в Катар”.
Почему именно туда? Дело в том, что несколько месяцев подряд правительство кормило докеров обещаниями, что их обанкротившиеся верфи не будут распроданы по кусочкам разным покупателям, а в целости отойдут новому владельцу из богатого нефтью Катара - инвестиционному фонду Qinvest.
И все это на фоне настоятельных требований Европейской комиссии признать банкротами судоверфи, которые не смогли вернуть правительству огромные субсидии, несовместимые с правилами единого европейского рынка. Что интересно, сделке с инвестором из Катара решили воспрепятствовать представители формально распущенного профсоюза “Щецинское товарищество защиты судоверфи и кораблестроительной отрасли”. Его представители направили письмо эмиру Катара и руководству фонда, в котором написали, что в период с 2003 по 2008 годы предприятия, покупаемые ныне арабами, якобы служили “прачечной по отмыванию грязных денег”, а посему их приобретение “нарушает законы шариата”.
В ответ на письмо инвесторы заявили, что транш будет перечислен только после проверки обвинений. По договору первый транш в 40 млн долларов США за покупку верфей должен был прийти до полуночи 21 июля. Однако затем представители инвестфонда объявили, что откладывают перевод до 17 августа.
Когда и новый срок был нарушен, власти принялись искать виновных. Шеф министерства имущества Александр Град назвал письмо щецинских профактивистов саботажем и грязной инсинуацией и даже обратился в прокуратуру с заявлением о возбуждении уголовного дела против его авторов. А премьер-министр Дональд Туск заявил, что если до конца августа в бюджет не поступят 129 млн долларов США за активы “Stocznie Polskie SA” (верфи в Гдыне и Щецине), министр Александр Град будет уволен со своего поста.
Последний и сам поклялся уйти в отставку, если верфи не уйдут с молотка. Помнится, как затаив дыхание вся страна вместе с докерами отсчитывала часы и минуты, остающиеся до полуночи теперь уже 31 августа. Но деньги так и не поступили. Что-то “не срослось” в планах арабских бизнесменов.
Между тем у профсоюзов собственные заботы. Работникам верфей хотя и выплатили довольно приличные выходные пособия, чтобы они смогли продержаться до решения судьбы своих предприятий, но процесс сильно затянулся. Пособия тают на глазах, правительство традиционно пытается успокоить обещаниями и организовать поиск новых владельцев. Не случайно руководитель “Солидарности” в Западнопоморском регионе Мечислав Юрек прямо завил, что главным постулатом манифестантов является продление специального договора для судоверфи еще минимум на три месяца - уволенные корабелы должны иметь возможность и дальше получать ежемесячную компенсацию, установленную в размере двух тысяч злотых (около 700 долларов США).
Характерно, что на улицах Щецина можно было увидеть в этот день не только судостроителей из Щецина, Гданьска и Гдыни. Среди семи тысяч участников акции протеста, организованной Западнопоморским отделением профсоюза “Солидарность”, оказались и рабочие из других регионов Польши. Беды у всех общие - предприятия вынуждают сокращать производство и, соответственно, рабочие места. Людям не нравятся перспективы приватизации, потери завоеванных некогда привилегий и гарантий занятности.
Тех, кто приехал издалека, в Щецине встречали с известным профсоюзным радушием и гостеприимством, кормили традиционным гороховым супом. В это время другие манифестанты разогревались перед основным событием - проверяли работу сирен и голосовых связок. На манифестацию протестующие привезли петицию премьеру Польши, в очередной раз выражая недовольство его работой. Но, как и несколькими неделями ранее, когда профсоюзы разбили у дома премьера в Гданьске палаточный городок, вручить петицию в руки адресата не удалось - тот находился с визитом в Брюсселе.
Этот факт не охладил запал участников. Как и планировалось, они провели часовой митинг перед воротами верфи и пошли к парадному входу Западнопоморского воеводства. Воеводе Марчину Зыдоровичу пришлось отдирать петицию в адрес отсутствующего премьера прямо с дверей управления.
Под транспарантом “ЕС и РП довольны - судоверфи уничтожены” манифестанты спели государственный гимн, а председатель всего профсоюза “Солидарность” Януш Щнядек подробно изложил требования протестующих: прекратить ликвидацию предприятий, не сокращать рабочие места, вникнуть в проблемы трудящихся и начать эффективно управлять экономикой страны.
А кульминацией стала акция “Солидарности” на Грюнвальдской площади перед резиденцией правящей партии “Гражданская платформа”. Именно здесь протестующие и заколотили двери в офис депутатов от крупнейшей партии правящей коалиции. Люди скандировали: “Солидарность! Воры! Довольно! Платформерсы, что вы делаете? Верфь умирает, а вы спите”. Окна и двери забросали яйцами.
Вице-председатель отделения “Солидарности” на судоверфи “Гданьск” Кароль Гузикевич предупредил правительство, что манифестация в Щецине - это только начало волны протестов, спровоцированной ухудшением уровня жизни трудящихся. К слову, немало претензий у профсоюзов и к властям Евросоюза, которые, по их мнению, “сами себе стреляют в ногу”. На прицеле и небезызвестная комиссар по вопросам конкуренции Нелли Кроэс, которая оказывает поддержку судостроению в Азии, но почему-то, как считают профсоюзы, ослабляет позиции судостроения в Европе, запрещая дотации.
И в самом деле, почему?
Владимир КИРЬЯНОВ
собкор, Варшава
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте