Top.Mail.Ru
Забугорье

Первомай у Рийгикогу

День международной солидарности трудящихся в толпе недовольных

Парламент Эстонии (Рийгикогу) стал инициатором проведения в стране пенсионной реформы, планомерно повышающей пенсионный возраст до 65 лет. 1 мая в Таллине состоялся тысячный митинг против этого решения. Вместе с тем вопрос пенсионного возраста для многих стал лишь поводом потребовать отставки премьер-министра Андруса АНСИПА. Характерно, что большая часть пришедших в тот день к Рийгикогу - русскоязычное население. У стен парламента корреспондент “Солидарности” выслушал претензии протестующих.


ПРОТИВ “БЕЛОК” И ГОСПОДИНА АНСИПА


Первомайское небо Таллина было сплошь заложено серыми низкими облаками, до обеда не прекращался сильный холодный дождь. У здания парламента Эстонии (Рийгикогу) в Старом Городе к двум часам дня появились люди с самодельными плакатами следующего содержания: “Господин Ансип, подайте в отставку!”, “Пожалуйста, не сокращайте пенсии!”, “Конец самоуправству белок!” “Мы достойны лучшего правительства”, “Хотим работы!” и т.д. Белка - символ правящей в настоящий момент Партии реформ, господин Ансип - премьер-министр Эстонии Андрус Ансип, председатель этой партии. Непосредственных участников митинга - около тысячи человек.

Безусловно, происходящее под стенами Рийгикогу - политическая акция: на сцене представители Центристской партии Эстонии под своими знаменами, ораторы намекают на парламентские выборы в следующем году. Центральный совет профсоюзов Эстонии к происходящему отношения не имеет, их первомайская демонстрация состоялась не в столице, а в курортном городе Пярну. Как впоследствии рассказал председатель Центрального совета Харри Таллига, на этой акции присутствовало не более 400 человек со всей страны, основные лозунги касались катастрофически высокого уровня безработицы. На Тоомпеа (холм в Старом Городе, где расположено здание парламента) безработице также уделили внимание, но, по всей видимости, даже повестка дня в виде пенсионной реформы не являлась в этой акции главным. Протестовать пришли против всего разом, парламенту и правительству говорили одно обширное: “Не верим!” Кстати, слышна была по большей части русская речь, что отражает и степень социальной удовлетворенности русскоязычного меньшинства, и, в какой-то мере, его политические предпочтения. Выступления центристов на эстонском сопровождались переводом на русский. После выступления мэра Таллина и лидера центристов Эдгара Сависаара из толпы раздался выкрик: “Дайте работу!” А затем его автор - 60-летний эстонский пенсионер Сергей Веселов - пояснил мне:

- Я пенсионер, получаю около 4600 крон пенсии. Умножьте на 2,5, чтобы получить сумму в рублях. Если бы жил один и не работал, прожить на эти деньги было бы очень проблематично. Но это сейчас не так важно, проблема-то в другом. Мы сейчас требуем грамотной пенсионной реформы, а в это время тысячи молодых сидят без работы. Почти сто тысяч безработных в стране, где все население около полутора миллионов. Пенсии в Эстонии зависят от налоговых отчислений работника в течение его трудовой жизни - если сейчас правительство не задумается о программе занятости для молодежи, те, для кого актуальна нынешняя непопулярная пенсионная реформа, вообще ничего не получат, потому что так без работы и останутся. Вот о чем нужно думать!

Плечом к плечу с пенсионерами стоят под антиправительственными плакатами и студенты. Также русскоговорящие:

- Они обещали нам 50 тысяч рабочих мест, а вместо этого у нас 50 тысяч новых безработных, да еще провели через парламент жесткую пенсионную реформу. Конечно, мы против и - слава богу - пока можем открыто об этом заявить. Я, например, хочу найти подработку на лето, сначала сам искал, потом попробовал через социальную службу. Пришел к выводу: практически невозможно. Здесь еще один подспудный момент: когда ходил на собеседования, часто спрашивали, русский ли и как отношусь к России. Уже сейчас чувствую, что после университета с русской фамилией найти работу мне будет вдвойне непросто.

Второй добавляет:

- Да что работа, даже практику для университета негде проходить. Учусь в ТТУ (Таллинский технический университет. - И.К.), специальность у меня востребованная, прикладная, но сейчас и работаю, и практику получаю не по своей основной профессии. Отца сократили полтора года назад, мама получает около 9 тысяч крон в месяц - на это и живем. К тому же едва не остались без квартиры. Наш дом находился в госсобственности. Нам предложили его выкупить за 750 тысяч крон. Это нормальная цена, но соседней эстонской семье такую же квартиру оценили в 250 тысяч крон. Мы подали в суд, по его решению цена для всех семей составила по 500 тысяч. Мы сегодня пришли сюда именно по этой причине: нам нужна работа и равенство, политические игры нас не интересуют.

В толпе обнаруживаются люди с массивными американскими флагами. Русские предпочитали занимать места по другую сторону от сцены. Один из знаменосцев в маске президента США Барака Обамы. Не переставая ослеплять экспортной белозубой улыбкой, маска коротко говорит на плохом английском:

- Я против премьер-министра, потому что эстонцы вынуждены подсчитывать кроны до зарплаты, а мои друзья лишились работы, потому что многие сильные эстонские компании принадлежат иностранцам, и деньги уходят из страны. Американцы в кризис серьезное внимание уделили социальному сектору, мы должны быть с ними и делать как они. Пусть нам поможет Америка.

Стоящая неподалеку женщина пенсионного возраста долго смотрит на флаг США, а потом не выдерживает и буквально силой заставляет меня выслушать ее мнение:

- Вот этого я и боялась. Мы все перемешались здесь - и русские, и те, кто считает Америку раем, и те, кто хочет лишь добраться до власти. Я не поддерживаю никого из тех, кто сыпал сегодня новыми обещаниями, думаю, мало кто вам скажет, что пришел поддержать Центристскую партию. Но протест есть - и одно это правильно. Я любила Эстонию, всю жизнь жила и работала здесь, а сейчас больше всего на свете хочу уехать в Россию. Мы живем здесь на наши нищенские пенсии, с политикой двойных стандартов, в полной зависимости от Запада. А все равно бесполезно, ничего мы этими митингами не добьемся. Расскажите лучше, как там у нас живется?

Так или иначе, но митинг завершился принятием заявлений в адрес исполнительной и законодательной власти. Первое: отменить неподготовленную реформу пенсионного возраста. Второе: подготовить и принять закон о создании новых рабочих мест. В заключение: не проводить реформу образования, которая повлечет за собой серьезное сокращение количества образовательных учреждений в масштабах всей страны. Мысль, направленная со сцены в собравшихся эстонцев, кристально ясна: Партия реформ обещала, но не сделала, Центристская партия обещает и сделает.

Митинг закончился, площадь стихла и опустела. Недавние протестанты спускаются с возвышенности Тоомпеа к площади Вабадузе. За спиной - гордый Рийгикогу и консервативный собор Александра Невского, впереди - заносчивый Крест Свободы и зеркальные грани бизнес-центров. На стене большая растяжка: “У Ансипа есть работа, а у тебя нет. Его это устраивает”.


РЕВЕРАНСЫ ЕВРОЗОНЕ

Разобраться в том, что фактически представляет собой эстонская пенсионная реформа (формальный повод для первомайского митинга), помог председатель Центрального союза профсоюзов Эстонии Харри Таллига.

- Смысл пенсионной реформы в том, что когда пенсионный возраст у женщин достигнет 63 лет, что произойдет в 2017 году, общий пенсионный возраст как у женщин, так и у мужчин будет каждый год повышаться на три месяца. То есть в 2017 году на пенсию смогут пойти те работники, которым исполнилось 63 года и три месяца, и так постепенно до 2026 года, когда пенсионный возраст достигнет 65 лет. ЦСПЭ выступал и выступает резко против того, какими методами было принято это решение: никаких трехсторонних переговоров, мы были просто поставлены перед фактом.

По его словам, увеличение возраста выхода на пенсию для жителей Эстонии - дело неизбежное. Число пенсионеров в соотношении с количеством работающих с каждым годом растет, и реформа может принести до 8% экономии госбюджета. Проблема лежит в другой плоскости: насколько государство готово к социально-экономическим последствиям этой реформы?

- Самое важное - это обеспечение таких условий труда, чтобы люди были, во-первых, в состоянии работать в возрасте 65 лет, а во-вторых - имели бы эту возможность не на бумаге, а на деле. Очевидно, что часть людей предпенсионного возраста не в состоянии качественно и оперативно исполнять те же обязанности, что им вменялись в молодости. Более того, целые профессии и отрасли промышленности (к примеру, текстильная) уходят в прошлое. Следовательно, пожилым людям нужны новые виды занятости, что требует переобучения, а оно - источников финансирования. В то же время государство практически официально считает людей в возрасте 50 лет и выше находящимися вне той целевой группы, которой это переобучение будет предоставляться, - удивляется Таллига.

Соответственно, если правительство намерено устраивать грядущую армию безработных стариков на низкооплачиваемые неквалифицированные места, то никаких социальных проблем этим не решить. Получают они на социальных псевдодолжностях минималку или пособие из кассы страхования от безработицы - никакой разницы, просто переливание государственных денег из одного департамента в другой для последующей передачи по назначению. Сейчас же, по мнению Таллиги, правительство в свете скорого, но пока лишь вероятного перехода страны в зону евро, пытается сделать реверанс в адрес сильнейших: мол, развиваемся в ногу с вами, издаем одинаковые законы, в стране все хорошо - принимайте.

- Наш призыв к правительству - уже сейчас начинать разрабатывать программы для принятия мер по реальной занятости будущих пенсионеров, чтобы к 2017 году мы уже четко знали, что за пожилых работников не следует беспокоиться. А сделать это можно только лишь решив основную проблему: разобраться с общей чрезмерной безработицей, - подчеркнул председатель ЦСПЭ.

Илья КАРПОВ
Фото автора
Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Новости Партнеров
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

"Солидарность" - свежие новости



Новости СМИ2


Киномеханика