Несколько десятков человек, недовольных законодательной инициативой правительства по повышению пенсионного возраста, вышли 24 марта на пикет перед зданием парламента Эстонии в Таллине. Скромное количество участников акции протеста было обусловлено лишь сжатыми сроками подготовки пикета. Более масштабные выступления, по всей видимости, еще впереди. За комментарием корреспондент “Солидарности” обратился к председателю центрального союза профсоюзов Эстонии Харри ТАЛИГА.
24 марта в эстонском парламенте обсуждался новый законопроект, по которому пенсионный возраст граждан Эстонии должен быть увеличен на 2 года: с 63 до 65 лет. Сами эстонцы подобную инициативу правительства весьма не одобряют. Они вполне готовы честно трудиться, но лишь пока на это хватает здоровья. Два дополнительных года работы, по мнению многих эстонцев, продолжительность жизни не увеличат. Не оправдывает в глазах людей этот законопроект и то, что речь идет о повышении пенсионного возраста только с 2017 года. О будущем нужно думать уже сегодня, и если не учесть весь спектр последствий, это может привести к ряду дополнительных проблем.
В Центральном союзе профсоюзов Эстонии (ЦСПЭ) считают, что у жителей страны попросту не хватит здоровья трудиться до столь преклонного возраста. Как рассказал “Солидарности” председатель ЦСПЭ Харри Талига, если сравнивать с данными по другим странам Евросоюза, состояние здоровья граждан Эстонии оставляет желать лучшего. Средняя продолжительность жизни среди мужского населения страны составляет сейчас 67 лет, но многие не доживают и до 65.
- У нас очень быстрый рост количества пенсионеров по нетрудоспособности, - сетует Талига. - Пенсии же при этом весьма невысоки. Одно из наших требований - ввести специальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Государство должно компенсировать людям реальную утрату трудового дохода. С другой стороны, это должно побудить работодателей к улучшению условий труда на местах.
Второй важный момент, по словам председателя ЦСПЭ, - это приспособленность рабочих мест под нужды пожилых людей, ведь с возрастом работоспособность падает и трудящиеся быстрее устают. Кроме того, неизвестно, смогут ли будущие пенсионеры сохранить работоспособность по своим специальностям. Если пенсионный возраст увеличат, для пожилых граждан необходимо будет организовать специализированные курсы повышения квалификации и переподготовки, учитывающие их возможности и потребности. Повышение пенсионного возраста должно сопровождаться множеством различных социальных программ, на которые необходимо выделять значительные средства. Однако, как сообщает Харри Талига, никто сегодня этот вопрос даже не поднимает.
- Правительство нарушило наше трехстороннее соглашение в той части, что все подобные законодательные инициативы сначала должны направляться для ознакомления и рассмотрения социальным партнерам. Этого сделано не было, - заявляет Талига. - Нас попросту поставили известность, что правительство решило так поступить. Ни на одно из наших замечаний не обратили внимания.
Чтобы показать, насколько законопроект неугоден эстонцам, 24 марта ЦСПЭ организовал пикет у здания парламента Эстонии. В акции протеста приняли участие около 60 человек. Впрочем, небольшое количество участников в данном случае не показатель. Пикет был организован менее чем за сутки, и задачи собрать максимальное количество человек профсоюз перед собой не ставил. Многотысячные акции протеста по этому поводу могут начаться несколько позже. По словам Талиги, кроме представителей профсоюза, пришедших на место пикета, так сказать, по долгу службы, к пикетированию присоединялись и обычные граждане, просто проходившие мимо. Люди не желают, чтобы их принуждали работать дольше срока, положенного не только в масштабах отдельно взятого рабочего места, но и в масштабах всей их жизни.
Александр КЛЯШТОРИН
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте