Фото: Massimo Percossi / EPA / ТАСС
Обновленный итальянский парламент принял закон об изменениях в законодательстве. Реформа была позитивно встречена профсоюзами, но раскритикована деловыми кругами и рядом консервативных политиков. “Солидарность” разбирается, что подвигло правительство на решительные меры, какие изменения в социально-экономическую жизнь страны вносят новые преобразования и насколько эффективными они будут в долгосрочной перспективе.
На фото: министр труда Луиджи Ди Майо дает интервью журналистам после значительного снижения пожизненной пенсии экс-парламентариям, июль 2018 года
Пакет изменений трудового законодательства предложил новый министр экономического развития, труда и социальной политики Италии Луиджи Ди Майо, представляющий популистскую партию евроскептиков “Движение пяти звезд”. Эти нововведения были частью предвыборной кампании партии (что позволило привлечь много молодых избирателей, недовольных уровнем безработицы), а ситуация на рынке труда страны в результате политики предыдущих кабинетов побудила действовать как можно быстрее.
Официально обнародованная цель изменений - повысить гибкость рынка труда. При этом ликвидируется часть последствий более ранних мер в этой сфере. Новый закон, прозванный “Указом о достоинстве”, отменяет положения трудовой реформы 2015 года, которую проводила Демократическая партия во главе с бывшим премьером Маттео Ренци. Формально те нововведения были призваны остановить падение экономических показателей (длившееся на тот момент более трех лет) и снизить высокий уровень безработицы. Несмотря на левоцентристкую направленность партии демократов, принятые ими меры упростили процедуру увольнения, а также ввели систему, при которой работник мог рассчитывать на определенные льготы и надбавки только после приобретения определенного стажа. Шаги правительства Ренци были крайне непопулярны у профсоюзов и спровоцировали забастовки по всей стране. Кроме того, против перемен выступала и часть членов Демократической партии.
Изменения включают сокращение продолжительности краткосрочных трудовых контрактов с максимальных трех лет до двух и предполагают увеличение затрат для фирм, использующих такие контракты. Так, планируется облегчить условия подачи жалобы на несправедливое увольнение, и если жалоба удовлетворена, размер получаемой компенсации за такое увольнение будет увеличен по сравнению с нынешним. Кроме того, новый закон предусматривает увеличение выплат по социальному обеспечению на 0,5%. Сама же сумма выплат (которую предполагается увеличить) рассчитывается по каждому конкретному случаю: работодатель осуществляет данную выплату, если хочет вернуть ранее уволенного или уволившегося по собственному желанию работника “в строй” - и если работник согласен.
Есть определенные изменения и для бизнеса. Если компания, ранее зарегистрированная в Италии, после вступления в силу закона будет перерегистрирована за границей, ее руководство обяжут выплатить государству определенную сумму. Если компания получает финансовую помощь от государства (а таких в Италии после кризиса 2008 года немало) и в течение пяти лет с момента получения транша “покидает” страну, она должна вернуть государству “должок”. Если та “заграница”, куда переезжает компания, находится вне Европейского союза, то сумма выплат государству увеличивается для компании в четыре раза от суммы финансовой помощи. Фактически преобразования направлены в том числе на то, чтобы итальянские компании в первую очередь помогали развиваться местной экономике - ну и, соответственно, платили налоги в итальянскую казну по итальянским правилам.
Нововведения оцениваются по-разному. Наиболее отрицательно к ним настроены деловые круги Италии. Всеобщая конфедерация итальянской промышленности Confindustria, представляющая интересы более 150 тыс. компаний, разумеется, подвергла реформу критике. Глава объединения Марчелла Пануччи утверждает, что “условия работы для компаний станут менее ясными и совершенно непредсказуемыми, будет затруднено инвестирование и ограничен экономический рост”.
Профсоюзы Италии расценили преобразования скорее позитивно, хотя нельзя не отметить своего рода диссонанс, с которым они столкнулись: в целом благоприятные для профсоюзов изменения вводятся партиями, не принадлежащими к левым. Отметим, что еще в конце июля профсоюзы Италии встретились с министром Ди Майо. На встрече также были представители крупнейших компаний топливно-энергетического сектора, объединений работодателей и местных госорганов. По сообщению генерального секретаря CISL (Итальянская конфедерация профсоюзов трудящихся) Луиджи Сбарра, “министр Ди Майо подчеркнул необходимость регулирования и обеспечения серии основных мер защиты для работников, определяя форму, которая отвечает этим потребностям”. Сбарра также отмечал цели для самого профцентра в плане изменений в законодательстве: “Для нашего союза приоритетом является определение в пользу работников серии мер защиты и правил оплаты труда, распределения рабочего времени, охраны здоровья и безопасности, социального обеспечения и предотвращения несчастных случаев”.
Ряд экспертов весьма скептичен по отношению к самой необходимости реформы, но нельзя сказать, что они являются независимыми - из-за связей с бизнесом. По мнению ведущего специалиста консалтингового центра Teneo Intelligence (центр основан и финансируется тремя американскими бизнесменами) Вольфганго Пикколи “реформа, активно продвигаемая “Движением пяти звезд”, продиктована тем, что они чувствуют: им надо что-то предпринять - и очень быстро. Ведь опросы показывают, что Лига Севера (их партнеры по коалиции. - А.Г.) набирает популярность”. Эту позицию поддерживает профессор экономики университета LUISS в Риме Пьетро Рейхлин: “Этот закон не вызовет бурных аплодисментов в профсоюзной среде - не вижу здесь огромных преимуществ для рабочих, скорее - огромные затраты для бизнеса. Сомневаюсь, что меры смогут снискать популярность в народе”. К слову, университет возглавляет Эмма Марчегалья, бывшая глава Confindustria (а данная ассоциация активно поддерживает университет) и нынешняя президент крупнейшей итальянской нефтегазовой компании Eni S.p.A.
Нашлись эксперты, которые представили конкретные расчеты относительно ситуации в долгосрочной перспективе. К примеру, по подсчетам INPS (Национальный институт социального обеспечения), в течение следующих десяти лет страна в результате реформы может лишиться около 80 тыс. рабочих мест. По мнению британского консалтингового и исследовательского центра IHS Markit, государство, скорее всего, не достигнет анонсированных целей: “Италия вряд ли создаст действительно гибкий рынок труда, а он является ключевым элементом для повышения производительности. Вызывает беспокойство и то, что затягивание процесса переговоров о зарплате приведет к длительному периоду падения реальной заработной платы, что предполагает дальнейшее давление на уже сократившиеся доходы домашних хозяйств”.
Неясно, какой будет экономическая ситуация в Италии после реализации внесенных изменений. Тем не менее, несмотря на вполне объяснимое недовольство бизнес-кругов, очевидно, что новые меры направлены на то, чтобы сгладить последствия политики кабинета Маттео Ренци, в том числе - помочь работникам вновь обрести частично утраченную защиту.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно