Top.Mail.Ru
Актуальная тема

Актуальная тема

комментариев 2

В свободный полёт

В свободный полёт

Многомиллионные выплаты при увольнениях топ-менеджмента госкорпораций и компаний с государственным участием (так называемые «золотые парашюты») решено существенно ограничить. С соответствующими поправками в ТК РФ выступили депутаты Государственной Думы. «Солидарность» ознакомилась с примерами выплат «золотых парашютов» в России, а также узнала, что думают об ограничениях профсоюзные лидеры и представители интернет-аудитории.

Мягкие посадки

201 миллион рублей. Такую гигантскую сумму получил ушедший в конце марта в отставку глава госкорпорации «Ростелеком» Александр Провоторов. Ещё около 80 миллионов Провоторову выдали в виде годовой премии. Как уже рассказывал в интервью газете «Солидарность» председатель Профсоюза работников связи Анатолий Назейкин, простому работнику ОАО «Ростелеком», чтобы заработать такие деньги, пришлось бы трудиться около 800 лет. Не тратя при этом из уже заработанного.

Уволенный гендиректор ФГУП «Почта России» Александр Киселёв получил в качестве «утешительного приза» 3 миллиона рублей. Да ещё и положенные 3 оклада (около 750 тысяч рублей) в придачу. Это не 200 провоторовских, но тоже немало.

Конечно, практика «золотых парашютов» давно применяется на Западе. Но, во-первых, в основном для менеджеров различных коммерческих (не государственных!) корпораций, а во-вторых, выплаты прописываются в контрактах с проверенными и эффективными руководителями, добившимися своей работой весомых результатов и прибылей. Так, например, Джон Уэлч покинул «General Electric» с «парашютом» в 417 миллионов долларов. Но прежде добился звания лучшего менеджера столетия, подняв за 20 лет своей деятельности выручку компании с 25 миллиардов долларов до 130 миллиардов. Показатели наших доморощенных управленцев стремятся скорее к обратному.

Топ – 3

Для понимания того, какие суммы «золотых парашютов» получали другие руководители частных компаний и государственных структур на просторах необъятной нашей Российской Федерации, приведём ещё несколько интересных примеров.

В далёком уже докризисном 2007 году перед реорганизацией холдинга РАО "ЕЭС России" весьма "любимый" народными массами Анатолий Чубайс утвердил программу "золотых парашютов" для части руководящего состава холдинга. В результате, глава "Мосэнерго" Анатолий Копсов получил при отставке 35 миллионов рублей, гендиректор ОГК-5 Анатолий Бушин — около 30 миллионов, а 16 топ-менеджеров ОГК-2 поделили между собой 557 миллионов. Правда, в марте 2009 года структуры "Газпрома", под контроль которого перешла ОГК-2, попытались в судебном порядке вернуть большую часть потраченных на «парашютистов» средств и подали иск к бывшему главе компании Михаилу Кузичеву о возмещении 446,5 миллионов. Дело дошло аж до Высшего арбитражного суда, который в марте 2011 года благополучно отклонил претензии к бывшему руководству корпорации.

В апреле 2011 года "Уралкалий" выплатил покинувшим компанию топ-менеджерам около 400 миллионов рублей. Причём более половины этой суммы - 220 миллионов - получил бывший президент компании Денис Морозов.

Декабрь 2012 года явно запомнился владельцам акций «Норникеля». Именно тогда совет директоров этой компании принял отставку гендиректора Владимира Стржалковского, постановив выплатить тому 100 миллионов долларов. От этой суммы тошно стало даже бывшему главе компании олигарху Михаилу Прохорову.
«Выходные пособия такого размера разумно объяснить невозможно", - заявил он тогда. Завидно стало, не иначе.

Золотые «крылья» решено подрезать

Подобного рода прецеденты, видимо, начали надоедать как правительству, так и депутатам Государственной Думы. Инцидент же с грандиозной выплатой Провоторову, при котором дела «Ростелекома» шли, мягко говоря, не блестяще, стал, судя по всему, последней каплей. Государственные мыслители и народные избранники решили прикрыть этот аттракцион невиданной щедрости, работающий, в том числе, на бюджетные деньги.

Президент Владимир Путин поручил правительству до 1 июля разработать законопроект (или внести поправки в действующее законодательство) по ограничению выплат увольняющимся руководителям. Но в этом Дума уже опередила правительство. 20 мая депутаты от Общероссийского народного фронта Валерий Трапезников и Александр Богомаз внесли поправки в Трудовой кодекс, ограничивающие "золотые парашюты" для руководителей госкорпораций и организаций с госучастием. Вступление этих поправок в силу будет означать, что уходящий руководитель госкорпораций сможет получить  в своё распоряжение от 3 до 12 месячных окладов. А глава компании с государственным участием (госучастие – не менее 50%) покидая свой пост, обретёт от 3 до 18 окладов.
Кроме того, в законопроекте о заработных платах топ-менеджмента сказано, что месячный доход руководителей может быть не более чем в 8 раз выше средней зарплаты в корпорации. При этом итоговая сумма не должна быть выше ежемесячной зарплаты федерального министра. А доход заместителя главы госкомпании или госкорпорации, в свою очередь, должен быть примерно на 20 - 30% ниже зарплаты руководителя.
Конечно, для грамотных начальников должно быть предусмотрено вознаграждение за хорошую работу (в тех случаях, если государственная компания демонстрирует потрясающие показатели по выполнению определённой программы). Но даже премии за экономические чудеса должны иметь свои границы. Так, премии для руководителей решено ограничить размером 6-кратной зарплаты. Причём получить такое счастье супер-менеджер может лишь раз в год.

Что думают обо всем этом профсоюзные лидеры?

- Разница в зарплатах между простыми работниками и топ-менеджерами у нас и так слишком велика, – считает Геннадий Шандарин, заместитель председателя Росхимпрофсоюза. - Такое неравенство, конечно, вызывает множество вопросов. Когда нет вообще никаких ограничений, суммы выплат можно доводить до бесконечности! Понятно, что мы поддерживаем ограничения «золотых парашютов». Я считаю, что пока хотят поставить вполне разумные рамки. А дальше нужно посмотреть – как будет. Необходимо это дело отслеживать.

Похожего мнения придерживается и Владимир Косович, заместитель председателя Профсоюза работников нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства Российской Федерации:
- О конкретных суммах «золотых парашютов» топ-менеджеров российских нефтегазовых компаний мы не осведомлены – это коммерческая тайна. Можно только предполагать, какие суммы прописаны в трудовых контрактах. Вот, например, СМИ нам сообщают, что топ-менеджеры, недавно покинувшие ТНК-BP, получили очень «солидные выходные пособия».
Об инициативе депутатов «Единой России» по ограничению размеров «золотых парашютов» нам, конечно, известно. Мы, как профсоюз, представляющий и защищающий права и интересы наёмных работников, поддерживаем идею законодательного ограничения сумм таких выплат. Естественно, простым работникам, живущим на зарплату и не имеющим, как правило, иных источников дохода, абсолютно непонятны гигантские выплаты при увольнении бывших руководителей.

Мнение блогеров

В блогах к идее ограничить «золотые парашюты» 12 и 18 окладами отнеслись без особого понимания. Блогеры считают, что 18 окладов – слишком много для людей, которые и так получают весьма приличные даже по европейским и американским меркам зарплаты. Особенно когда результат деятельности этих руководителей трудно оценить как положительный.

«Человек работал, получал более чем достойную заработную плату, какой еще там парашют ему необходимо прицепить? Это обычный наемный работник. Правильно, в частных компаниях акционеры за размерами выплат следят, а в госкорпорациях можно платить сколь угодно. За что доплата? За то, что своевременно ушел и особого вреда не нанес!
Чем квалифицированный рабочий отличается от топа в случае увольнения?», - интересуется блогер micsor.

«То есть, все по Трудовому кодексу получают 3 месячных оклада, а работники госкорпораций - патриции - им аж до 18 окладов. А при зряплате более миллиона рублей - это совсем немало. Тем более, что сразу можно устроиться в другую госкорпорацию», - удивляется andynoz.

«Золотые парашюты должны быть ограничены двумя месячными окладами! Иначе мы получим людей первого сорта и остальных. Чем менеджер или генеральный директор лучше простого рабочего? Социальная справедливость, о которой без устали говорят из кремля, должна быть соблюдена!» - полагает s00xk.

«Они там в конец ******?! Какие 200 миллионов?!!!! Какие 18 окладов?!!!! Большинство менеджеров этих компаний ни хера не делают, а только бабки лопатой гребут!!! Их не золотом при увольнениях осыпать, а расстреливать надо!!!», - негодует Kramshter.

Постскриптум

Окончить  эту статью хочется на вполне позитивной нотке. Новый президент ОАО «Ростелеком», Сергей Калугин, решил изначально отказаться от «золотого парашюта».

«Не хочу», - заявил новоиспечённый глава госкорпорации, пояснив, что подобная система является несправедливой по отношению к коллективу, ведь в компании есть множество сотрудников с небольшими зарплатами.

Будем надеяться, что столь сознательное поведение станет положительным примером для других руководителей госкорпораций.
 

Назад в раздел: Актуальная тема

Александр Кляшторин
Подпишитесь на
электронную версию газеты
Подписаться
Подпишитесь на
наш канал в Яндекс.Дзен
Подписаться
Добавьте нас в
Яндекс Новостях
Добавить

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Инженер
14:13 от 15.07.2013
Для начала было бы неплохо определиться с расчетом "средней заработной платы". Кому интересна "средняя температура по больнице" (у одного пациента жар, у другого уже минусовая температура - он в морге; а в среднем - 36.6)? Оклады в 10т.р. и несколько миллионов несравнимы.
Предлагаю считать реальную среднюю З/П раздельно для топов и остальных работников. Тогда будет более понятно, кому на Руси жить хорошо...
Александр Кляшторин
14:16 от 15.07.2013
Совершенно правильная позиция. В частности об этом мы постоянно пишем.

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте



Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно





Новости СМИ2


Киномеханика