03 / 11 / 2011
Кто на самом деле захватывает Уолл-стрит
Участники движения «Захвати Уолл-стрит» заявляют, что у них нет единого организатора, гордятся тем, что решают все вопросы сообща, по принципу анархизма, а проведение акций протеста одновременно в 82-х городах мира было скоординировано с помощью «Твиттера». Далеко не все верят в это. Ползут слухи о миллионерах, стоящих за этим, а председатель ФНПР Михаил Шмаков объяснил, почему он уверен в существовании тайного центра, и почему «захватчики» отказались сотрудничать с международными профсоюзами.
Сами участники движения «Захвати Уолл-стрит» всячески подчеркивают, что у них нет никакого единого центра, а все решения принимает генеральная ассамблея, в которую входят все участники движения. Причем любое решение принимается только единогласно. Вроде бы в это можно поверить, ведь в массе своей (особенно изначально) протестуют неформалы, ультра-левые, антиглобалисты и т.п., то есть люди, априори не признающие руководства над собой. Однако, стоит лишь
посмотреть на то, как организован лагерь в Зукотти-парке в Нижнем Манхэттене, чтобы усомниться в этом.
Организация
В импровизированном лагере ежедневно дежурят 25 добровольцев-медиков, в списке вакансий, вывешенных на одном из деревьев, значатся позиции штатного дантиста и психиатра. Остальная территория разделена на сектора: самый обширный участок занимают борцы с "большими корпорациями", требующими ограничить доходы финансистов и поставить под общественный контроль банки и инвестиционные фонды. В середине сквера прижилась группа анархистов под черно-красными знаменами, рядом с ними идет сбор подписей в защиту бездомных животных, потом — территория борцов с генномодифицированными продуктами, защитников прав сексуальных меньшинств, редакция местной газеты "Захваченный Уолл-стрит Джорнал", выходящей раз в неделю тиражом в 20 тысяч экземпляров, и группа интернет-поддержки движения, отвечающей за работу в социальных сетях Facebook и Twitter. Рядом с ними по выходным обычно паркуется белый фургон с надписью "Мобильный пункт сбора информации WikiLeaks".
Накануне каждой объявленной заранее акции в лагере появляются добровольцы из Национальной гильдии адвокатов.
- Мы объясняем, что нужно делать, если вас задерживает полиция, и как вести себя в полицейском участке,— пояснил "Огоньку" юрист Роберт Дессото. В результате вот уже несколько недель подряд мало кто из активистов решается выйти на уличную демонстрацию, предварительно не записав шариковой ручкой на тыльной стороне ладони номер мобильного телефона дежурного адвоката.
Если даже жизнь лагеря поддерживается на таком высоком уровне организаторами лагеря, то как можно представить, что в один день, 15 октября, несколько миллионов человек вышли с аналогичными требованиями в 82-ти странах мира «без организаторов»?
В тот день в
Великобритании демонстранты оккупировали Лондонскую фондовую биржу, и лишь действия полиции не позволили активистам прорваться внутрь одной из крупнейших торговых площадок мира. Как пишет британская The Guardian, «на одной только площади перед собором Святого Павла в Лондоне собрались более 2000 протестующих, перед которыми с пламенной речью выступил основатель сайта WikiLeaks Джулиан Ассанж».
В
Риме мирные демонстрации быстро переросли в уличные погромы. Итальянские недовольные явились на акцию в шлемах и масках и начала поджигать дорогие автомобили, а также бить стекла в банках и крупных торговых точках. Закончилось это попыткой поджечь здание Министерства обороны. После того, как вспыхнул один из флигелей министерства, полиция перешла в наступление, применяя слезоточивый газ и водометы. По данным американского издания The New York Times, «В ходе беспорядков в Риме ранения различной степени тяжести получили десятки участников акций и 26 полицейских. Многие активисты задержаны».
Крупнейшие акции прошли в Мадриде, Франкфурте, Стокгольме, Афинах, Сиднее и других городах.
Возможно ли это сделать с помощью «Твиттера» и «Фейсбука», как уверяют сами участники? Есть в этом очень большие сомнения. Председатель ФНПР Михаил Шмаков сказал, что профсоюзы организовывали подобные акции протеста, и знают, как это делается. По его мнению, без единого центра и четкой координации – это невозможно.
Почему же никто ничего не знает об этом гипотетическом «едином центре»?
- Как мне кажется, такой центр есть, - считает Шмаков. - Он пока еще, видимо, не хочет себя показывать. Наверное, в это вложены приличные средства. Мы этот вопрос разбирали в рамках Генерального совета Международной конфедерации профсоюзов (состоялась 17 октября – прим. Ю.Р.). Были люди, которые от имени МКП пытались вступить с рядом организаторов в переговоры. Они отказались взаимодействовать с международным профсоюзным движением. Это говорит о том, что настоящие организаторы это считают пока нецелесообразным. Международные профсоюзы – это структурированная организация и, видимо, при активном взаимодействии с ними, в движении могут всплыть какие-то вещи, которые возможно скрывать при «как бы» анархическом самоуправлении.
Что касается требований, то они самые актуальные и близки нам. Дело в том, что они на 90% списаны с тех требований, которые американская федерация труда АФТКПП выдвигала в рамках внутренней политики США, а МКП - в своих заявлениях к саммитам G20 и G8. Поэтому нам понятны все их лозунги.
Финансирование
Сами участники заявляют, что в Нижнем Манхэттене было собрано 300 тысяч долларов пожертвований, при этом те, кто что-то делают для движения (издают журнал, рисуют плакаты, создают сайты и т.п.), делают это бесплатно. Однако, слухи о том, что за этим стоят финансисты, только разгораются.
Представитель канадской организации «Эдбастерс» Билл Доббс
заявил, что 95% средств на проведение акции «Оккупируй Уолл-стрит» поступило от подписчиков журнала «Эдбастерс», а остальные 5% – это просто пожертвования добрых американцев, которые приходили в палаточный лагерь и приносили карманные деньги вместе с едой.
По
информации СМИ, благотворительный фонд Сороса «Открытое общество» в последние годы выделил не менее 3,5 млн долларов центру «Тайдс», который, в свою очередь, перечислил часть этих средств антикапиталистической организации «Эдбастерс». Именно представители «Эдбастерс», по мнению многих, еще в середине лета призвали американцев к проведению акции под лозунгом "Оккупируй Уолл-стрит". Они также стали авторами знаменитого плаката с изображением танцующей балерины на бронзовом быке - символе Уолл-стрит, и разъяренной толпы на заднем плане.
Представитель Сороса Майкл Вэйкон заявил, что финансист не выделял средств на поддержку движения ни напрямую, ни опосредовано. Но известно, что 81-летний миллиардер сочувствует выступающим.
В некоторых блогах экономических наблюдателей уже появились высказывания о том, что Сорос просто выражает мнение определенной части финансовой элиты, которое совпадает с позицией нынешней администрации Белого дома (напомним, что президент Барак Обама также выразил сочувствие протестующим). Чтобы удержать симпатии населения и выиграть следующие выборы, команде Барака Обамы необходимо преодолеть сопротивление республиканцев и запустить печатный станок, направив «свежий тираж» на социальные программы. И лучше всего это сделать… по просьбам трудящихся. Последующая за этим инфляция доллара обесценит активы в других странах, особенно слаборазвитых, и даст возможность американской финансовой олигархии скупить их недорого.
Роберт Халпер часто приходит в Зукотти-парк. Господин Халпер охотно
разъясняет митингующим, почему самые богатые американцы в процентном отношении платят налогов меньше, чем представители среднего класса. Но старается не говорить о том, что всего лишь несколько лет назад покинул пост первого вице-президента Нью-Йоркской товарно-сырьевой биржи, и что именно он является основным спонсором издания, которое первым призвало американскую молодежь к выходу на улицы.
- Думаю, финансовые группировки не проходят мимо, поскольку акция «Захвати Уолл-стрит» перекликается с требованиями некоторых финансовых кругов о том, что надо отказаться от доллара как от мировой резервной валюты, и перейти на другие платежные средства. Ясно, что на этом поле идет жесточайшая борьба и она, видимо, принимает такую фазу, - считает Михаил Шмаков.
Цели

Глава «цели» будет самая короткая. Пока никто не знает ни организаторов, ни финансистов, стоящих за этой акцией - никто на 100% не сможет сказать, чего же они добиваются. Большинство участников, конечно, добивается именно того, о чем кричит на митингах: увеличения налогов для богатых, доступного образование для всех; выступает против жадности банкиров, социального неравенства, коррупции и сплава денег и политики. Какие цели действительно стоят перед движением? Пока нет ответа.
Юлия Рыженкова
Фотоработы Екатерины Соколовой (закрыт)
Проголосовало: 2
страницы:
12345678910