4 марта Израильское объединение профсоюзов («Гистадрут») начало очередную забастовку за права заемных работников, на сей раз в вузах страны. Израильские профсоюзы всерьез - и довольно успешно - взялись за уничтожение заемного труда. У них этот вопрос стоит очень остро: 25% наемных работников трудятся через посредников. «Гистадрут» рассказал «Солидарности» о мерах, которые они принимают.
ЛЕГАЛЬНЫЙ ЗАЕМНЫЙ ТРУД
Для России, где через кадровые агентства работают лишь около 70 тыс. человек, проблема заемного труда – это проблема будущего. Для Израиля, где наем через подрядчика легализован и таким образом трудятся аж 400 тыс. человек, - это актуальнейшая проблема: в относительных цифрах это количество соответствует 25% числа наемных работников. Цифра ненормально высокая (в западных странах - примерно 5%). Условия труда заемных работников всем известны: меньшие деньги за тот же труд, что и у штатного персонала, незащищенность, большие сложности в создании профсоюза.
По информации «Гистадрута», ограничений на использование заемного труда в их стране до настоящего времени не было. Формально на таких работников распространяются все законы о труде, фактически же подрядчики («кабланы») эти законы нарушают, и должного контроля за ними не было. Специальных законов об обязанностях подрядчиков перед работниками не существует, по идее, они должны предоставлять работникам все, что предусмотрено общими законами о труде. На самом деле многое их этого - выплата сверхурочных, так называемых «денег на оздоровление», отпускных, пенсионные отчисления, оплата больничных и так далее - систематически не выполняется.
Любопытно, что в Израиле, в отличие от России, самым крупным работодателем посреднических фирм является государство. На втором месте - муниципальные службы, и только на третьем – частный рынок. Государство нанимает уборщиц, охранников, работников государственных больниц (нянь, сиделок, персонал, обслуживающий медицинскую аппаратуру и здания), программистов, кассиров, учителей и так далее через подрядчиков - с целью экономии бюджета. То есть оно устраивает тендер и отдает предпочтение тем, кто предложит меньшую цену. А компании-подрядчики демпингуют, чтобы получить подряд, и предлагают такие цены, при которых они просто не смогут платить своим работникам достойную зарплату и обеспечивать социальные выплаты. Государство же экономит на этом бюджетные деньги. Ведь если бы эти люди находились на службе в штате госучреждений, где они фактически выполняют свою работу, они были бы членами профсоюза, и им полагались бы все выплаты и льготы как госслужащим, включая автоматическое повышение ранга за выслугу лет. Поэтому государство и закрывало глаза на нарушение законодательства в этой сфере.
РУКА ОБ РУКУ, ЛОКОТЬ К ЛОКТЮ
Конечно, это не могло не вызывать возмущения, особенно у тех, кого в Израиле называют «работающие рука об руку». То есть у тех заемных работников, которые трудятся рядом с постоянным персоналом и делают то же самое. При этом они получают зарплату порой в два раза меньше и не имеют ни социальной защиты против увольнения, ни социальных льгот.
Примечательно, что, хотя работающие через подрядчиков не являются членами профсоюза, «Гистадрут» решил начать борьбу за их социальные права. Он потребовал от правительства принять меры к тому, чтобы бОльшая часть заемных работников была принята в штат учреждений, в которых они реально трудятся. При этом профсоюз не возражал против того, что работа «через подрядчика» может быть сохранена там, где она оправдана.
Например, охранники во многих местах (скажем, в школах) не могут быть включены в штат этих учреждений, потому что им требуются особые условия хранения оружия, специальные тренировки и так далее, что не может быть обеспечено иначе, как в централизованном порядке в охранной фирме. Также многие уборщики небольших учреждений заняты сразу в нескольких местах – по два-три часа в каждом.
«Гистадрут» прекрасно понимал, что нереалистично принять сразу всех работающих через подрядчика в штат госучреждений и частных предприятий. Для государства это повлекло бы резкое увеличение расходов бюджета. Поэтому речь шла о включении в штат тех заемных работников, которые фактически все свое рабочее время трудятся на данном предприятии, в первую очередь - в сфере государственной службы.
«Почему уборщица, которая работает в больнице и является неотъемлемой частью системы здравоохранения, не сотрудник больницы? Мы спросили об этом в министерстве финансов и получили ответ: нет, нет и нет!» - возмущается председатель «Гистадрута» Офер Эйни.
Переговоры с министерством длились несколько месяцев. Минфин, признавая справедливость профсоюзных требований, утверждал, что бюджет не может позволить себе таких дополнительных расходов. В ноябре 2011 года «Гистадрут» объявил всеобщую забастовку в поддержку своих требований. Примечательно, что это была первая в истории забастовка солидарности, когда организованные и социально защищенные работники бастовали в защиту прав заемных работников. Всеизраильский суд по трудовым конфликтам тогда постановил прекратить забастовку через шесть часов после ее начала и обязал стороны вернуться к переговорам. Впрочем, длительные переговоры ни к чему не привели. Когда они, в конце концов, зашли в тупик, суд разрешил «Гистадруту» бастовать.
ЗАБАСТОВКА СОЛИДАРНОСТИ
8 февраля 2012 года началась всеобщая забастовка. Четыре дня не ходили поезда, на пятый – встали автобусы. Останавливали свою работу международный аэропорт Бен-Гурион, банки, биржа, электрическая компания «Хеврат-хашмаль» и водохозяйственная компания «Мекорот», госучреждения, морские порты и муниципальные учреждения, Институт национального страхования "Битуах леуми" и Государственная служба по трудоустройству. Ущерб для экономики страны составил от 1 млрд до 2,3 млрд шекелей в день (18 млрд руб.).
«Забастовка не только не оправданна, но и опасна для Израиля. Она угрожает нашему рынку, нашей экономике и нашим гражданам», - заявил в эфире одной из радиостанций министр финансов страны Юваль Штайниц, на что Офер Эйни ответил: «Рабочий имеет только одно оружие – забастовку».
Всеобщая забастовка продолжалась пять дней и причинила немало неудобств гражданам страны. Но требования профсоюза были поддержаны населением: согласно опросам, большинство граждан признали ее оправданной. Во время забастовки продолжались интенсивные переговоры. «Гистадруту» удалось заключить соглашение с Координационным советом частных предпринимателей, согласно которому все работающие «рука об руку» должны получать равную оплату, а также все льготы и социальные выплаты, положенные штатному персоналу предприятий. Минфин был вынужден согласиться с этими условиями.
В результате было достигнуто компромиссное соглашение. Часть работающих через подрядчика были переведены в штат учреждений. Минимальная зарплата работников, занятых в общественном секторе через фирмы по трудоустройству, повысилась с 4100 до 4500 шекелей в месяц. Кроме того, для них открыты персональные фонды повышения квалификации, в которые отчисляется 7,5% от зарплаты. Договорились и об увеличении размера пенсионных отчислений (от базовой зарплаты и сверхурочных) и оздоровительных выплат. Раз в год лучшие работники будут получать премию.
В Министерстве промышленности и занятости было добавлено 120 ставок инспекторов по труду, основная задача которых - следить за соблюдением подрядчиками законов о труде. Все работающие «рука об руку» получили равные условия труда и оплаты, а в государственных службах большинство таких работников были включены в штат.
В свою очередь, «Гистадрут» на три года отказался от забастовочных санкций по вопросам, связанным с уборщиками и охранниками, трудоустроенными в общественном секторе. При этом Эйни подчеркнул, что отказ не распространяется на борьбу с явлением «работники от подрядчика» в целом.
«Сегодня утром стало известно о завершении забастовки в поддержку прав работников, нанятых через подрядчиков... Я приветствую подписание министром финансов Ювалем Штайницем и председателем "Гистадрута" Офером Эйни договора, который заметно улучшает условия труда. Я считаю, что это большое достижение, которое исправляет несправедливость, существующую на протяжении десятилетий», - заявил премьер-министр Биньямин Нетаниягу, который не высказывал свою позицию в течение всей забастовки.
«Гистадруту» не удалось добиться полного выполнения своих требований и сведения к разумному минимуму числа работающих через подрядчиков. Процент таких работников в Израиле по-прежнему значительно выше, чем в других странах – членах Организации экономического сотрудничества и развития. Заемные работники не охвачены профсоюзами, но все же это была большая победа.
БОРЬБА ПРОДОЛЖАЕТСЯ
Прошло чуть меньше месяца, и появилась информация о еще одной забастовке в защиту прав заемных работников. На сей раз речь идет о младшем преподавательском составе вузов, работающем «через посредников». 4 марта, аккурат в день начала второго учебного семестра, начинается бессрочная забастовка преподавателей. Первыми в нее вступили Тель-авивский университет, Еврейский университет и университет Бар-Илан. Позже к ним планируют присоединиться другие вузы. Причина – та же. Младший преподавательский состав – это около половины общего штата университетских преподавателей, и они, соответственно, проводят более 50% занятий. Но, зачастую выполняя ту же работу, что и штатный персонал, они получают существенно меньшую зарплату.
Морально эту забастовку поддержало большинство студентов, да и в целом общественное мнение скорее на стороне бастующих. Да, при этом возникают сложности у обычных граждан, Но, кажется, они понимают, для чего все это нужно, поэтому готовы мириться с неудобствами.
В Израиле просто уникальная ситуация: на всеобщую забастовку против заемного труда выходят работники, состоящие в штате предприятий! При этом обычное население горячо поддерживает забастовщиков. Неудивительно, что «Гистадрут» добивается своего. Впрочем, может быть, это как раз и нормально? Граждане просто отстаивают свои права. Ничего особенного.
Готовы ли граждане России к подобному? К сожалению, зачастую они не решаются выйти на протест, даже когда грубо нарушаются их трудовые права. Что уж говорить о забастовках солидарности в масштабе всей страны! (Тем более – неразрешенных российским законодательством.) Впрочем, наши профсоюзы в вопросе заемного труда пошли другим путем: депутаты Андрей Исаев и Михаил Тарасенко внесли на рассмотрение в Госдуму законопроект о его запрете. У нас еще есть шанс остановить заемный труд на уровне закона. Иначе российским людям срочно придется обретать гражданское сознание, ведь если заемный труд будет легализован, мы можем получить и больше 25% нанятых через подрядчиков - своих «кабланов».
Юлия РЫЖЕНКОВА