Top.Mail.Ru
Знаменитость

Дважды в России

Прославленный композитор вновь дал концерт в Москве

Эннио МОРРИКОНЕ - человек, который, в общем-то, не нуждается в представлении. В наше время он самый известный композитор, пишущий музыку для фильмов. Его знают и любят миллионы людей по всему миру, а многие фильмы ассоциируются не с актерами или режиссером, а именно с его музыкой. 7 марта Марриконе дал в Москве единственный концерт.

Накануне корреспондент “Солидарности” взяла интервью у знаменитости, в котором маэстро рассказал о себе, о семье, о том, почему на концерте не должно быть никого в сиреневом, и, конечно же, о музыке.


“МИЛЛИОНЕР МЕЛОДИЙ”

Композитор уже приезжал в Москву летом 2005 года - с концертом под названием “Однажды в России...”. В этом году содержание его выступления существенно отличается от того, что москвичи услышали три года назад. Если в прошлый раз Эннио Морриконе дирижировал российским оркестром, то теперь вместе с ним из Рима приехал Большой симфонический оркестр Италии, солисты которого выбирались лично композитором в лучших оперных театрах и консерваториях мира. Обновления коснулись не только оркестра: участвующий в концерте Большой хор Российского государственного музыкального телерадиоцентра изменил состав и сменил дирижера-хормейстера. Кроме того, новая программа Морриконе - “Миллионер мелодий” - включает в себя как классические музыкальные фрагменты из известных вестернов, так и современные саундтреки к новым фильмам. Как и в прошлый раз, за дирижерским пультом стоял сам Маэстро.

- Мне пришлось проделать путь в несколько тысяч километров, чтобы прийти сюда. Мне очень нравится Москва, я нахожу, что она - один из самых прекрасных городов, которые я когда-либо видел. Я был в Москве уже дважды: один раз на церемонии награждения премией “Золотой орел”, которую я получил за фильм режиссера Хотиненко “72 метра”, и один раз с концертом. Я не так уж много видел, но то, что видел, смог оценить и считаю, что Москва почти такой же красивый город, как Рим. Здесь есть такие красоты, которых больше нигде нет. Еще раз хочу сказать, что я очень рад, что приехал в Москву, - говорит маэстро.

Эннио Морриконе рассказал о том, что концерт состоит из трех разделов, объединенных тематически. В первый - “Жизнь и легенда” - входит финал композиции к фильму отечественного режиссера Владимера Хотиненко “72 метра” и несколько музыкальных эпизодов из других фильмов. В частности, это композиции из “Сицилийского клана” и эпизоды из “Приходи как-нибудь вечером поужинать” режиссера Джузеппе Патрони Гриффи. Затем будет музыка из фильма “Маддалена”. Название второго раздела - “Осовременивание мифа”. В нем будут исполняться музыкальные фрагменты из фильмов Серджио Леоне “Хороший, плохой, злой”, “Однажды на Диком Западе” и другим. Название третьей части - “Кино трагическое, лирическое, эпическое”. В нее войдет музыка к фильму “Пустыня Тартари”, три фрагмента из фильмов “Миссия”, “Каскады” и некоторые другие.

- Меня обрадовало профессиональное качество пения хора Гостелерадио, я был тронут их волей и желанием как можно лучше исполнить мою музыку, - говорит Морриконе.


СЕКРЕТ УСПЕХА

Маэстро родился в семье профессионального джазового трубача Марио Морриконе и домохозяйки Либеры Ридольфи. Когда Эннио исполнилось 9 лет, он поступил в консерваторию Святой Цецилии в Риме, где проучился 11 лет и получил три диплома - по классам трубы, оркестра и композиции. В возрасте 16 лет Эннио занял место второй трубы в ансамбле Альберто Фламини, в котором прежде играл его отец. Вместе с ансамблем Эннио подрабатывал, играя в ночных клубах и отелях Рима. Годом позже Морриконе устроился в театр - сначала музыкантом, позже композитором. В 1950 году он начал аранжировать песни популярных композиторов для радио, а потом и для телешоу.


- Маэстро, в мире много композиторов, но лишь единицы приобрели мировую известность. В чем секрет успеха?

- Я часто говорю о молодежи, которая не хочет учиться музыке. Может быть, у них нет мужества. Ведь даже если человек много лет учился, он может быть хорошим музыкантом, но не стать хорошим композитором. Композитор начинает свою карьеру после многих лет учебы и начинает с чистого листа, с нуля. Потому что до того, как он приступил к своей деятельности в качестве композитора, он изучал историю музыки и историю композиции, которая существовала много веков до него. Нельзя все время оставаться пассивным по отношению к учебе. Композитор должен развиваться, должен искать свое направление, способы выражения своих идей, своих мыслей. А это не пятиминутный труд. Поэтому я и говорю, что, завершив учебу, композитор начинает с нуля.

Трудно дать совет, с чего начинать и как быстро приобрести опыт в этой профессии. Это не делается быстро. А когда начинаешь с нуля и при этом ни сразу, ни потом не уверен в том, что нашел свою дорогу на этом поприще, - это, конечно, способствует неуверенности в себе и нередко приводит к большим разочарованиям.

Сегодня дилетанты побеждают профессионалов, потому что идут короткой дорогой, мало задумываясь о базовых ценностях, о развитии и тяжелой работе. Сейчас многие фирмы, которые производят пластинки, делают это только для продажи. Часто они берут музыку, песни для спектакля, для телевидения, которые рассчитаны на один сезон, а может, и того меньше. Но они заинтересованы в том, чтобы ее продать и заняться каким-то другим продуктом, и не думают больше ни о чем.

У нынешней публики весьма специфические вкусы, часто она даже не может отличить хорошее от плохого, интересное от неинтересного. К сожалению, это тоже не способствует развитию музыки. Сегодняшний слушатель должен хорошо разбираться в музыке, ведь даже если он прослушает много произведений, он все-таки должен понять, что есть хорошо, а что есть плохо! То есть слушатель должен быть подготовленным, культурным. Есть ли публика, которая обладает такой культурой? Практически нет. Поэтому для того, чтобы стать успешным в этом жанре, нужна удача. Но даже если удача тебе улыбается - это еще не все. Нужно ее удержать. А для того, чтобы удержать фортуну, как раз и нужно иметь хороший багаж в виде знаний.


- Вы уже в третий раз приезжаете в Россию. Может быть, это связано с вашим каким-то особым отношением к русской музыке? Кого из современных русских музыкантов вы знаете?

- Что касается России и моего к ней отношения, я должен сказать, что ко мне тут всегда очень хорошо относятся. Правда, я был пока только в Москве. Женщины в Москве очень красивые, кроме того, мне всегда попадались только очень хорошие люди. Я с удовольствием сюда приезжаю. О музыке русских композиторов я не могу ничего сказать, особенно если речь идет о современных композиторах. Конечно, я их слышал, но мне трудно назвать имена, тем более что это очень трудно произносимые имена. Но могу сказать, что мне очень нравится Софья Губайдуллина, музыку которой я знаю.


КАК РОЖДАЕТСЯ МУЗЫКА

Писать музыку к фильмам Эннио Морриконе начал довольно-таки поздно, когда ему было уже за тридцать. Начал с итальянских вестернов - жанра, с которым теперь прочно ассоциируется его имя. Широкая известность пришла к нему после работы над фильмами его бывшего одноклассника, режиссера Серджио Леоне. Творческий союз Леоне - Морриконе, режиссера и композитора, часто сравнивают с такими известными дуэтами, как Эйзенштейн - Прокофьев, Хичкок - Херрманн и Феллини - Рота. Позднее музыку Морриконе для своих фильмов пожелали заказать Бернардо Бертолуччи, Пьер Паоло Пазолини, Дарио Ардженто и другие.


- Чтобы написать музыку к фильму, достаточно ли вам прочитать сценарий?

- Первый этап - это обязательно встреча с режиссером, что очень важно для работы. Нужно знать, какое развитие предполагает режиссер, в каком направлении будет разворачиваться фильм. Какое впечатление - психологическое, эмоциональное - фильм должен произвести на зрителя. Имеют значение стиль и метод, которым фильм будет сниматься, как будет производиться раскадровка. Все это даже более важно, чем изучение сценария. Я не могу сказать, чтобы для всех фильмов и для всех проектов были одинаковые пути решения. Иногда достаточно первой беседы с режиссером. Иногда важно знать монтажные моменты. Иногда нужно знать краткое содержание и идею, которую режиссер хочет воплотить в фильме. Иногда надо внимательно прочитать сценарий, понять в каком направлении будет развиваться фильм. Общего рецепта нет.


- Музыку к скольким фильмам вы написали?

- Те, кто считал, говорят, что я написал музыку больше чем к 400 фильмам. Я их самостоятельно никогда не считал. Думаю, что дело не в количестве, все-таки самое ценное и достойное - это качество. Я пишу музыку для кинематографа уже в течение 50 лет, поэтому, конечно, я ее очень много написал. Можно сказать, что без работы я никогда не оставался. Но я пишу не только для фильмов. У меня есть и другая музыка. И мне хотелось бы однажды приехать в Москву и исполнить эту мою другую музыку.


- Планируете ли вы что-то писать для театра?

- Я не могу сказать, что у меня большой опыт работы в театре, я себя не вижу там, особенно в современном репертуаре. Но у меня есть два проекта в театре, режиссером которых является мой сын. Название его спектакля - “Путешествие”. И если проекты будут реализованы, я буду очень доволен.


- Миллионы людей слушают вашу музыку в минуты грусти, радости, просто когда хотят услышать хорошую музыку. А какую музыку слушаете вы?

- Если говорить о музыке к фильмам, то, как ни странно, мне нравится больше слушать музыку к тем фильмам, которые незаслуженно по каким-то причинам не имели большой известности и рекламы.

Мне нравится современная музыка, в том числе молодых композиторов. Однако когда я говорю “молодых”, я имею в виду все же мое поколение. Что же касается авторов самого последнего поколения, то должен сказать, что, к сожалению, не вижу и не слышу, чтобы они сделали что-то значительное, что-то интересное, что-то новое. Та современная музыка, которую я люблю и ценю, - это все равно музыка людей старшего поколения, таких как Лучано Берио или американский экспериментатор Джон Кейдж. Музыка Кейджа - это целый мир. Его можно назвать парадоксальным композитором. В его мире столько всего, что когда слушаешь его музыку, то хочется работать, хочется идти дальше, потому что она дает очень много идей. И дает желание самому идти дальше.

Я бы сказал, что современное композиторское содружество переживает некий период стагнации. Одни композиторы не выходят за рамки экспериментаторства, ничего не предлагают и никак не развиваются. Другие перерабатывают ту классическую базу, которая была уже создана не ими, и это тоже не ново. Вполне возможно, что из этой магмы, бурлящей, но никуда не двигающейся, застойной магмы в современной музыке, в конце концов, возникнет кто-то, кто поднимется выше, кто сможет обобщить опыт, смысл и историю современной эпохи и останется в памяти как выразитель этой эпохи.


ДОЛГОЖДАННЫЙ ОСКАР

В 1995 году композитор был награжден “Золотым львом” Венецианского фестиваля за выдающие творческие достижения. Морриконе пять раз номинировался на “Оскар” за музыку к фильмам, и в 2007 году получил главный приз за выдающийся вклад в кинематограф.


- Не считаете ли вы, что ваш “Оскар” несколько запоздал во времени, что его можно было бы получить гораздо раньше?

- Что касается “Оскара”... Что ж, когда присудили, тогда и присудили. Во всяком случае, я пять раз номинировался на эту премию, и это само по себе очень важно, потому что номинация - это уже важный “предоскарный” шаг. Знаете, ведь комиссия, которая отбирает на “Оскар” какое-то произведение, состоит из пятнадцати композиторов. Вот вам и ответ на вопрос. Это говорит о том, что все те, кто еще был со мной в номинации, тоже заслуживали “Оскара”. Считаю, что получить “Оскар” за фильм после пяти номинаций - это судьба. Я уверен в том, что, когда мне присудили эту премию, ее присудили за весь спектр моей деятельности. А за столько лет работы в кинематографе я написал много музыки для многих фильмов. И каждый раз, когда “Оскар” проходил мимо меня, меня утешало то, что многие из очень известных и талантливых режиссеров, актеров и других работников кинематографии не получали этой награды. То есть такая “неудача” касалась не только меня.

Конечно, что и говорить, эта награда очень высокая, и я был доволен ее наконец получить. И знаете, все-таки то, что эта премия прошла мимо людей, которые не получили ее в этот раз и не получат в следующий, совсем не говорит о том, что у них нет таланта или что их деятельность не была успешной и не заслуживала такой высокой награды. Я даже скажу, что не иметь “Оскара” - в некотором роде тоже хорошо, потому что это позволяет тебе быть независимым ни от чего. Ты вроде бы в стороне. Ты делаешь свое дело, стараешься его делать хорошо и не зависишь ни от каких решений других людей.


- В связи с забастовкой сценаристов в Голливуде не могу не спросить, приходилось ли вам сталкиваться в работе с профсоюзами и как вы к ним относитесь.

- У меня никогда не было настоящих контактов с профсоюзами. То есть они были, но такого рода, как, например, расписание работы, репетиций, интервалов между репетициями. Это все те организационные вещи, которые необходимо знать, когда сталкиваешься с конкретной работой. Но с деятельностью профсоюзов как таковой мне никогда не приходилось иметь дело.

Прошедшая в Голливуде забастовка (“Солидарность” писала об этом в нескольких номерах. - Ю.Р.) никаким образом не коснулась Италии. Мы сами об этом узнали из газет, и никакого отношения к развитию этих событий не имели.


ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ МАЭСТРО


Эннио Морриконе в 1956 году женился на Марии Травиа, сейчас у них четверо детей. Композитор с семьей живет в Риме. Дважды за свою карьеру Морриконе сам снимался в фильмах, к которым он писал музыку, а в 1995 году про маэстро был снят целый документальный фильм.


- Не могли бы вы рассказать немного о своей семье?

- Я не знаю, насколько уместно говорить о моей личной жизни, но в общих чертах скажу. Я женат уже 52 года. Моя жена - первая и постоянная моя спутница - никогда не создавала никаких проблем, у нас с ней всегда были хорошие отношения. У меня четверо детей. Старший сын работает в Обществе охраны авторских прав. Единственная дочь - врач, работает в госпитале. Третий сын мотается по делам между Европой и Америкой - он пишет музыку к фильмам. Четвертый сын, Джованни, режиссер. Он начинает утверждаться в своей профессии: во всяком случае, первые шаги он сделал удачно.


- Маэстро, приходилось слышать, что перед концертом вы просите, чтобы нигде рядом не было сиреневого цвета и числа 17. Правда ли это, и с чем это связано?

- Знаете, это очень личное. Может быть, это такой артистический предрассудок, но считается, что этот цвет и цифра 17, если они “бродят” около концерта, вряд ли принесут удачу. Но я, во всяком случае, не вижу здесь ни одного сиреневого оттенка, - Морриконе улыбается, оглядывая присутствующих.


- Вы уникальный человек. Звезды обычно опаздывают на пресс-конференцию минимум на полчаса. Вы начали ее практически по секундомеру. Эту точность воспитала в вас работа в кино? Например, композитор Прокофьев был удивительно пунктуален: если Эйзенштейн говорил ему, что здесь надо 19 с половиной секунд музыки для фильма, Прокофьев приносил именно столько. Ваша пунктуальность того же рода?

- Совершенно верно. Я живу с часами в руке. И у меня очень точное внутреннее понимание времени, поэтому мне даже не обязательно смотреть на часы: я точно знаю, сколько сейчас времени и где я должен быть в это время. Я считаю, что наша жизнь, особенно современная, протекает в сжатом времени, поэтому очень важно быть пунктуальным. Это важно всегда, но особенно сейчас. Я сам работаю и живу в таком режиме и, конечно, могу оценить тех людей, которые живут и работают в том же режиме. И мне не нравится, когда к назначенному часу я не вижу тех людей, которые должны прийти.


- Было ли в вашей жизни такое, что женщина вдохновляла вас на написание музыки? И была ли в вашей жизни Муза в женском обличии?

- Конечно! Моя жена, - улыбается Морриконе.


Юлия РЫЖЕНКОВА


“А”-СПРАВКА

Эннио Морриконе родился в 1928 году. Окончил консерваторию Святой Цецилии в Риме. Писал музыку к фильмам таких известных режиссеров, как Роман Полански, Оливер Стоун, Брайан Де Пальма. Всего композитор написал музыку более чем к 450 фильмам, в том числе к картинам: “Хороший, плохой, злой”, “Однажды на Диком Западе”, “Однажды в Америке”, “Миссия”, “Неприкасаемые”, “Птицы большие и малые”, “Багси”, “Аллонзафан”, “Профессионал”, “Спрут”, “Волк”. В 1995 году композитор был награжден “Золотым львом” Венецианского фестиваля за выдающие творческие достижения. В 2007 - премией “Оскар” за выдающийся вклад в кинематограф.
Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Новости Партнеров
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

"Солидарность" - свежие новости



Новости СМИ2


Киномеханика