В прошлый раз мы начали разговор о социально-психологическом тренинге (“Солидарность № 44, 2007). Мы разобрались, чем он может быть для нас полезен и кому под силу руководить этим процессом. Сегодня попытаемся разобраться, на чем держится тренинг и без чего он становится детской игрой. То есть поговорим о принципах.
НЕЗЫБЛЕМЫ И БЕСПРЕКОСЛОВНЫ
Как уже говорилось, ведение тренинга - сложный, кропотливый процесс, и хороший тренер должен всегда, что называется, держать руку на пульсе. Здесь это значит соблюдать основные принципы. В отличие от сценария группового взаимодействия, который тренер может в любой момент поменять, принципы тренинга должны оставаться незыблемыми и беспрекословными.
Первый принцип психологи называют субъект-субъектным общением. Если не углубляться в философию и рассуждать условно, мы все привыкли считать себя субъектами - личностями, а предметы, которыми мы пользуемся, - объектами. Но в жизни иногда нам все же приходится, как бы неприятно это ни звучало, быть объектами - средствами достижения целей других людей (субъектов). В тренинге никаких участников-объектов быть не должно, все исключительно субъекты. Общение должно быть равноправным и доверительным. Это значит, что каждый член группы может беспрепятственно высказываться и самовыражаться. Каждому уделено должное внимание, все замечены и отмечены. Учтены интересы, чувства, эмоции, переживания всех участников.
Второй принцип социально-психологического тренинга - обязательная обратная связь. По сути, это открытая реакция окружающих на наши слова, действия, поступки, внешность. В жизни мы редко получаем такой отклик. Как известно, мало кто любит слушать о себе правду, и потому, из чувства самосохранения, мало кто эту правду говорит. А правда ой как нужна для познания собственного Я и корректировки своего поведения! Так что задача тренера - во что бы то ни стало склонить участников к обратной связи. На начальных этапах это делается намеренно, осознанно. В обязательном порядке по кругу высказывается каждый участник. Позже все они привыкают делать это сами - тогда, когда считают нужным, в том случае, если им объяснили и доказали, как это важно.
Третий принцип - активность участников. И задача тренера - донести до членов группы, что только активная деятельность в процессе группового общения даст желаемый результат. Часто тренеру приходится раскачивать “сонных” участников - здесь помогает авторитет или верно найденные мотивы. Но бывает, что некоторых особо предприимчивых членов группы приходится усмирять. Важно, чтобы активность участников равномерно распределялась в группе.
ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС
В прошлый раз мы говорили, что тренинг - это маленькая модель жизни, где все сконцентрировано и увеличено, как под лупой. На этой модели мы можем учиться действовать в той или иной жизненной ситуации. Чтобы все это не превратилось в абстрактные рассуждения и посиделки, общение в процессе тренинга должно протекать по принципу “здесь и сейчас”. Тренер должен следить за тем, чтобы предметом анализа участников постоянно были процессы, чувства, мысли, имеющие место в данный момент. Запрещаются проекции в прошлое и будущее. В начинающей группе не один, так другой участник обязательно соскользнет на предположения: “Сейчас я поступил так, но вот если бы я был там, я сказал бы по-другому...” - такие выпады тренер должен пресекать. Анализируются только те ситуации, какие были в ходе тренинга, так как именно они и демонстрируют истинное проявление поведения человека. А мечтать, как это могло бы быть, можно дома на досуге.
Из чувства самосохранения и нерешительности мы любим прятать свое мнение за безличными высказываниями, типа “обычно считается”, “врачи рекомендуют”, “это общеизвестно”. Такие формы в тренинге недопустимы. Тут один из важнейших принципов - персонификация высказываний. Все, что говорит участник группы, он говорит только от своего имени, без привлечения в помощь авторитетов и массовки: “Я считаю...” - и никак иначе. Тогда разговор становится конкретным, прозрачным и понятным, а это просто необходимо для хорошего анализа собственного поведения.
ЕСЛИ ТРЕНЕР “РАЗДЕЛ”
Чтобы облегчить участь членов группы, которых бессердечный тренер психологически “раздел”, существует следующий принцип - акцентирование языка чувств. Если участнику нужно высказать свое мнение (особенно сложно говорить нечто негативное), лучше, если он это сделает с позиции своих чувств. Здесь тренер рекомендует членам группы акцентировать внимание на эмоциональных состояниях и проявлениях (своих и партнеров). Замена оценочных суждений описаниями своих чувств сглаживает острые углы. Во-первых, человек уже не характеризует самого партнера, а лишь передает свои эмоции. Во-вторых, подобная замена привязывает эмоциональную реакцию человека к конкретному проявлению партнера, а не к его личности в целом.
Один из фундаментальных элементов тренинга - принцип доверительного общения. Если члены группы расположены к открытому общению, это хорошо и для искренней обратной связи, и для полноценного самоанализа. Задача тренера - создать адекватные мотивы для такого общения. Хорошо помогают живые примеры. Демонстрация собственного доверия группе или акцент ее внимания на более открытых участниках. Способствует доверительному общению и принцип конфиденциальности. Суть сводится к настоятельной рекомендации тренера не выносить содержание общения, развивающегося в процессе тренинга, за пределы группы.
Участие в тренинге, естественно, должно быть добровольным. На это время группу надо изолировать от внешнего мира в просторном помещении. И главное, чтобы никто из участников не покидал группу, а покинувшие не возвращались, так как лишние движения в группе могут привести к ее развалу. Не каждому тренеру под силу “склеить разбившуюся вазу”.
В следующий раз начнем разговор о методах тренинга.
Алена КУЗНЕЦОВА
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте