Top.Mail.Ru
Статьи
“Лечим тело и мысли”

Как работает врач-нарколог и чем ему помогает профсоюз

“Лечим тело и мысли”

Фото предоставлено героиней материала

Накануне Дня медицинского работника в Астрахани глава региона Игорь Бабушкин отметил знаком “Отличник здравоохранения” - символом высочайшего профессионализма и преданности своему делу - лучших врачей, медсестер, фармацевтов области. Среди награжденных - Альфия Горянина, зав. поликлиническим отделением № 1 г. Астрахани областного наркодиспансера, председатель профкома подразделения с 2009 года. “Солидарность” расспросила врача: каково это - 25 лет возвращать к жизни трудных и беспокойных пациентов.

- Альфия Менировна, вы прошли весь путь - от врача-ординатора отделения неотложной наркологической помощи до руководителя поликлиники - и хорошо знаете эту область медицины. Как устроен наркодиспансер и чем занимается поликлиника при нем?

- В структуру диспансера входят: отделение неотложной наркологической помощи, два плановых отделения - женское и мужское, детское отделение, отделение медицинской реабилитации, дневной стационар, поликлинические отделения с кабинетами медицинского освидетельствования. Непосредственно в поликлиническом отделении мы ведем амбулаторный прием пациентов по профилю “психиатрия - наркология”. В штате поликлиники - врачи психиатры-наркологи, медсестры, медицинские психологи, специалисты по социальной работе и социальные работники. Помимо приема пациентов, имеющих заболевание зависимостями, поликлиника осуществляет профилактические осмотры по допуску к определенным видам профессиональной деятельности, к управлению транспортными средствами, владению оружием и т.д. Основная часть пациентов - те, кто самостоятельно не может остановить свою алкоголизацию либо наркотизацию, у которых сформирован синдром психической и физической зависимости.

“ЧЕЛОВЕК САМ ДОЛЖЕН ЗАХОТЕТЬ ВЫЛЕЧИТЬСЯ”

- Насколько добровольно попадают к вам пациенты?

- Если человек находится в измененном психическом состоянии, у него имеются острые обманы восприятия - слуховые и зрительные галлюцинации, тогда эти пациенты госпитализируются в недобровольном порядке. Они опасны как для себя, так и для окружающих. Но в России лечение таких заболеваний, как алкоголизм, наркомания, токсикомания, должно быть добровольным, человек должен захотеть прийти к нам сам. Для наших пациентов характерно отрицание болезни - это основная проблема, с которой нам приходится сталкиваться.

Главная движущая сила на первом этапе - близкие люди. Либо дети, которые привозят родителей, либо родители, которые привозят детей, либо жены и мужья. Особое место в социальной наркологии занимает проблема созависимости, обретающая сегодня четкие признаки и границы социальной и клинической патологии. Созависимость - это психологическое состояние людей из ближайшего окружения человека, зависимого от психоактивных веществ. Поэтому у нас есть психотерапевтические группы для помощи родственникам по преодолению созависимости: их учат, какую тактику выбрать, чтобы помочь своему близкому.

- Ваши пациенты - преимущественно социально незащищенные люди?

- Нет, от этих заболеваний не застрахован никто. Мы имеем дело именно с болезнью, и на ее развитие влияют многие факторы, как биологические, так и психологические. Это и ферментативная способность организма расщеплять алкоголь, и генетически заложенная предрасположенность к этим заболеваниям. К нам приходят пациенты разных профессий, социальных уровней, материальных возможностей. Мы лечим всех на бюджетной основе. Правда, они встают на диспансерное наблюдение, но это не приговор. Если они нормально проходят обследование, регулярно посещают диспансер, за определенное время подтверждают свою ремиссию - их снимают с учета. И дальше они могут спокойно продолжить свою трудовую деятельность - и справки получать, и допуски к работе, управлять транспортным средством и т.п.

ИЗ ЛИЧНЫХ ИСТОРИЙ

- Вы обозначили несколько социальных групп, из которых к вам попадают пациенты. Могли бы вы рассказать наиболее запомнившиеся вам истории?

- Через отделение проходит около четырех тысяч пациентов за год, не все они мои. Но около ста человек я лично, как врач, вела долго и прекрасно их помню. Как и они меня: потом, приходя на профосмотры, они обязательно заглядывают ко мне, делятся своими победами. Заходят, несмотря на то, что я уже давно заведующий, а не их лечащий врач. Приведу пример одной такой удачно сложившейся судьбы.

Молодой человек, изначально из неблагополучной семьи. К нам его привезли на скорой помощи - он получил в пьяном виде ожоги, заснув на трубах теплотрассы. Казалось, шансов на выздоровление нет. Мы работали с ним больше десяти лет. Сколько раз он начинал и бросал лечиться - не сосчитать. Но в итоге мы добились, что он прошел реабилитацию, отказался от алкоголя, снял квартиру и сейчас работает вахтовым методом в Москве. Именно такие примеры сохраняют у меня веру в профессию, в то, что нельзя опускать руки.

РОДИТЕЛИ И ДЕТИ

- Расскажите, пожалуйста, о программе медицинского сопровождения родителей, злоупотребляющих психоактивными веществами, цель которой - не допустить лишения родительских прав.

- Эта программа, работающая с 2018 года, охватила больше 500 семей, полный курс прошли 356 человек. В рамках борьбы с социальным сиротством мы за эти годы уже больше 400 детей вернули в кровную семью. По этой программе к нам направляют не только мам, но и пап, а иной раз даже бабушек и дедушек, потому что они создают тот социум, куда мама может вернуться.

Была одна особенно запомнившаяся мне семья. Там в программе участвовали и мама, и папа, оба с диагнозом “алкоголизм”. Но каждый из них прошел и курс лечения, и реабилитационную программу. В итоге детей вернули в семью, а родители нашли работу, дома чисто, дети учатся. А мы не выпускаем их из поля зрения. Это своего рода рычаг давления: “Хочешь вернуть ребенка? Присоединись к программе, пройди лечение, пройди реабилитацию, наблюдайся у нас”.

- У вас есть и детское отделение, куда принимают пациентов от семи лет. У болезни такой низкий возрастной порог?

- Отделение совсем небольшое, на восемь человек. С детьми надо работать очень бережно, индивидуально. В это же отделение попадают дети с зависимостью от компьютеров и телефонов, с игровой зависимостью. Родители приводят их к нам, когда сами уже не в состоянии справиться с этой болезнью. То есть когда, кроме компьютера, для ребенка ничего не существует: он не ест, не выходит на улицу, целыми днями играет, а если у него хотят забрать телефон или компьютер, начинает проявлять агрессию. Это такая же ломка, как и при наркомании. Такие дети попадают в группу риска, и мы стараемся их госпитализировать, чтобы предотвратить развитие болезни.

ПРОФСОЮЗЫ ПОМОГАЮТ НЕ ВЫГОРЕТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНО

- Вам годами приходится работать с очень сложным контингентом. Как вы, врачи, всё это выдерживаете?

- Действительно, на амбулаторном приеме бывают пациенты, недовольные тем, что их поставили на учет, и врачам много чего приходится слышать в свой адрес - и крики, и ругань. И порой к вечеру они действительно вымотаны, эмоционально опустошены. Бывает, придут ко мне и просто поговорить, и поплакать, а я всегда стараюсь помочь. Кроме того, мы сделали в диспансере группу отдыха и восстановления, которую ведут наши же психологи. Это способ борьбы с профессиональным выгоранием.

- Поскольку опасность выгорания в вашей профессии так высока, чем может помочь медработникам профсоюз?

- При наших нагрузках путешествия, тимбилдинг - не просто отдых, а часть профессиональной реабилитации. И здесь есть где приложить свои силы профкому. Наши сотрудники ставят спектакли к Новому году, ко Дню медицинского работника, сами пишут сценарии праздничных программ, потом репетируют. И это отвлекает от тяжелой работы. Мы также ездим в путешествия к коллегам в Южном федеральном округе - обмениваемся опытом, дружески общаемся.

Большой спрос и на профсоюзные путевки: 20% скидки - это ощутимая помощь. Члены профсоюза имеют и материальную поддержку. Ее получают, например, родители первоклассников или семьи, где произошли трагические события. Все эти пункты прописаны в коллективном договоре - мы учитываем все изменения в законодательстве, и не было случая, чтобы просрочили его подписание.

Автор материала:
Жирицкая Екатерина - “Лечим тело и мысли”
Жирицкая Екатерина
E-mail: zhyritskaya@solidarnost.org
Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте



Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно



Новости СМИ


Новости СМИ2


Киномеханика