
«Руки прочь от Трудового кодекса!» - с таким лозунгом в середине лета активисты Федерации профсоюзов Киргизии вышли на массовые митинги. Причина протестных действий – предложения со стороны бизнеса и правительства по изменению трудового законодательства, существенно ухудшающие права граждан, работающих в частном секторе. По итогам переговоров, длившихся почти полтора месяца, большинство норм ТК удалось сохранить без изменений.
Работай хоть ночью, хоть в выходные, хоть в праздники – доплачивать тебе сверхурочные работодатель не обязан. Посотрудничали месяц-другой? Уходи, ты больше не нужен. Ни тебе обязательного контракта на год, ни компенсации при увольнении. Кстати, если тебе задержали или попросту отказались выплачивать заработанные деньги, по прошествии года в суд можешь даже не ходить – срок давности требований просроченной выплаты от работодателя истек. Эти и другие новшества правительство Киргизской Республики предлагало ввести в Трудовой кодекс для сотрудников, задействованных в частном секторе. ТК собирались дополнить отдельной главой: «Особенности регулирования труда лиц, работающих у субъектов предпринимательской деятельности», где и планировалось прописать новые пункты. Обоснования представителей бизнеса и либеральных экономистов известны: снять преграды, мешающие развитию частного сектора, стимулировать конкуренцию на рынке труда и сбалансировать права работодателей и работников.
В Федерации профсоюзов Киргизии (ФПК) окрестили предлагаемые изменения не иначе как «рабским кодексом» и начали активную кампанию по внесению масштабных поправок в предложения от бизнеса и госфинансистов. Для начала в середине июля провели несколько митингов под общим лозунгом «Руки прочь от Трудового кодекса!», затем начали переговоры с представителями правительства, по итогам которых была создана рабочая группа по доработке документа.
Как рассказал «Солидарности» Эльдар Таджибаев, председатель Горно-металлургического профсоюза Киргизии, а также глава Центра исследований социально-трудовых отношений ФПК, по итогам месяца доработка состоялась очень основательная. Из десятка глобальных нововведений, предлагаемых работодателями и правительством, прошло только три. Причем в очень измененном виде.
- Первоначальный проект поправок в Трудовой кодекс можно было с полным правом назвать антинародным. Шло явное ухудшение прав граждан, работающих у субъектов предпринимательской деятельности. А таких у нас примерно 90% от всего работающего населения. Количество бюджетников и военнослужащих невелико, все остальные задействованы в частном секторе, - пояснил профсоюзный лидер.
По словам Таджибаева, согласно финальному проекту закона предлагаются следующие изменения:
Срочные трудовые договора с лицами, работающими у предпринимателей, заключать можно. Но не менее чем на год и не более трех раз. После трех лет совместной работы работодатель обязан заключать с сотрудником бессрочный трудовой договор. Важная оговорка: в компаниях и на предприятиях, где есть профсоюзные организации, принять на срочный трудовой договор можно будет только с согласия профсоюза.
В отношении обучения кадров и повышения квалификации вводятся понятия профессиональной подготовки, стажировки, производственной практики и устанавливаются условия и порядок заключения договора непрерывной профессиональной подготовки и ученического договора.
- Ничего страшного во внесении такой нормы нет, - считает Эльдар Таджибаев. – Во-первых, это некоторое осовременивание трудового законодательства, приведение норм в соответствие с мировой практикой. Во-вторых, на все эти формы трудоустройства будут действовать все прочие нормы трудового законодательства. По большей части, такие формы будут применяться для трудоустройства молодых специалистов. Ну и конечно, без разрешения самого работника перевести его в ту или иную категорию обучающихся никто не сможет.
Третий пункт, по поводу которого было сломано чуть ли не больше всего копий - срок исковой давности по взысканию невыплаченной заработной платы. Киргизские работодатели и финансисты предлагали ограничить срок истребования задержанной зарплаты одним годом. Мол, сотрудник может специально не обращаться в суд, а начать разбирательства лишь после того, как накопится кругленькая сумма. В компромиссном варианте установлено, что работник имеет право обратиться с требованием о взыскании заработной платы в течение трех лет со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении права.
- Остальные предложения – относительно, например, отмены сверхурочных и дополнительных выплат в выходные и праздники или уменьшения выходного пособия при сокращении с двух месяцев до одного – даже рассматривать не стали, - подчеркивает Таджибаев, возглавлявший на переговорах профсоюзную сторону. При этом профлидер благодарит всех, кто поддержал борьбу Федерации профсоюзов Киргизии:
– Из госорганов нас поддержали представители Минтруда и Государственной инспекции по экологии и технической безопасности. Также на нашу сторону встали ученые, задействованные в сфере труда, и международное профсоюзное сообщество. Хочется сказать спасибо всем, кто нам помог!
Согласованный на рабочей группе законопроект будет направлен Министерством экономики в правительство Киргизской Республики для дальнейшей подготовки, согласования и принятия постановления. После чего документ отправится на рассмотрение в Жогорку Кенеш (парламент) Киргизии.
В последнее время ряд государств постсоветского пространства активно реформируют свое трудовое законодательство. Они приняли или собираются принять новые трудовые кодексы либо масштабные проекты поправок к законам о труде. Предлагаем вашему вниманию обзор законодательных новшеств в странах ближнего зарубежья за последние полтора года.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно