На прошлой неделе представители крупнейшего промышленного профсоюза Германии IG Metall и работодателей металлургической и электротехнической промышленности подписали новое тарифное соглашение. Оно в целом повысит зарплаты в отрасли, а в частности - облегчит жизнь молодых специалистов и персоналу с “атипичными” формами занятости.
20 мая, после изнурительного пятого раунда переговоров вокруг отраслевого соглашения, профсоюз работников металлообрабатывающей и электротехнической промышленности Германии IGM и объединение работодателей этих отраслей пришли к согласию. Сначала пилотный вариант соглашения был подписан в Баден-Вюртемберге, а затем, по традиции, к нему по очереди присоединились остальные земли.
С конца апреля профсоюз вывел почти 800 тысяч своих членов на массовые предупредительные забастовки (“Солидарность” № 18, 2012). В случае если требования не будут выполнены, предупреждал IGM, акции протеста станут бессрочными.
Сразу скажем: целиком и полностью ни одно из требований профсоюза не было удовлетворено. IGM добивался повышения зарплат на 6,5% - в итоге они вырастут лишь на 4,3% в течение 13 месяцев (повышение будет рассчитано задним числом, с 1 мая).
- Повышение на 4,3% - это хороший итог. Это выше, чем прогнозируемые темпы инфляции на 2,3% и повышение производительности труда в стране на 1,5%, - говорит Хартвиг Дурт, первый уполномоченный IG Metall в Зигене, Северный Рейн-Вестфалия.
Второе главное требование касалось нестандартных форм занятости и заемного труда: профсоюз настаивал, чтобы работников уравняли в оплате вне зависимости от типа контракта, а также учитывали мнение профсоюза на предприятиях при определении численности занятых через аутсорсинг.
Зарплата же занятых по временным и аутсорсинговым договорам благодаря соглашению вырастет на 15 - 50% в зависимости от стажа работы на предприятии. Но для полного устранения серьезной разницы в уровне оплате труда этого мало: в Германии занятые по бессрочным договорам получают в среднем на 40 - 50% больше своих коллег в системе аутсорсинга. Также компания вынуждена будет предложить постоянный контракт всем, кто раньше работал без него, по истечении двух лет производственной деятельности. Но и здесь есть подводные камни. По данным одного из отраслевых объединений работодателей, обычно заемные работники не удерживаются на месте дольше шести-семи месяцев.
Третье требование касалось гарантий обязательной и бессрочной занятости для выпускников производственного обучения, т.е. молодых специалистов, только что получивших среднее профобразование.
IGM добивался конкретных обязательств от промышленников, однако проблема скорее спускается на уровень отдельных предприятий, хотя в производственных советах работники и приобретают больше полномочий. Теперь профсоюз совместно с работодателем будет определять потребность в труде выпускников исходя из экономических показателей предприятия. Если договоренность о найме к концу стажировки будет достигнута, выпускник сможет рассчитывать на бессрочный контракт. Если нет - только на 12 месяцев гарантированной занятости.
И все же повышение зарплаты - это очевидный успех для немецких металлистов, которого не удавалось добиться в течение двадцати лет. Что интересно, обычно сдержанное правительство неожиданно тепло встретило результаты переговоров.
- Это вопрос справедливости, чтобы временные работники получали столько же, сколько их коллеги, работающие на постоянных контрактах. Этот пример должен стать хорошей школой и может быть распространен на остальные отрасли, которые применяют временную занятость, - прокомментировала результаты забастовок министр труда Урсула фон дер Лейен.
Алексей ГУСЕВ
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте