Рабочие концерна Opel по всему миру протестуют против реструктуризации своего предприятия, требуя остановить перекраивание его на новый лад. Массовые сокращения и необоснованные планы по сворачиванию производства вызвали недоумение не только у сотрудников соответствующих предприятий, но и у политиков многих стран Европы. C вопросами о том, что происходит сейчас на заводах Opel, “Солидарность” обратилась в Европейский профсоюз металлообработчиков (EMF).
Продолжаются скандалы, связанные с продажей марки Opel, еще принадлежащей американскому автоконцерну General Motors. Пока достоверных сведений об акте купли-продажи в прессу не поступало, но личности покупателей уже известны, а по поводу их намерений распространяется масса слухов.
Будущим владельцем марки станет интернациональное содружество, состоящее из канадской компании Magna и российских Сбербанка и “Группы ГАЗ”. Эта тройка, успешно оттеснившая от американского лота итальянского конкурента - автопроизводителя Fiat, - намерена организовать на заводах немецкой марки производство любых машин, построенных на базе Opel, а “Группа ГАЗ” планирует еще и заменить моделями Opel машины Volga Siber на российских конвейерах.
Но для многих европейских заводов эти далеко идущие планы могут повернуться вовсе не таким радужным боком. Ранее Бельгия и другие страны, на территории которых находятся заводы Opel, уже выражали свое опасение, что немецким предприятиям, которые смогут получать помощь еще и от правительства Германии, будет отдано предпочтение в ущерб другим заграничным филиалам. Все с большим нетерпением заинтересованные стороны ожидали начала переговоров с участием представителей всех ветвей Opel и руководителей Magna о запланированном сокращении персонала, которые были назначены на последнюю декаду сентября в штаб-квартире Opel в Рюссельсхайме. Не удивительно, что информация, появившаяся накануне этого события в издании “Welt am Sonntag”, вызвала эффект спички, зажженной в заполнившемся газом помещении. Газета, ссылаясь на влиятельных представителей команды переговорщиков, сообщала подробности о предстоящих сокращениях на Opel. По данным этого источника пострадать должны были несколько заводов и на территории Германии, где списки сотрудников проредят почти наполовину (на 4500 человек), а больше всего - завод в Бохуме, где собираются сократить более 2000 рабочих мест. Также упоминалось и о сокращении 20% рабочих мест (около 10 560 человек) на заводах компании по всей Европе.
Это стало своеобразным толчком, спровоцировавшим волну протестов и возмущений вокруг покупки Opel. Первым ее валом стала акция, прошедшая 19 сентября в испанском городе Сарагоса. Возмущению местных сотрудников Opel не было предела, так как испанское производство планируется перевести частично или полностью на немецкий завод в Эйзенахе. Свое недовольство планами новых владельцев Opel и грядущими сокращениями при поддержке местных политиков и общественных деятелей пришли выразить более 1000 испанских работников Opel. Рабочих, требовавших сохранить производство, поддержал даже премьер-министр Испании Хосе Луис Сапатеро, обещавший приложить все усилия для сохранения рабочих мест и загрузки на заводе. Также он грозился потребовать от Еврокомиссии детальной проверки планов реструктуризации концерна, ведь по некоторым данным заводы в Испании, на которых собираются популярные и недорогие модели Corsa и Meriva, являются самыми рентабельными и самыми производительными в Европе.
Испанский профсоюз работников завода в открытую заявил о том, что винить во всех бедах следует исключительно заманчивость предложения финансовой помощи от германского правительства, и пригрозил бессрочной забастовкой, если будущие работодатели променяют их на немецких тружеников. В качестве альтернативной версии развития событий профлидеры даже предложили продажу Opel бельгийскому финансовому инвестору RHJI, поскольку этот соискатель, участвуя в тендере на покупку, предполагал сохранение большинства рабочих мест на всех предприятиях - производителях этой марки.
Вслед за этим эстафету приняли сотрудники бельгийского завода в Антверпене, который не просто попадал под сокращения, а вообще был “приговорен к закрытию”. Профсоюз EMF кинул клич по всем городам и весям и собрал на акцию протеста более 3000 человек. Рабочие многих заводов Opel из британских, польских, германских и испанских профсоюзов прибыли в Антверпен не только для того, что бы выразить солидарность с местными сотрудниками, но и для того, чтобы доказать, что все они большая семья, готовая заступиться за любого своего члена. Люди в футболках с надписью “Мы - Opel” буквально заполонили улицы города.
- В данный момент речь идет не только о заводе и работниках, а о будущем целого региона, в котором проживают эти люди и их семьи. Мы просим новый менеджмент прислушаться к нашим словам и создать новую прозрачную концепцию на основе сохранения занятости и признания своих социальных обязательств. Мы настаиваем на проведении открытых переговоров с участием профсоюзов. Нам не нужны эти большие бизнес-игры, где один завод вынужден играть против другого и выживать за счет чужой беды, - заявил в своем выступлении на акции генеральный секретарь EMF Петер Шеррер.
Правительство Германии, обеспокоенное столь жесткой критикой в свои адрес, обязалось в ближайшие две недели представить Европейской комиссии подробный отчет о планах по государственной поддержке концерна. По словам заместителя министра экономики Германии Петера Хинтце, он уверен в том, что действия кабинета в Берлине полностью соответствуют правовым нормам ЕС, и не понимает критики в адрес действий, направленных на спасение автоконцерна.
Елена БЕЛЛИС
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте