Не успели подробно обсудить высказывания Дмитрия Медведева, который призвал отказаться от госполитики обеспечения занятости, как прорвало других чиновников.
Марат Хуснуллин, вице-мэр Москвы, отвечающий за строительный комплекс, выразил следующую мысль: строить в Москве относительно дешевое жилье стратегически невыгодно. По следующим причинам: высокая стоимость жилья, по мысли вице-мэра, защищает город от наплыва мигрантов, а кроме того - строительство нового дешевого жилья может снизить стоимость квартир, которые уже находятся в собственности москвичей. Вот такая геополитика. Которая, кстати, означает то, что об улучшении жилищных условий большей части тех же москвичей можно забыть. Поскольку ни должной зарплаты, ни ипотеки с низкими процентами в России выдумать пока не смогли. А геополитику с высокими ценами на квартиры и выдумывать не надо - она и так уже двадцать лет как существует. Милое дело...
Но на этом парад мнений не прекратился. Следующим стал вице-премьер Игорь Шувалов. Выступая на международном форуме, он прямо сказал, что пока в мире высокие цены на нефть - не будет у нас никаких инноваций. И вспомнил о времени кризиса 2008 - 2009 годов, когда многие предприниматели из несырьевого сектора экономики радовались, что-де теперь о них, наконец, власть вспомнила. Правда, кризис вскоре кончился, а с ним и “воспоминания”. Замечание Шувалова относится не только к сфере чистой экономики, но и к социальной сфере. Поэтому его слова стоит рассмотреть подробнее.
Начнем с того, что именно высокие цены на нефть обеспечивают сегодня стабильность бюджета России. Именно за счет них государство выполняет свои социальные обязательства. Возможно, после того, как упадут цены, начнется неслыханный инновационный рост. Но вот с социальными обязательствами будут серьезные проблемы.
Далее. Высокие цены на нефть - это рост доходов. У государства становится больше денег. По идее - больше возможностей для инвестиций. Высказывание Шувалова можно трактовать так: правительство не в состоянии заниматься развитием экономики через инвестиции. При этом правительство пытается привлекать иностранные инвестиции. Вывод: своими деньгами пользоваться не хотим, но хотим продать часть российской экономики иностранным инвесторам (инвестиции же происходят через покупку акций). Сегодня у государства (читай - правительства) есть серьезный финансовый рычаг. Из слов Шувалова следует, что пользоваться им правительство либо не хочет, либо не умеет.
В истории государств много случаев, когда снижение доходов государства ведет к серьезным политическим и экономическим последствиям. Хочется напомнить, что экономические проблемы СССР в середине 1980-х годов были связаны в существенной мере с тем, что под давлением США арабские государства увеличили поставку нефти на рынок - и цены на нее упали. Соответственно упали и нефтяные доходы СССР. А поскольку одновременно снизились и доходы от торговли алкоголем (в результате непродуманной кампании), то доходная часть бюджета уменьшилась еще больше. Именно это стало первым шагом к экономической пропасти. И к политической, кстати, тоже. Однако даже в то время члены правительства отнюдь не радовались возможному сокращению доходов бюджета. Может быть, потому, что не так часто оперировали термином “инновации”. В отличие от членов правительства Д.А. Медведева.
Но вот что меня интересует. Ну, предположим, не может правительство “справиться” с финансами. (Как говорят в народе, “ни украсть, ни покараулить”.) Что характеризует его профессиональный уровень. Не хочет сокращать безработицу и содействовать занятости. Что прямо идет вразрез со всей предыдущей социальной политикой или хотя бы с социальными декларациями. Но и по линии инноваций - казалось бы, любимой и профильной теме - тоже предъявить обществу не-че-го. За время, потраченное на разговоры об инновациях, Петр Первый в XVIII веке успел приучить к картошке население страны. Нам пока что только сбили жизненный цикл экспериментами над временем.
Раз не получается - может, не надо с нами так мучаться? Ни с нами, ни с нашими деньгами. Может, мы уж как-нибудь сами? Без вас.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
А то у нас уже и признаваться можно и быть "откровенными" со своим народом - он, мол, все поймет и все примет. А с либералами и прочими высоколобыми "разговор короткий".. На итоги выборов их мнение практически не влияет...
Начиная с 2001-го, у нас можно все, о чем договорятся власть и крупные буржуа.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно