Тысячи разгневанных людей, клубы дыма от горящих автопокрышек, взрывы петард, крики, свист, валяющиеся булыжники, разбитые яйца на мостовой и стенах домов, море белых флагов с красной фирменной надписью “Солидарность”... Так выглядел в минувшую пятницу центр самого крупного на западе Польши города - Познани.
Как вспоминают ветераны профсоюзов, так Познань выглядела, пожалуй, только в далеком 1956 году, когда здесь состоялась самая грандиозная в бывшей социалистической Польше акция протеста рабочих. Разумеется, моментально и жестоко подавленная властями. Теперь им непросто обуздать недовольство людей труда, съехавшихся со всей страны, чтобы поддержать коллег с известного завода “Цегельски”. Причем в общих колоннах наряду с обычными работягами и профсоюзными активистами оказались даже местные анархисты.
“Наши громкие призывы мы адресуем премьеру Дональду Туску. Он должен, наконец, нас услышать!” - кричал в мегафон, открывая митинг, лидер отделения профсоюза “Солидарность” Ярослав Ланге. Да и как не услышать, если после митинга колонны рабочих шумно двинулись из ворот завода по исторической трассе, повторяя марш земляков 53-летней давности. Несли транспаранты с портретами премьера и саркастической надписью под ними: “Не ври больше”. Несли и символический гроб для основной партии правящей коалиции “Гражданская платформа”. На лицах пожилых манифестантов слезы: “Это был такой завод! Это настоящая легенда всей Польши...” Здесь были тысячи людей отовсюду: судостроители из Гданьска, учителя, шахтеры, спасатели, водители, медики, представители профсоюза “Солидарность”, члены профсоюзов металлургов “Рабочая инициатива” и “Август 80”. Люди повторяли: “Это общая беда. У нас тоже увольняют, и завтра это можем быть мы”.
Дело в том, что в судьбе завода “Цегельски”, одного из старейших польских производителей двигателей высокой мощности, которые используются в разных отраслях, отразилось происходящее со многими предприятиями Польши. Несмотря на высокие объемы производства в 2008 году (более 200 млн долларов), итог убыточен: продукция невостребована. Судоверфи - на краю банкротства, заказы от них отсутствуют. С октября с “Цегельски” уволены 500 человек. Растут долги предприятия, рабочим выдают зарплату нерегулярно и по частям, в любой момент завод может потерять финансовую ликвидность и пойти с молотка.
Уже полгода профсоюзы пытаются достучаться до правительства. Не помогли ни протесты, ни символическая “рабочая вахта” у дома премьера. Профсоюзы уверены: “Цегельски” стал одной из крупнейших жертв политики правительства, не сумевшего найти инвестора для судоверфей. В итоге 60 тысяч работников многих предприятий по всей стране, выполнявших заказы для судостроителей, перекочевали на улицу. Простить такое правительству профсоюзы не могут. Что касается “Цегельски”, то от властей они настойчиво требуют разработки и реализации четкого плана спасения рабочих мест и самого предприятия. Настаивают на финансовой помощи коллективу на том же уровне, что и судостроителям Щецинской и Гданьской верфей: выходное пособие от 20 до 60 тыс. злотых каждому. А также - на выделении средств на текущие нужды предприятия, в том числе на зарплаты, на срочную подготовку программы реструктуризации и новой экономической стратегии завода...
Конечный пункт марша - Воеводское управление, вручение главе региона петиции для премьера. Надеялись, что все пройдет мирно, но вышло иначе. Не дождавшись воеводы, протестующие подожгли символический гроб правящей партии, забросали здание яйцами, камнями, петардами. Оборону держала полиция, используя железные панели заграждений и резиновые дубинки. Демонстранты же, в основном анархисты, пытались взять ограждения штурмом, метали древки от флагов и транспарантов. Трое полицейских получили легкие ранения. Схватка могла бы перерасти в серьезные волнения, если бы не вмешался вице-председатель “Солидарности” Гданьской судоверфи Кароль Гузикевич. Когда ситуация разрядилась, к протестующим вышел воевода и все-таки принял петицию для премьера.
Как водится, уже после манифестации, когда утихли взрывы петард и небо перестали застилать клубы черного дыма, стали подводить итоги. Полиция традиционно обвинила профсоюзы в агрессии и атаках на стражей порядка. В ответ на это Гузикевич напомнил: профсоюзы предупреждали, что акция протеста станет одной из самых масштабных в истории Познани, и выдвинул встречное обвинение. По мнению Гузикевича, беспорядки были инициированы тайными агентами полиции - провокаторами среди демонстрантов. Обвинения были сразу же отвергнуты полицией.
Великопольский воевода Петр Флорек заявил, что деньги для увольняемых работников “Цегельски” гарантированы, несмотря на трудности предприятия, да и диалог более чем уместен. Но с выполнением требований о выходных пособиях, какие получили работники судоверфей, ситуация сложнее. Спецзакон для корабелов предусматривает продажу всего их имущества с молотка, а вот в случае с “Цегельски” таких планов не предвидится - предприятие будет функционировать.
Шеф профсоюза “Солидарность” Януш Щнядек, который активно участвовал в манифестации, сравнил ее с протестом в июне 1956 года, когда работники “Цегельски” также вышли на улицы: “Как и каждое поколение, мы сегодня встаем на защиту достоинства людей в тех условиях и в то время, в которое живем”. По его мнению, аналогию с минувшими трагическими событиями в истории Польши найти легко и ныне. В очередной раз власть не слушает трудящихся, и это заканчивается трагедией - потерей рабочих мест и средств к существованию. Люди в отчаянии и выходят на улицы, чтобы воевать и бороться за свои права.
Владимир КИРЬЯНОВ,
собкор, Варшава
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте