Рабочий день по 16 часов, три года жизни за высоким забором, зарплата ниже минимального размера оплаты труда... На все это молодые индийские девушки, многим из которых нет и 14 лет, соглашаются добровольно, чтобы стать “сумангали”, или “счастливой замужней женщиной”.
Исследовательская группа, созданная международными неправительственными организациями Solidaridad и Fair Labour Association, подготовила Специальный майский доклад. Он стал плодом многомесячной работы активистов в индийском штате Тамилнад. В центре внимания оказалась так называемая “схема сумангали”, или наем молодых девушек (обычно 12 - 16 лет) для работы на текстильных и швейных производствах взамен на незначительную “стипендию” и приданое. С конца 1990-х годов эта схема особенно сильно распространилась в Тамилнаде.
На текстильных и швейных фабриках Индии обычно работают от 100 до 6000 девушек, причем по 12 - 16 часов в день, с обязательными переработками и ночными сменами. Высок риск заболеть астмой, за техникой безопасности никто не следит. Распространены и беременности - часто девушки подвергаются не только оскорблениям, но и сексуальным домогательствам. Живут при этом работницы едва ли не в тюремных условиях: общежитие окружено высокими стенами, за покупками ходят под конвоем, контакты с внешним миром сведены к минимуму.
При этом, как следует из доклада, девушки соглашаются на это отнюдь не от хорошей жизни: 47% - под давлением родителей, чтобы помочь семье свести концы с концами, остальные 53% - относительно добровольно. Для них это единственный способ сбежать от тяжелого домашнего труда поближе к городу, а также получить приданое, без которого для бедняцкой дочери “счастливый брак” просто немыслим. Таков индийский обычай, впрочем, давно запрещенный законом. Работает девушка чаще всего три года и безо всякого договора. Все это и называется “схемой сумангали”.
В обмен работницы в зависимости от квалификации получают ежемесячную стипендию, которая в половине случаев не достигает и минимального уровня в 82 - 113 долларов, установленных законодательно. Часто из этой стипендии делаются грабительские вычеты. Но главное - через три года, к своему замужеству, девушка получит единовременную выплату в 25 - 50 тыс. рупий (около 500 - 1000 долларов). Впрочем, как показывает доклад, часто эта сумма идет не на приданое, а на выплату долгов ее семьи. Да и далеко не все, кому удается доработать до конца, получают эти деньги.
Разумеется, “схема сумангали” незаконна. Однако многие родители, опрошенные исследователями, на ее стороне: для них, кроме материальной помощи, это еще способ “оградить” дочь от соблазнов и опасностей. Ведь более 60% работниц принадлежат к касте неприкасаемых, а в Индии до сих пор распространены насилие и жестокость в отношении этой группы.
Для борьбы с этой системой найма активистам, благодаря освещению в СМИ, за последние месяцы удалось выдвинуть несколько многосторонних инициатив. До сих пор, однако, как признают авторы доклада, большинство из них - всего лишь дискуссионные площадки, где активисты могут донести до объединений работодателей печальные факты. Многочисленные “кодексы этических стандартов”, принятые несколькими ассоциациями под нажимом общественников, не имеют реальных механизмов контроля и реализации, в том числе не хватает внимания со стороны индийских властей.
Да и непохоже, что некоторые “заинтересованные стороны” так уж заинтересованы в устранении “схемы”. Например, под видом борьбы за равные права женщин на труд одна из ассоциаций - прядильных производств Южной Индии - в 2000 году добилась признания неконституционным запрета на привлечение женщин в ночные смены. Вот и сейчас, если верить докладу, другая ассоциация призвала не путать дисциплину с рабством, как это делают на Западе.
И все же авторы доклада полны оптимизма: уже удалось заставить глобальные бренды раскрывать свои цепочки поставщиков, что позволяет обнаруживать “потогонные” производства. Но чтобы добиться прорывов, нужно включать в диалог все звенья - от производителей волокна до пошивочных производств. “В противном случае мы рискуем, что будет слишком много инициатив, слишком мало результатов”, - резюмируется в докладе.
Алексей ГУСЕВ
“А”-СПРАВКА
Штат Тамилнад (“страна тамилов”), расположенный на юге Индии, - средоточие легкой промышленности, которая кормит 35 млн индийцев (больше занято только в сельском хозяйстве). Здесь производится свыше 60% индийских трикотажных изделий, находится более 65% прядилен в стране. Около 30% пряжи закупают непосредственно международные гиганты - производители одежды, такие как H&M, Marks&Spencer, Diesel, Timberland и др. Еще почти четверть продукции становится сырьем западных компаний опосредованно, через экспорт в Китай и Бангладеш.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте