Top.Mail.Ru
Статьи
21

ВЦСПС 2.0 / 4

Когда пишут об имеющемся негативе в сегодняшних профсоюзах, с этим в профсоюзной среде все примерно согласны. Точно так же все примерно согласны с тем, что должно быть “в идеале”. Тем более что эту оптимизированную структуру обычно описывают в самых общих, приблизительных терминах. Скажем, “сильные, единые профсоюзы”.

Окончание. Начало в “Солидарности” №№ 6, 7, 8, 2017

Проблемы начинаются, когда речь заходит о том, что нужно конкретно сделать для достижения этого идеала. Тут же выясняется, что первички не хотят делиться взносами, что принуждения к объединению отраслевых профсоюзов и существенного наказания за неучастие в общих акциях быть не может (“мы - отдельное юридическое лицо!”), а кадровая политика - в смысле назначений сверху вниз - неприемлема для “подлинной профсоюзной демократии”. То есть “затык” возникает уже на уровне принятия нормативных документов этого желаемого общепрофсоюзного будущего, не говоря даже о реализации этих решений на практике.

За последние пять лет было принято два качественных решения о существенном изменении “правил игры” на уровне ФНПР. Это переход региональных профобъединений на единый устав и решение об изменении схемы финансирования внутри модели “ФНПР - отраслевые профсоюзы - региональные профобъединения”.

Оба решения были поддержаны на съездах, но потребовали огромных усилий. В случае устава - годичной предварительной работы комиссии и последующей годичной же работы по принятию “синхронизированных” уставов в регионах. В случае финансов - принятие резолюции на сочинском съезде ФНПР в феврале 2015 года основывалось на авторитете председателя ФНПР (кто это видел - тот помнит) и только сейчас подходит к стадии практической реализации. Это существенные решения. Вопрос в том, что они - принятые с колоссальным трудом - требуют для реализации существенного же времени.

Это неслучайно. Если мы посмотрим на исторический опыт реформирования профсоюзных структур России за весь прошлый век, то увидим, что быстрые и качественные изменения происходили либо по инициативе внешних сил (компартии), либо в ситуации, когда профсоюзы буквально находились в состоянии шока, вызванного опять-таки внешней ситуацией (осень 1993 года). Грубо говоря, предоставленные сами себе профсоюзы обычно используют только медленный путь согласования интересов.

Вместе с тем в рамках такого, медленного, согласования интересов пресловутые “реформаторские предложения” зачастую выхолащиваются. Последнее касается, скажем, объединения отраслевых профсоюзов. Пример текущей ситуации, когда из проекта объединения семи профсоюзов последовательно вышли три организации, конечно, показателен. Слияние остающихся четырех - серьезный шаг вперед, но этот шаг был бы куда значительнее, если бы... Если бы интересы как гиперпрофкомов, не желающих растворять свой “контрольный пакет”, так и отдельных руководителей не взяли бы верх над глобальными, общепрофсоюзными интересами.

Последнее, что хотелось бы предлагать в качестве инструмента на пути преобразований, - это внешнее давление или “страшилки”, способные ввести структуру в шок. Это означало бы откат от завоеванной за 25 лет способности профсоюзов самим определять путь своего развития. Да и было бы попросту неэтично.

Путь, который может привести к изменениям, я бы назвал так: “К централизации через расширение демократии”. Именно поэтому, наряду с уже идущей модернизацией административно-финансового управления в профсоюзах, нужен масштабный проект по работе с кадрами, их мотивацией, обучением и продвижением (кадры, идеология, обучение, рост). Но - с некоторыми характеристиками, чтобы отличать этот проект от тех, реализовать которые уже пытались.

Первая главная характеристика - работа по единым методикам (обучение, мотивация) и наличие единого, сквозного (по всей вертикали) подхода к этим кадрам в части их продвижения и оценки практической деятельности.

Вторая главная характеристика - это стратегический проект, на который тактические ситуации в конкретной структуре могли бы оказывать только минимальное влияние.

Что я имею в виду в последнем предложении? Нашим профсоюзникам, побывавшим за границей, свойственно удивляться плавности в кадровых решениях западных профсоюзов. Хотя, казалось бы, выучили, опробовали на кадровой лестнице, и в результате - аплодисментами - выбрали начальником. Без внешнего вмешательства и фактически без закулисной возни. Потому что это - кадровая стратегия. На подобный алгоритм уже стали переходить отдельные отраслевые профсоюзы России. Но даже среди них такой подход скорее исключение. Что же касается регионов, то здесь и таких исключений почти нет. За счет единого устава и положения о выборах смогли уйти от “парашютистов”, но к планомерному выращиванию кадров и их последующему включению в работу пока не пришли.

Чтобы меняться, должен быть субъект изменений, их движущая сила. Нужны те, кто будет готов работать по новой централизованной схеме. Причем не единицы, а - учитывая масштаб российских профсоюзов - сотни и тысячи. Массовый актив, проверенный в деле (колдоговор, акции, текучка), а не в выступлениях со сцены, обладающий единым взглядом на текущую ситуацию и желаемое будущее. В том числе, кстати, обладающий единым представлением об идеалах, как бы это ни звучало пафосно для нашей северной страны. И если ВЦСПС прошлого века был основан, уж извините за прямоту, на заемной силе КПСС, то ВЦСПС 2.0, как централизованная профсоюзная структура, может стать силой только на сознательном движении профсоюзного актива. Диалектика в том, что это движение может быть сегодня инициировано, воспитано и организовано только сверху. А снизу - на уровне тех, кто готов к работе, - я уверен, его поддержат.

Автор материала:
Александр Шершуков - ВЦСПС 2.0 / 4
Александр Шершуков
E-mail: info@solidarnost.org
Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

Сергей 11
21:10 от 07.03.2017
Вода камень точит-Александр Шершуков донесёт в ФНПР комментарии (о необходимости изменений кардинальных в профсоюзе) простых смертных. Председатель ФНПР Михаил Шмаков соберет совет. Те соберут предложения от обкомом которые собрали предложения от ППР . ФНПР проанализировав собранные предложения выберет золотую середину и начнёт движение в правильном русле. ФАНТАСТИКА уже давно бы это произошло. Ведь комментариев масса архив перевернуть а толку ноль. Как то вода камень точит медленно и печально.
Виталий1
11:08 от 06.03.2017
Ну да, вода камень точит. Александр Боданин, конечно, прав, пропагандируя "фантастический вариант" Евгения Ланбина. В сегодняшней политической обстановке и закономерной инфантильности членов и не членов профсоюзов (суть которой подробно "мусолится" в данной дискуссии) профсоюзам и СТ остается лишь работа из разряда "малых дел" как на съездах, так и в самой последней ППС (исключения не в счет).
Александр Боданин
18:39 от 02.03.2017
лично я как член первичной профсоюзной организации понимаю что сила профсоюза в объединении и централизации, но я не вижу реальных действий со стороны центральных органов управления профсоюза, которые заставили бы меня и тех кто рядом со мной поверить им и признать что перечисление денег в центр, это не просто кормление московской номенклатуры, а реальная поддержка, реальных бойцов, бьющихся за наш интерес в самых высоких министерских кабинетах.
Александр Шершуков
19:21 от 02.03.2017
Кто избирает эту "номенклатуру"?
Кто ее контролирует или не пытается контролировать?
Кто ставит или не ставит ей задачи?
Александр Боданин
19:57 от 02.03.2017
На съезде ГМПР в котором мне довелось участвовать было много сказано о том что не устраивает первички в работе центрального совета, но можно посмотреть первый выпуск ГМПР-Инфо с отчетом о съезде и сразу становится понятно что работа ЦС на очень высоком уровне и социальное партнерство с работодателем просто выше всяких похвал. Сказать что тот выпуск вызвал у меня разочарование, это будет очень даже мягкое выражение моих чувств. Но какой есть инструмент у первичек для контроля и принуждения вышестоящих органов к реальным активным действиям? по сути никаких кроме угрозы уйти из структуры и жить самостоятельной жизнью, на что наша организация вполне способна, но как и сказал наш председатель Пьянков Анатолий Александрович, мы против разрушения уже созданных структур, мы за то что бы эти структуры укреплялись, но тут уж все в руках тех кто стоит на вершине профсоюзной пирамиды и если у людей там не появится желание к укреплению, то мы внизу мало на что способны.
Евгений Ланбин
15:09 от 04.03.2017
Ровно как и у рядовых членов - в знак протеста (несогласия, разочарования в деятельности) выйти из рядов профсоюза.
Проблема в том, что на уровне одного отдельного предприятия нельзя построить отдельное долго и счастливо.
У нас верхушки профсоюзов строят свое "долго и счастливо" на базе социального партнерства. Проблема в том, что в это партнерство не вписываются трудящиеся. Они мешают его динамично развивать.
Александр Шершуков
20:04 от 02.03.2017
Делегаты съезда проголосовали за все решения (кроме изменения по взносам).
Никаких существенных поправок в документы предложено (по моему) не было.
Также были практически единогласно избраны руководители.

Если никто не пытался воспользоваться демократическими механизмами, то - значит все со всем согласны.
И в этом случае разговор о "выражении чувств" после съезда - на мой взгляд - это просто разговор.
Александр Боданин
20:20 от 02.03.2017
Я можно сказать только только окунулся в жизнь профсоюзов, но все больше склоняюсь к мнению, что все наши демократические инструменты не столько дают возможность низам управлять верхами, сколько создают видимость возможности такого управления.
Александр Шершуков
20:32 от 02.03.2017
Александр, проблема (как мне кажется) в том, что даже имеющимися инструментами, никто пользоваться то ли не хочет, то ли боится.
Александр Боданин
20:38 от 02.03.2017
Согласен. Видел и тех кто не хочет, и тех кто боится, а те немногие кто способен открыто заявить свою позицию и так то не очень что могут изменить из за своей малочисленности, дак еще и замалчиваются всеми возможными способами, оборачиваются в ярлыки самодуров и дебоширов нарушающих общую идиллию. И это не только в профсоюзах так, это вообще очень большая проблема нашего общества в целом.
Сирко2мед
20:05 от 04.03.2017
О! В точку! А ссылки на отсутствие серьёзных альтернатив на "верхнем" съезде несерьёзны. На пути делегатов надёжная система фильтров. И, правильно пишет Боданин, не только в профсоюзах, везде. А, конкретно в профсоюзах, это означает вовсе не то, что изберут делегатами каких-то чинуш. Нет, просто людей умеренного склада, понимающих, что съезд - не место для подрыва социального партнёрства-с.
А, и выбрали бы баламута, вроде меня - толку-то. Хватило бы дури - вывалил бы с трибуны свои локальные проблемы, попинал мелких профбоссов, все бы сочувственно поаплодировали - "есть ещё отдельные недостатки". А поднял бы серьёзные проблемы - пшик. Серьёзные, в данном случае - это те, которые не хочет видеть благополучно-умеренная часть. Ну, и пропустили бы мимо ушей. В лучшем случае - сочли бы эмоциональным эксцессом, в худшем - очернительством.
За плечами - богатый опыт горбачёвской перестройки, попытка уберечь от перестройки то, что работает. Критиковать на официальных мероприятиях генеральную линию - писать против ветра, результат известен.
Евгений Ланбин
06:00 от 05.03.2017
Против ветра и серьезные проблемы , можно сколько угодно писать и озвучивать. Вот только толку нету. Спец оценку условий труда - приняли. Пенсионный возраст, пока тока, для гос. служащих увеличили. Пенсии , пока тока в страховой части, заморожены. Кап. ремонты - это такой налог "на все" . Присутствует. Льготы - отмирают. .... Да, профсоюзы озвучивают, что они "Против". ну что там потрут на трех. сторонней комиссии , сгладят острые углы , до благолепного вида , в котором можно подавать это широкой публике. Ну и все на этом.
А где борьба? Где марши не согласных? Где требования отставки правительства? Ну примерно как поступают в гейевропе загнивающие толерасты. А у нас оказывается проф. структуры не заточены под серьезные мероприятия. Деятельность этих структур нужно изменить , заточить и усилить .... Да, будут говорить, что нужно менять . Но менять ничего не будут - а оно им надо , эти перемены? Вся борьба будет на уровни предприятий , за свое конкретное "Долго и счастливо" и на самом верху на трех сторонней комиссии, где будут решаться концептуальные, некоторые, вопросы и где будут доводится до приемлемых форм. А остальное будет БЛА! Бла! бла! по затухающей.
Есть еще один вариант (Фантастический) . Если вдруг , государство решит стать социально ориентированным, профсоюзам дадут широкие права и обязательное присутствие на каждом предприятии .... Такая реформа сверху. Но как видим , нашим правителям это не интересно. Политическая ситуация - стабильная. Экономика растёт. Безработицу победили. Осталось еще чуть - чуть и рай на Земле, ограниченный границами РФ, достигнут. Профсоюзы в достижения этого рая не позовут.
Александр Боданин
08:29 от 05.03.2017
А я кстати очень поддерживаю "фантастический" вариант и он вполне реален при правильном подходе. Очень жаль что работа по созданию реальной политической силы на базе профсоюзного движения оказалось очень слабой на этих выборах, мы оказалось не подготовлены к тем препятствиям и заслонам которые установлены для молодых политических сил на пути к Государственной Думе, но зато ударившись башкой о все эти стены избирательного законодательства, мы все получили отличнейший урок и у нас есть к чему стремится и к чему готовится к следующим выборам. Главное в моем понимании не успокаиваться на данный момент по этому поводу, а вести скрупулёзную и целенаправленную работу по усилению "Союза Труда", по поиску сил способных помогать нам в этом. Да, эти выборы мы упустили, но нужно сделать все что бы в государственной думе следующего созыва появилась фракция имеющая целью отстаивание интересов работяг, и четко заявляющая этот вопрос в своей программе. Только в этом случае может получится так что государство начнет нас слышать, так как те силы которые сейчас есть в ГД, даже если у них и есть желание стоять на страже интересов трудового класса, способны только сглаживать углы и ничего более.
Евгений Ланбин
09:11 от 05.03.2017
Путь длинный. Но начинать нужно сей час готовиться к выборам. Как минимум, сделать "СТ" узнаваемой партией. Как максиму, через опросы тренироваться в сборе подписей и вдалбливать в сознание рабочих , что "СТ" их партия. Делать это через проф. структуры. Это нужно делать. Но возникает идиотский вопрос. Как? Самим само организовываться или ждать пока у профсоюзных лидеров появиться желание организовывать массы?
Недавно разговаривал с журналистом из ФРГ который специализируется на трудовых отношениях. Интересную вещь сказал. " Большинство СМИ стараются не замечать трудовых конфликтов. Редакторская политика сводится к игнорированию освещения этой темы. У профсоюзов остается один инструмент, с помощью которого привлекается общественное внимание. Это массовые протесты и массовые забастовки которые оказывают влияние на повседневную жизнь простых немцев. Которые очень сложно спрятать или игнорировать. Как можно спрятать забастовку работников аэропортов или Дойче Бама?
Другой вариант - это наличие в бюджетах профсоюзов денег, предназначенных на размещение информации в прессе и телевидении. "
Чуйков Дмитрий
12:01 от 05.03.2017
На своем скромном опыте профсоюзной работы скажу одно: у работников 2 сильнейших мотива не вступать в профсоюзы: первый и главный это страх (потерять работу, быть белой вороной и т.д.) и второй не менее важный это безразличие , неверие в успех. К сожалению, образуется замкнутый круг: малое членство и ресурсная база не дают возможности широко информировать, а также эффективно защищать работников, что в свою очередь усиливает страх, апатию и в конечном итоге приводит к дальнейшему уменьшению численности и ослаблению. Как разорвать этот "порочный круг"?! Универсального рецепта, увы, нет...
Александр Боданин
10:05 от 05.03.2017
Никаких денег не хватит для того что бы соперничать с олигархами на федеральных каналах и в федеральных газетах. Тут у нас одно оружие - интернет! И именно на этом необходимо сконцентрировать свое внимание всем проф организациям, на развитии своей информационной работы и вынесения на всеобщее обсуждение проблем каждого отдельного предприятия. Тут огромную роль может сыграть данная газета "Солидарность" как центр сбора информации с первичек, вне зависимости от глубины их местонахождения, и распространения собранных данных по всему информационному горизонту, до куда можно дотянуться. Но тут необходим некий аналитический центр, который будет анализировать работу каждой первички, контролировать полноту распространения в обязательном порядке значимой информации, так как очень многие информационные ресурсы первичек строго согласовывают свой материал с руководством предприятий и не размещают того что может покоробить нежную душу работодателя. При эффективной работе информационного ресурса от первички до "Солидарности" и обратно будет гораздо легче организовывать протестные акции и совсем необязательно что прям уж забастовки, и эффективность их станет значительно выше, так как гораздо больше людей будет о них узнавать, сейчас же с этим все очень сложно, наша информационная работа всех уровней, оставляет желать лучшего
Сергей 11
13:53 от 05.03.2017
Александр, Евгений,Сирко2мед, Дмитрий-у Вас чувства дежавю НЕТ??по комментариям которые вы пишите. Александр как мне кажется тот кто на съезде выступил с самой критической в сторону ГМПР речью. (Сорвал овации)Евгений- пенсию скрытно и работягам уже подняли и это СОУТ. В целом на съезде 98 % выступили с мнением что надо кардинально меняться. ЦС клятвенно пообещал изменения потому и проголосовали за него (авансом). А глобальные изменения профсоюза уже надо было начинать как минимум в 13 году скажу его же словами никто пользоваться то ли не хочет, то ли боится. ( главный редактор газеты в очередной раз меня про себя назовёт редиской) Теперь к партии СТ. Повторюсь необходимо вернуть к профсоюзу в целом доверие, а потом подымится рейтинг партии. А так у народа ассоциация СТ и профсоюз пока слабо вяжется.
Евгений Ланбин
05:13 от 08.03.2017
"Доверие" к профсоюзам можно поднимать, в том числе и через деятельность Партии "СТ". Если говорить в целом. Как можно говорить о поднятии там чего то (доверия, численности, активности, готовности отстаивать...) , если деятельность профсоюзов окружает информационный вакуум. Я не говорю про федеральные, региональные, городские СМИ. Я говорю про профсоюзные СМИ и профсоюзные интернет ресурсы. + ведение агитационной работы в трудовых коллективах. Руководствуются двумя постулатами. 1. Не оскорбить чувств социальных партнеров. 2. Не оскорбить чувств верующих. Вот оно прокрустово ложе. Что выходит за рамки - отсекается.
Евгений Ланбин
10:23 от 05.03.2017
Тогда мне непонятна роль отраслевых профсоюзов.
Создавать информационный профсоюзный центр на базе "Солидарности" который занимался централизованно информационной работой. (Министерство профсоюзной пропаганды) . Оно может и верно. Что бы информационная работа проф. организаций велась в рамках одного информационного поля. + стандарт на наличие профсоюзных СМИ, через которые эта информация будет доводится до трудящихся.
Виталий1
14:43 от 01.03.2017
В наших условиях (когда профсоюзы объективно зависимы "от внешних сил") "медленный путь согласования интересов" - уже неплохо. А ближе к делу, оно (дело) не в "медленности", а в соотношении финансов, определяющих весовую категорию сторон.
На пути к ВЦСПС 2.0 и к "сознательному движению профсоюзного актива" совершенно справедливо сказано в монологе, что речь идет о "воспитании" "верхних", от которых зависит "инициирование" дороги в достойное будущее профдвижения России. В том числе и тех 3-х профлидеров, которые совершенно сознательно вышли из состава известной 7-ки "инициаторов". Вопрос в том, какое время потребуется для этого "воспитания".
Евгений Ланбин
16:43 от 02.03.2017
Речь идет о "деле" , а не о "сотрясание воздуха" т.е. достижении конкретных результатов в интересах трудящихся.
На возникающий вопрос, когда случиться сие созревание проф. актива способного действовать в интересах трудящихся? Можно ответить с точностью (+/-) 1 минута. Есть единичные организации, которые уже созрели - но это единичные случаи. В основном - не дождемся. Это самый оптимистичный прогноз.

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте



Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно



Новости СМИ


Новости СМИ2


Киномеханика