Фото: Marcelo Camargo / Agеncia Brasil / Wikipedia
Прошедший в конце октября второй тур выборов президента Бразилии шокировал своими результатами. Следующие несколько лет страну будет возглавлять бывший военный, сторонник крайних правых взглядов Жаир Болсонару. “Солидарность” разбирается в том, как различные политические и социальные силы относятся к неоднозначной фигуре нового президента Бразилии.
Для новоизбранного президента Бразилии сексизм и женоненавистничество - вещи вполне нормальные, что и было аргументами против него в предвыборных баталиях. На фото: Жаир Болсонару заявляет в ходе перепалки в парламенте депутату от Партии трудящихся Марии ду Росариу (слева) о том, что она “даже не достойна быть им изнасилована”. Сентябрь 2016 года
Жаир Болсонару - бывший военный, ультраправый политик, состоящий в малочисленной социал-либеральной партии. Ряд СМИ окрестили Болсонару “тропическим Трампом” - и, в принципе, оба отличаются сексистскими высказываниями, нападками на защитников сексуальных меньшинств и сторонников альтернативных источников энергии. Помимо этого Болсонару является сторонником экономической политики последнего президента страны Мишела Темера. То есть поддерживает позиции бизнеса.
По мнению бывшего министра финансов страны Рубенса Рикуперо, “если Болсонару осуществит все оглашенные задачи, он станет изгоем в международном сообществе. У Бразилии тысячи проблем, которые требуют решений. Он же хочет добавить проблем, а взамен - ничего”.
Первой ласточкой ультраправого курса нового президента стал указ о слиянии нескольких министерств в одно ведомство. Под руководством Паулу Гедеша новый департамент объединит министерства финансов и промышленности, торговли и услуг. Национальная промышленная конфедерация Бразилии уже опубликовала заявление с критикой этого решения. По мнению ассоциации, каждый сектор нуждается в собственном министерстве. Гедеш не согласен. Для будущего министра союз между финансами и промышленностью предназначен для снижения налогов - наряду с политикой свободной торговли. Отметим, что предпринятый Болсонару шаг вполне вписывается в его планы проведения политики жесткой экономии: он планирует в ближайшее время объединить еще и министерства сельского хозяйства и окружающей среды.
Впрочем, антитрудового в политической повестке президента достаточно, по крайней мере для того, чтобы профсоюзы и левые силы могли мобилизоваться для противостояния новым политическим шагам скандального президента. Так, Болсонару намерен приватизировать как минимум треть государственных предприятий, например службу, ответственную за водоснабжение. Помимо этого, у него в планах - сокращение субсидий и пособий различным группам населения.
Очевидно, что существенную поддержку проигравшему Фернанду Аддаду оказывают профсоюзы - которые, разумеется, не приняли победу ультраправого кандидата на выборах. Прежде всего, профобъединениям не по нраву обнародованные Болсонару меры. К примеру, уже упомянутая приватизация системы водоснабжения вызвала ярость в профсоюзной среде. Так, FNU (Национальная федерация работников городских служб) обвинила нового президента в “нападении на общественные блага”.
Профсоюзы беспокоит и намерение Болсонару снять запрет на ношение оружия. Это вполне может привести к созданию так называемых народных ополчений (аналогичные которым возникли в Колумбии и Мексике после введения свободного ношения оружия). CUT (Центральное объединение трудящихся) полагает, что “отмена запрета на ношение оружия только подстегнет насилие”.
Также камнем преткновения между Болсонару и профсоюзами уже на стадии выборов стала пенсионная реформа. Она планировалась еще при Мишеле Темере, однако была отложена им. В первую очередь предполагалось увеличение пенсионного возраста для государственных служащих. Но, помимо профсоюзов, опасность поджидает Болсонару в лагере союзников, а именно военный истеблишмент - главный бенефициар пенсионной системы. По мнению же Гедеша, “пенсионная система Бразилии - самолет с пятью бомбами на борту, который взорвется в любой момент”.
Несмотря на вполне уверенную победу и решительные шаги сразу после объявления результатов второго тура, нельзя сказать, что новый президент Бразилии находится в безоблачной ситуации. Его соперник во втором туре, Фернанду Аддад, проиграл с не самым большим отрывом - и фактически наступал на пятки бывшему военному. Сразу после объявления результатов Аддад заявил об уходе в оппозицию. Как ставленник опального бывшего президента Лулы да Сильвы, Аддад может опереться на поддержку электората Партии трудящихся и просто противников Болсонару, которых хватает даже среди людей правых взглядов. Кроме того, социал-либеральную партию, которую представляет новый президент, трудно назвать многочисленной и популярной - в правительстве придется создавать коалицию, и даже с нейтральной стороной могут возникнуть существенные разногласия.
Сам Аддад отзывается о своем политическом оппоненте довольно сдержанно и в твиттере даже поздравил его с победой. Впрочем, Болсонару не раз подвергал Партию трудящихся критике, обвиняя бывших президентов Лулу и Русеф в том, что “они привели страну к экономической катастрофе”. Но вот что любопытно: изначальный кандидат Партии трудящихся Лула да Сильва (чьим преемником является Аддад) был приговорен к тюремному сроку за коррупцию судьей Сержио Моро. Новый президент предложил Моро возглавить Министерство юстиции. Бывший глава ведомства Эухенио Арагао уже успел высказаться по этому поводу (ранее он критиковал решение Моро): “Данный шаг только лишний раз доказывает тот факт, что Моро никогда не был судьей. Он всегда преследовал личную выгоду и карьерный рост”.
По мнению профессора экономики Университета Сан-Паулу Лауры Кавальо, Аддаду в его дальнейшей политике “следует сосредоточиться не на сексизме и мизогинии (женоненавистничестве. - А.Г.) [своего политического соперника], что не возымело существенного эффекта, а уделить внимание экономической повестке дня, особенно антитрудовым взглядам Болсонару”.
Ряд экспертов, правда, строит довольно радикальные теории относительно грядущих лет - вплоть до репрессий с кровавой развязкой, на почве, к примеру, обвинений в коммунизме.
Очевидно, что Жаиру Болсонару придется весьма нелегко на этом политическом поприще. Скорее всего, новому президенту Бразилии будут препятствовать как левые, ныне оппозиционные, силы, так и те союзники, которые в корне не согласны с рядом пунктов в его предвыборной программе. Вполне возможно, что другие политические силы попробуют использовать законодательные (и не только) механизмы для препятствования принятию определенных законов и решений - как это происходит в США при Трампе.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно