Top.Mail.Ru
Знаменитость

Параллели и меридианы

Откровенный рассказ о необычайных и предсказуемых событиях в жизни певицы Валентины ЛЕГКОСТУПОВОЙ

“Ягода-малина нас к себе манила...” или “Капля в море, а на море корабли”... Эти песни до сих пор звучат из динамиков магнитофонов. И не важно - это неофициальная часть корпоративной встречи или дружеская вечеринка дома. Песни заслуженной артистки РФ Валентины ЛЕГКОСТУПОВОЙ востребованы в любом случае. А сама певица хочет - чтобы ее видение настоящей российской эстрады стало реальностью и достойные признания исполнители смогли занять свое место в современном шоу-бизнесе. И она сама продолжала бы главное занятие своей жизни - петь.

С певицей, педагогом Академии им. Гнесиных Валентиной Легкоступовой встретилась корреспондент “Солидарности” Наталья КОЧЕМИНА.


ПО СТЕЧЕНИЮ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ

- Валентина Валерьевна, расскажите о своем детстве. Насколько мне известно, вы родились в музыкальной семье: мама - певица, отец - баянист, композитор...


- Родилась я в Хабаровске, оттуда родом моя мама. А папа - коренной крымчанин. Так что географически у меня все сложно - смесь Дальнего Востока с Югом России. Зато отношения с музыкой строились просто и естественно с самого детства. Мама, исполнительница русских народных песен, говорит, что петь я начала раньше, чем говорить. И с самого нежного возраста я любила именно народную музыку. На репетиции хора, где пела моя мама, ходила “с пеленок”. А по дороге в театр, в автобусе, и сама часто распевала мамин репертуар (улыбается). И уже тогда просто знала, что буду певицей, как бы я с этим ощущением родилась, что ли...

Когда мне было три года, наша семья из Хабаровска переехала в Феодосию. Я росла в маленьком крымском дворике. Рядом была столовая, в подсобке которой я набирала деревянные ящики и расставляла их рядами. На концерт в импровизированный зрительный зал я приглашала всех соседей, а сама была главным и единственным исполнителем.

Но до реальной сцены были годы учебы. Сначала я окончила музыкальную школу по классу скрипки. Кстати, мне до сих пор задают вопрос, почему я выбрала именно этот инструмент. На самом деле все было просто. Как-то раз папа мне сказал: “Выбирай, на каком инструменте ты хочешь играть”. Я долго смотрела музыкальные программы по телевизору, всякие разные концерты, и мне показалось, что скрипка - это самый легкий инструмент: водить палочкой по струнам. Я и не знала, как я сильно ошибаюсь (смеется). Но скрипку я освоила, а после музыкальной школы окончила и музыкальное училище по классу скрипки в Симферополе.


- Когда состоялся ваш настоящий дебют как певицы?

- В 1985 году в Херсоне. Когда я еще училась в музыкальном училище, у нас в Симферополе выстроили Дворец строителей. Работать в нем приехали суперпрофессиональные музыканты, с высшим музыкальным образованием, которые уже имели за плечами опыт работы в коллективе Валерия Леонтьева. Под их началом во Дворце строителей я занималась в кружке художественной самодеятельности, так это тогда называлось. Однако та самодеятельность, которая была у нас в 80-х, пожалуй, может дать фору сегодняшним эстрадным исполнителям, называющим себя профессионалами.


- С такой подготовкой неудивительно, что в музыкально-педагогический институт имени Гнесиных вы поступили с первой попытки. Сложно было?

- Абсолютно несложно. Во-первых, я отличница по жизни. Во-вторых, ничего не боюсь. Если не я, то кто же - таков мой девиз. Помню, когда я была еще маленькой, то подсчитала, сколько мне должно быть лет, чтобы принести домой диплом о высшем образовании. А потом совершенно четко пришла к маме и сказала: “Мама, я тебе принесу диплом об окончании Московской консерватории или института имени Гнесиных в 24 года”. Я вообще человек, который ставит перед собой цели и обязательно их добивается.

И вообще, мне как-то везет по жизни, я встречаю много хороших людей. Поступать в Москву я приехала тогда со своим музыкальным руководителем из Симферополя. Это Сеня Сон, он замечательный пианист и аккомпанировал мне экзамене. Мы остановились у Аллы Исааковны, тоже замечательного музыканта, которая долгое время была музыкальным редактором театра имени Маяковского.


- А как начинающая певица с репертуаром народных песен оказалась на отделении эстрадно-джазового вокала профессора Кобзона?

- Мне просто повезло. Это отделение открыли буквально в год моего поступления в институт, а готовиться я начала гораздо раньше. И, честно говоря, ехала прослушиваться на народное отделение института, а тут - открылось и эстрадное. И поскольку лет с семнадцати я очень плотно занималась джазовой музыкой, вокалом, то вопрос, на какое отделение поступать, отпал сам собой.

И мне повезло, что именно Кобзон делал этот набор и, конечно же, сам присутствовал на вступительных экзаменах. Мы, абитуриенты, исполняли по пять композиций. До сих пор помню это ощущение от его пронизывающего взгляда - как будто под рентгеном.


- Кто из ныне известных музыкантов или певцов учился с вами на одном курсе?

- Ирочка Отиева, Валерия (Алла Перфилова)... Может быть, некоторые из моих сокурсников и не стали знаменитыми, но они не менее талантливые ребята. Это и Танюша Марцинковская, которая сейчас замечательно устроилась в США и преподает вокал. К тому же она сумела найти себя в христианской музыке и поет в церковном хоре, нередко приезжает с гастролями в Россию. Это и Костя Рощин, очень хороший музыкант, который преподает в музыкальном училище.

Тот уровень образования, который давался в наши годы, имеет настоящий знак качества. Сейчас госприемки, к сожалению, нет, хотя не мешало бы. Для допуска на сцену и на экран ТВ неплохо было бы проходить, грубо говоря, цензуру. На наличие таланта. Либо получил знак качества, либо нет. Но увы... У нас “Золотые граммофоны” раздают не по заслугам, да и все остальное, к сожалению, на очень низком уровне. Хотя если судить по моим ученикам в академии музыки - у меня есть очень талантливые ребята. Опять же, я счастливый человек, я могу сама себе выбирать студентов. Я занимаюсь только с теми, с кем мне интересно. Потому что хочу повысить общий профессиональный уровень наших исполнителей. Чтобы люди владели своей профессией, чтобы было не стыдно. И не обидно за державу.


ПО РЕЛЬСАМ ПРИЗВАНИЯ

- Какое самое яркое ваше студенческое воспоминание?


- На втором курсе я поехала на фестиваль советской песни в Юрмалу. Отнесла кассету со своими записями на телевидение, где проходил отбор участников. Мои записи прошли, и меня пригласили участвовать. Но ни о какой оплате за участие в фестивале речь не шла. Наверное, везение тут сыграло немаловажную роль. Мне просто было интересно поехать на конкурс, потому что я хотела реально оценить - имею ли я право выходить на сцену или нет, интересна я или нет, конкурентоспособна или нет. Поскольку я Козерог по гороскопу, ответы мне нужно было получить совершенно конкретные. Словом, поехала испытать свои силы. Тогда Гран-при взял Родриго Фоминс, роскошный исполнитель из Латвии. Первое место заняла девочка из Армении - Наринэ Арутюнян. А я - второе место.

Надо сказать, что уровень “Юрмалы-86” был высочайшим. Тогда вообще все музыкальные конкурсы проходили с живым оркестром. А оркестр был - Латвийского радио и телевидения под управлением Гунерса Розенберга, с такими музыкантами! Сейчас можно только мечтать петь с таким оркестром. Если говорить о профессиональном уровне конкурсантов тех лет и современных молодых исполнителей, то я даже не могу их сравнивать. Небо и земля!


- В том же году, став лауреатом “Юрмалы-86”, вы начали сотрудничать с Раймондом Паулсом...

- Да, он предложил мне записать несколько его песен. Я с удовольствием это сделала. Вообще Паулс - роскошный музыкант, чудесный человек с потрясающим чувством юмора, а я это чувство очень ценю. После конкурса у нас были гастрольные туры в Москве и Санкт-Петербурге, были творческие вечера Раймонда Паулса в Москве. Я ездила к нему в Латвию записывать песни. Творческий процесс шел здорово, интересно и незабываемо.


- Именно в период вашей учебы в “Гнесинке” была записана песня, ставшая на много лет вашей визитной карточкой, - “Ягода-малина”.

- В этом году песне исполняется уже 25 лет! Потом все было закономерно - работа, конкурсы, гастроли. Я в тот период, после первого исполнения “Ягоды-малины”, работала по три-четыре сольных концерта в день. Можете себе представить нагрузку? До рождения ребенка я жила на гастролях постоянно. Когда после декретного отпуска врачи посмотрели на мое сердце, они сказали: похоже, что я ушла из большого спорта. Такими огромными были физические нагрузки.


- Кто занимался созданием вашего образа на сцене?

- К сожалению (или к счастью), какая я на сцене, такая и в жизни. Наверное, каждый человек может подобрать себе одежду, в которой он может согласно ситуации комфортно и гармонично себя ощущать. Я старалась придерживаться этого правила. Правда, не всегда хватало денег, чтобы осуществить свою мечту в плане костюма, тем не менее я старалась и стараюсь.


- Много ли зарабатывали известные певцы в то время?

- 7 рублей 50 копеек была государственная ставка за концерт. Если работаешь два отделения, то получаешь двойную ставку. Значит, 15 рублей. Из области фантастики! Но в начале 90-х, когда начались кооперативные концерты, я ушла в декретный отпуск (улыбается).


- Как развивалась ваша творческая карьера в непростое постперестроечное время?

- Страна уже распалась. Концертной организации практически не стало. Наши музыканты и певцы работали кто где. У кого какие знакомые, тот там и устраивался на работу. Тогда театр эстрадной песни возглавлял Лев Валерианович Лещенко. Мне надо было куда-то положить свою трудовую книжку, и я положила к нему, только что выйдя из декретного отпуска. И снова начались гастроли - я продолжала ездить и одна, и в составе артистов театра.


- Не страшно было гастролировать, такое время было жутковатое?

- Нет, не страшно. Я вам даже скажу почему. Я ни одного концерта в своей жизни не отработала под фонограмму! Даже если были какие-то “наезды”, как мне говорили, со стороны, то эти же люди потом, после выступления, и говорили: “Эту девочку трогать нельзя, эта девочка зарабатывает на жизнь себе честно”. Поэтому не было у меня никаких стычек никогда. Наоборот - уважение.


- Музыканты, эстрадные артисты, певцы, которые очень ярко вышли на рубеж 80 - 90-х, вспоминают последующее десятилетие с некоторой обидой. А вы?

- Я вообще ни на кого не обижаюсь, абсолютно. Всегда причину надо искать в себе, а не в ком-то еще. Есть же такая мудрая поговорка: “Не дай вам бог жить в эпоху перемен”. И нам как раз не повезло - родилось другое государство, и начался процесс его становления со всеми вытекающими из этого последствиями. Мы заснули в одной стране, проснулись в другой. На кого обижаться-то? Причем моя гастрольная работа не прекращалась ни в 90-е годы прошлого века, ни в последующие. Может быть, просто концертов стало значительно меньше, например сейчас, в связи с финансово-экономическим кризисом. Но это не только моя проблема. Это проблема всей страны. А сейчас и всего земного шара, если хотите.


РОМАНТИК И РЕАЛЬНОСТЬ

- Об интервью с вами я договаривалась с вашим директором Алексеем Григорьевым. Который, кроме рабочих отношений, имеет к вам самое непосредственное, родственное отношение - муж. Как вы с супругом познакомились?


- Интересная история. Мы с папой моего супруга - известным звукоимитатором Юрием Григорьевым знакомы с начала моей творческой деятельности. Дружили семьями, ходили друг к другу в гости, и я всегда отмечала, какой симпатичный у Юры сын. Через какое-то время мы встретились снова, когда, после первого брака, я уже была человеком свободным. У меня как раз было вакантное место директора. И как-то поболтали: “Не хочешь, Леш, поработать?” - “Давай попробуем”. Мы попробовали, и уже тринадцатый год вместе. У нас двое детей - первый ребенок от моего первого брака, девочка Анэтта, которой сейчас уже 19 лет. И второй, совместный, девятилетний Матвей.


- Ваша старшая дочь тоже занимается музыкой?

- К сожалению, да. Она сейчас учится в Институте современного искусства. Поет. Но я, в принципе, против этой профессии. На сегодня это профессией назвать нельзя. Потому что, во-первых, грязная, морально и нравственно, территория, и очень травматичная психологически. Если бы сейчас мне было 19 лет, как моей дочери, я бы никогда в жизни не пошла в этот бизнес.
Хотя, я, собственно, сейчас не считаю себя частью шоу-бизнеса, я как-то смогла абстрагироваться: я - это я, у меня своя планета, у меня свои правила игры, которые я никогда в жизни не нарушу, я живу по чести, по совести. Может быть, это громко звучит, но, во всяком случае для меня, это незыблемое правило по жизни. Я вот смотрю на своих ребят-учеников - есть безумно талантливые ребята. Например, Юля Пак. Но никуда реально прорваться не удается. И причем сейчас получается так: чем талантливее человек, тем меньше шансов добиться успеха. Вот это самое обидное. А душевные травмы - вы не представляете, какие!


- Вы уже пятый год преподаете в Академии имени Гнесиных. Как вы оцениваете творческий потенциал современного поколения будущих музыкантов и певцов?

- Сейчас у меня есть три ученика, которые уже сегодня, если за них возьмутся грамотные продюсеры, станут готовыми звездами. К примеру, Илья Васильев: у него ниша незаполненная - это фолк в современной обработке. Красивый, типажный, профессиональный. Продаваться продюсеру?! Кому? И продюсеров-то нет. Если по большому счету взять. Школы этой нет. Просто, наверное, еще надо вырастить поколение нормальных продюсеров. Пока еще не успели - слишком мало времени прошло для того, чтобы они появились. Разрушить-то разрушили все, а создать пока еще ничего не создали. Раньше в филармониях работали профессиональные люди, знали, как работать. А сейчас, к сожалению, нет. Сейчас, скажем, продюсеры так называемые - это люди типажа Карабаса-Барабаса, которые набирают себе марионеток, кукол, которых можно дергать за веревочки и в нужный момент просто выбросить, как использованный материал... Я говорю, основываясь на своих ощущениях. Жалко мне ребят.


- Но ведь не всегда явный талант остается за бортом из-за ситуации в современном шоу-бизнесе. Кому из нынешних популярных исполнителей вы бы поставили “знак качества”?

- Вы застали меня врасплох... Я в последнее время ловлю себя на мысли, что уже начинаю слушать всех как педагог. У меня так много сразу претензий возникает ко всему: к фразировке, к русскому языку, к звукоизвлечению. Катастрофа! Не с чего начать. Мне кажется, что очень перспективна Юля Началова, она достаточно долго на эстраде, но мне кажется, что должного хода ей не дали. А девочка очень талантливая. Мне кажется, что очень хороша Полина Гриффит, которая в Америке получила музыкальное образование, - тоже человек, который за бортом остается сегодня. При пристальном внимании бы к ней и при нормальном продюсировании - это звезда. И таких ребят, оставшихся в тени почему-то, очень много. К сожалению, даже программы ТВ о новых исполнителях порой смешно смотреть и слушать рассуждения на эту тему.


- А вас сейчас на телевидение приглашают для участия в каких-либо программах?

- Приглашают, но другое дело, что порой с телевизионщиками не хочется иметь дела. Например, с НТВ. Для меня не существует этого канала. И я объясню причину. Ко мне обратились журналисты этого канала с просьбой об интервью для программы об эстраде 80 - 90-х годов. Но в итоге на экран вышли выдернутые из моих отдельных интервью куски, представленные в том или ином контексте и в изуродованном свете. И передача оказалась не об эстраде в целом, а о... “конкурентках” Аллы Пугачевой! Да мне эта Пугачева нужна, как рыбе зонт! Меня достали вопросом по поводу наших с ней взаимоотношений! Между тем, с Аллой Борисовной я даже не знакома, и конкурировать я ни с кем не собираюсь. Я выхожу на сцену и делаю свое дело. Мне не надо ни с кем соревноваться.


- А где сейчас выступаете?

- Везде. Куда зовут, там и выступаю. А что самое интересное - даже если звать не будут, я все равно будут петь. Это моя жизнь, это мой воздух. Я с этим родилась, я с этим и умру.


- Вы обеспеченный человек?

- Я ни в коем случае даже не средний, по российским меркам, класс. Звездой себя назвать даже стесняюсь, потому что звезда подразумевает под собой какие-то определенные атрибуты. Нет, все нормально, хорошо. Счастье, когда ты получаешь удовольствие эстетического плана. Видишь хороший фильм, тебе нравится, ты радуешься. А когда я включаю каждое утро телевизор и вижу кровь, смерть, убийства - не хочется мне этого смотреть! Лучше как прежде - про битву на полях за урожай.


- Чем вы увлекаетесь вне профессиональной стези?

- У меня двое детей, и это уже увлечение будь здоров. Я люблю заниматься спортом, рыбалку, безумно люблю море. Я люблю жизнь, людей. Если взять цитату Маяковского: “Светить всегда, светить везде, до дней последних донца, светить - и никаких гвоздей! Вот лозунг мой - и солнца!” - это вот про меня.


- Какая у вас мечта - личная, профессиональная?

- Ну, личная мечта очень проста и понятна - чтобы близкие все были живы и здоровы. А профессиональная? Чтобы в Москве состоялся мой сольный концерт, который бы сняло телевидение и показало бы его до моей смерти, а не после. Потому что складывается впечатление, что в этой стране, чтобы о тебе заговорили, нужно либо быть родственником Пугачевой, либо сдохнуть.

А вообще, я родилась 30 декабря. В день, отмеченный предновогодним волшебством, когда в домах уже стоят разряженные красавицы-елки, а под ними появляются первые подарки. Более того, моему дню рождения покровительствует икона “Нечаянная радость”, и с этим ощущением сказки и защищенности я иду по жизни. Так что мечты мечтами, но жизнь сама расставит все по своим местам.


“А”-СПРАВКА

Вехи творческой карьеры Валентины ЛЕГКОСТУПОВОЙ


1986: 2-е место на фестивале советской песни “Юрмала-86”.

1986 - 1992: работа в Тульской филармонии.

1987: запись песни “Средиземное море”.

1988: дипломант конкурса “Сопот-88”.

1993 - 1995: работа в “Театре эстрадной песни” под управлением Л.В. Лещенко.

1994: выпуск компакт-диска “Ягода-малина” с песнями разных лет.

1995: выступление на фестивале российской песни в Болгарии.

1996: запись нескольких новых песен.

1998: выступление на фестивале “Крымские зори” в Ялте.

1998 - 2000: выступления на различных музыкальных фестивалях.

2001: указом президента РФ Валентине Легкоступовой присвоено звание “Заслуженный артист РФ”.

2004: участие в концерте памяти Анны Герман.

2005: начало преподавательской работы в Российской академии музыки им. Гнесиных на отделении эстрадно-джазового вокала.

2007: участие в телевизионном проекте “Ты - суперстар!” на канале НТВ.

Валентина Валерьевна продолжает активно гастролировать, участвует в различных телепередачах.
Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Новости Партнеров
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

"Солидарность" - свежие новости



Новости СМИ2