Top.Mail.Ru
Закулиса

Бюджетный одобрямс

Минфину отдали страну на три года

Госдума приняла правительственные поправки в Бюджетный кодекс, сводящие парламентское участие в бюджетном процессе к ритуальному действу. Все важнейшие вопросы будет решать даже не правительство, а Минфин, забравший практически все финансовые и инвестиционные полномочия, тогда как роль депутатов и сенаторов и в процессе формирования бюджета, и в контроле расходования бюджетных денег сводится к чисто декоративной. Репетиция пройдет уже через месяц: новый бюджет-трехлетку правительство внесет в парламент в апреле, а отчет об исполнении бюджета-2006 появится в Госдуме не раньше лета...

Бюджетный кодекс (БК) меняется радикально. Госбюджет станут в пожарном порядке принимать в трех чтениях на три года сразу, бюджеты федеральных социальных фондов также будут верстаться на трехлетний срок. Два из них - Пенсионного фонда и Фонда соцстраха - уже дефицитны (денег не хватает). В дальнейшем не исключено превращение и госбюджета из профицитного в дефицитный, особенно в случае падения мировых цен на нефть. По мнению наблюдателей, раз изменения в бюджете будут осуществляться “федеральной бухгалтерией” очень шустро и фактически втихаря, то даже и демонстративного “секвестра по-чубайсовски” (урезания расходных статей бюджета) может не понадобиться. Просто не нужно будет добавлять денег в инвестиционные и социальные программы, а оставить все как есть. Тогда как Стабфонд “свое возьмет” в любом случае...

ПАРТИЯ И ВЛАСТЬ: ВСЕ УТРЯСЕТСЯ

7 марта депутаты поздравили с Международным женским днем замминистра финансов Татьяну Голикову. И с болью в сердце приняли представленный “железной леди” Минфина законопроект “О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов РФ”. По словам Голиковой, Бюджетный кодекс меняется “на 90%”, неисправленными пока остаются лишь три главы БК - о Стабфонде, ответственности и финансовом контроле. Законопроект детализирует понятия “расходных обязательств” по их видам; наиболее полно описаны публичные расходные обязательства. В первом чтении парламент теперь будет утверждать не только макроэкономические показатели, но также объем межбюджетных трансфертов и объем публичных обязательств. А к последним, по Голиковой, “относятся денежные выплаты непосредственно населению, которые не зависят от ситуации с исполнением бюджета”. Логика у правительства такая: раз госбюджет будут верстать на три года вперед, значит, прежде всего, упростится процедура социальных выплат - пенсий, пособий и прочих компенсаций. Они будут определяться в денежной форме и не потребуют ежегодного переутверждения. И властям удобно, и у населения иллюзий не будет: пайку - точно в срок!..

А есть еще непубличные обязательства - там совсем темный лес... Планирование бюджетных инвестиций также меняется: решение направить бюджетные средства в объекты капитального строительства со сметной стоимостью от 0,6 млрд до 10 млрд руб. будет принимать правительство РФ (законом, как сейчас, это не нужно будет оформлять), а до 600 млн руб. - министерства и ведомства. Что захотят, то и профинансируют. Помимо этого, в дальнейшем закон о бюджетной классификации (роспись расходных и доходных статей бюджета с конкретными цифрами) не будут каждый раз вносить параллельно бюджету - классификация будет полностью включаться в закон о бюджете. Принимаемый, как мы помним, на три года сразу. В общем, как говаривали члены правления гаражного кооператива “Фауна” в знаменитом рязановском фильме, “Списком, списком принимаем, товарищи - нечего тут волынку тянуть!..” Субъектам Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано по возможности также переходить на трехлетнее бюджетное планирование. Хотя регионалам и муниципалам разрешается и сохранить действующие правила. Они ж у нас самостоятельные, а уж полномочий сколько имеют - с прицепом!..

Содокладчик - глава Счетной палаты РФ Сергей Степашин - сообщил, что расширение горизонтов бюджетного планирования уменьшит количество согласований и придаст процессу оперативность. Далее гражданин Степашин поздравил госпожу Голикову с праздником 8 марта. Его примеру последовали и законодатели. Правда, и поспорить было о чем.

Зампред профильного комитета ГД по бюджету и налогам Виталий Шуба (“ЕР”) призвал поддержать проект в первом чтении, хотя и раскритиковал его. “Правительство предлагает принимать бюджет в трех чтениях, причем в первом чтении уже должны быть утверждены обязательства государства, - сообщил он. - У парламента, таким образом, нет возможности обсуждать прогноз социально-экономического развития страны, объем валового продукта и уровень инфляции. Хотя показатель инфляции очень важен при любых бюджетных расчетах вообще! Уже сегодня у парламента фактически отсутствует возможность влиять на решения исполнительной власти по бюджету. Тогда как решение социальных проблем - это, прежде всего, финансирование. Правительство принимает принципиально важные целевые программы и предлагает нам сразу же их утвердить как целевую статью расходов - нас ставят перед фактом, что та или иная программа стоит столько-то, а мы должны принять или отклонить эту цифру, и в этом все наше участие!.. Мы же считаем, что должно обсуждаться, каким образом та или иная цифра появилась. Иначе... никто не слушает мнение парламента. Мы должны эту ситуацию переломить. Еще вопрос - с инвестициями в инфраструктурные проекты. Правительство предлагает в законе о бюджете прописывать финансирование объектов только стоимостью более 10 млрд рублей. Но такие объекты можно по пальцам пересчитать, а остальные объекты под обсуждение вообще не попадают!.. “Единая Россия” добивалась создания Инвестиционного фонда, но про него в новом бюджетном кодексе почему-то вообще ни строчки!.. Таким образом, вложения в рамках федеральных адресных инвестиционных программ (ФАИП) - а это сумма в триллион рублей с лишним! - парламенту предлагается просто проштамповать”.

Глава аграрного комитета ГД Геннадий Кулик высказался более осторожно: “Совершенно не раскрыто, как будет технически осуществляться законотворческая деятельность по корректировке бюджета в последующие годы, как это связать с фактическим исполнением бюджета за предыдущий год, и многие другие вопросы”.

ОППОЗИЦИЯ: БЕЗ НАДЕЖД

Перешли к вопросам. Любовь Ближина из фракции ЛДПР подметила, что столь важные законы приходится принимать чуть ли не всегда перед отпуском или перед праздником. Член ЛДПР Алексей Митрофанов спросил Голикову, зачем вообще нужно перераспределять бюджетные полномочия: “Мы и так в последние годы не принимаем никакого участия в этом процессе - даже нулевого чтения бюджета уже нет!” Митрофанов добавил, что даже при социализме у якобы безгласных депутатов Советов было больше полномочий и с ними считались даже в Госплане (ага-ага, в 1980-е годы особенно...). И пригрозил, что в случае чего народ выйдет на улицы. По существу вопроса Голикова не ответила ничего, сообщив лишь, что не согласна с тем, будто законопроект умаляет роль парламента. “Родинец” Сергей Глотов заявил, что Минфин ставит себя “над парламентом, президентом и правительством”. Валентин Варенников потребовал ответа на вопрос, где хранятся средства Стабфонда и как планируется их использовать. Голикова ответила, что глава БК о Стабфонде в данном законопроекте не исправляется, но уже готовятся поправки, которые “будут регулировать вопросы профицита и дефицита бюджета” и введут новый порядок формирования Стабфонда с его разделением на “резервную часть” и “фонд будущих поколений”. “Следует отказаться от существующей сегодня в законодательстве нормы о “цене отсечения” в Стабфонд. И установить сумму, фиксированную как долю к ВВП, которая будет идти на соответствующие расходы бюджета”, - заявила Голикова. В общем, упадут цены на нефть - снизится ВВП, то же произойдет с госрасходами на инвестиции и нас с вами. Раньше депутаты хоть “из популизма” чего-то добавляли, ну а теперь все будет зафиксировано на три года, и шабаш.

Независимый депутат Валерий Зубов не поверил единороссам, предполагающим внесение неких принципиальных поправок во втором чтении. Зубов заявил, что отныне парламент будет отстранен от всякого участия в формировании социально-экономической политики: “Зачем мы тогда вообще здесь нужны?..” Ну а “родинец” Виктор Черепков и вовсе объявил, что чиновники депутатов “считают за идиотов”. Потому как госбюджет “и так уже стал бесконтрольным по всем направлениям, а если такая тенденция и дальше пойдет, то в конце концов бюджет станет общаком Минфина!”

На том и успокоились. Парламентское большинство не подкачало и даму из Минфина огорчать не стало. Цветочки в студию.

Вадим БАРАБАНОВ


МНЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЯ
Сергей ЧИЖОВ, член комитета ГД по бюджету и налогам (“ЕР”):


- Проект исключит из практики возникновение обязательств перед гражданами, которые федеральный бюджет, исходя из федерального законодательства, не исполнял бы. Именно для этого из общего объема расходных обязательств выделена особая категория - публичные обязательства, которые подлежат исполнению в силу закона или нормативного правового акта. А уже в их составе особое место занимают публичные нормативные обязательства перед гражданами (пенсии, зарплаты, пособия и т.п.). Однако Минфин пока не сформировал полного перечня этих обязательств и отработанной методики их прогнозирования. К тому же, по предварительным оценкам, объемы этих расходных обязательств могут составить более 1,2 трлн рублей. Открытыми остаются и вопросы к налоговой системе в связи с переходом на бюджетную трехлетку. Известно, что основной источник доходов федерального бюджета - это налоги. Поэтому понятно, что при бюджетировании в масштабах страны необходимо, чтобы налоговая система уже сейчас была максимально стабильна и сбалансирована. Иными словами, радикальных изменений в налоговой системе в ближайшие годы не планируется...


“А”-СПРАВКА

9 марта президент РФ Владимир Путин обнародовал Бюджетное послание на ближайшие три года. Задачи в нем ставятся глобальные. Среди прочих - задача “в качестве первого шага” увеличить МРОТ в РФ с сентября этого года до 2300 рублей. (“Необходимо определить сроки поэтапного повышения МРОТ до уровня не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения”) Президент поручил правительству РФ принять решения, позволяющие главным распорядителям бюджетных средств вводить (в пределах средств, предусмотренных на оплату труда) для подведомственных бюджетных учреждений системы оплаты труда, отличные от ЕТС. (“Применение таких систем должно обеспечить соответствие качества труда работника и уровня его оплаты, а также достижение достойного уровня зарплаты в бюджетной сфере”) В среднесрочной перспективе президент требует “решить задачу доведения размеров социальных пенсий до уровня не ниже прожиточного минимума пенсионера”.
Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Новости Партнеров
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

"Солидарность" - свежие новости



Новости СМИ2


Киномеханика