Коллаж: "Солидарность"
В Госдуму внесен законопроект, переводящий борьбу с безработицей практически целиком на цифровые рельсы - в основном при помощи интернета. Кроме того, все службы занятости в стране собираются свести в единый информационный пучок и даже отчасти “победить” таким образом иностранную трудовую миграцию. Подробности - в материале “Солидарности”.
В № 8, 2021, “Солидарность” рассказывала о заседании Совета Федерации, посвященном ситуации на рынке труда “в условиях новых вызовов”. На этот раз предлагаем посмотреть, как с этими самыми вызовами - в первую очередь с ростом безработицы - предлагают бороться в Госдуме. Группа единороссов внесла в Думу законопроект, серьезно изменяющий принципы работы служб занятости и их структуру в масштабах страны.
- Резко расширяются возможности онлайн-взаимодействия между гражданами и службой занятости, службой занятости и работодателями. Прием документов, получение сведений смогут теперь осуществляться не только в очной, но и заочной форме, в том числе онлайн. Усиливается взаимодействие между службой занятости и другими государственными структурами, - сообщал на пресс-подходе к журналистам один из авторов законопроекта, член комитета ГД по труду и зампред ФНПР Андрей Исаев.
По мнению авторов законопроекта, последнее, например, приведет к резкому снижению количества справок, которые должны предоставлять граждане для постановки на учет в службе занятости. Регионы, говорит Исаев, жаловались, что граждане должны собирать до 40 справок, чтобы получить статус безработного. Соответственно, можно примерно вообразить адекватность официальной статистики по безработице: на учет многим становиться просто невыгодно, а то даже и лень. С принятием закона, утверждает депутат, необходимость собирать эти справки отпадет - “потому что абсолютное большинство документов служба занятости будет получать путем межведомственного взаимодействия”.
Вместе с тем повышаются требования к работодателям. Или, как предпочел сказать Исаев, “расширяются возможности поиска работы”. Речь идет об обязательном требовании к работодателям из числа государственных учреждений всех уровней - размещать информацию об имеющихся у них вакансиях на едином государственном портале. То же касается, по сути, всех остальных работодателей (кроме микропредприятий и некоторых малых). Дело в том, что требование не будет распространяться на тех работодателей, у которых трудится не больше 25 человек.
- Получать услуги служб занятости можно будет не только по месту регистрации, но и по месту фактического проживания, - продолжает перечислять Исаев. - На сегодня такое право есть только у молодых матерей, воспитывающих детей до трех лет. Мы предлагаем предоставить его также лицам, достигшим пенсионного возраста. Наш магистральный путь - разрешить такое для всех граждан Российской Федерации.
Также в законе о занятости впервые появятся самозанятые в современном понимании - как лица, платящие налог на профессиональный доход. Безработные, прошедшие специальную подготовку, смогут зарегистрироваться в качестве таких самозанятых.
Напоследок Андрей Исаев напомнил еще раз, что все службы занятости будут вводить все свои данные на единой платформе:
- Будут выработаны единые стандарты занятости для всех региональных служб, и государственные органы власти получат право контроля за соблюдением стандартов. Эти шаги позволят усилить межрегиональное взаимодействие и начать политику замещения внешней трудовой миграции внутренней, - считает депутат.
Вряд ли перевод всех данных на единую платформу можно считать достаточным условием “победы” внутренней рабочей силы над иностранной. Ведь одна из основных причин (если не главная) большого количества иностранных трудовых мигрантов в стране - это возможность платить им меньше, чем россиянам. А вовсе не отсутствие большой базы вакансий. Впрочем, как сказал сам автор законопроекта, это только начало пути. Дальше, может, и до зарплат дело дойдет.
Что еще содержит законопроект:
- уточнение условий социальных выплат в части конкретизации периода выплаты пособия по безработице и стипендий для отдельных категорий безработных граждан;
- приравнивание пассивных форм отказа от поиска работы (неявка без уважительных причин на переговоры в течение трех дней; отказ без уважительных причин явиться в органы службы занятости для получения направления на работу или обучение) к активным формам отказа. Как следствие - снижение размера пособия на 25%;
- нормы об ответственности для граждан в случае получения обманным путем пособия по безработице (стипендии).
Как сообщил министр труда Антон Котяков на совещании у президента 28 января, ситуация на рынке труда постепенно стабилизируется. По предварительным данным Росстата, в декабре уровень безработицы продолжил снижаться и составил 5,9%. Пиковое значение было отмечено в августе прошлого года - 6,4%. За это время численность безработных снизилась с 4,8 млн человек до 4,4 млн.
Фиксируется снижение числа официально зарегистрированных безработных: на 28 января - около 2,56 млн. Пик наблюдался в сентябре: более 3,7 млн человек.
Количество безработных снижается благодаря ослаблению ограничительных мер и адаптации организаций к изменяющейся эпидситуации. Также сказалась поддержка в период распространения коронавирусной инфекции: это льготные кредиты, снижение страховых взносов для малого и среднего бизнеса, налоговые каникулы для пострадавших отраслей. И уже принятые меры по содействию занятости: в частности, успешное трудоустройство после переобучения.
Цель - до конца 2021 года восстановить занятость до показателей, имевших место до пандемии. Для этого необходимо трудоустроить еще как минимум миллион человек.
Олег Соколов, секретарь ФНПР:
- С учетом того, что меняется ситуация на рынке труда, появляются новые формы занятости - необходимо искать новые формы взаимодействия с гражданами, которые обращаются в службы занятости. Одно из предложений - это цифровизация услуг занятости, возможность обращения в службы занятости через цифровые платформы, удаленно. И не только за информацией о рабочих местах, но и для получения других услуг. Хочу напомнить, что есть портал “Работа в России”, который был создан в том числе благодаря профсоюзам.
Само пособие по безработице остается низким, хотя напрямую эта проблема не связана с данным законопроектом. Но уже для того, чтобы безработный воспользовался цифровой платформой в сфере занятости, у него должны быть деньги на оплату интернета. Часто у безработных нет денег на то, чтобы доехать до службы занятости. Конечно, такой законопроект - шаг правильный, но он скорее технический. Нужно думать вообще об изменении системы поддержки безработных граждан. Как в плане материального обеспечения, так и в плане возможности переподготовки и переквалификации, получения ими новой профессии, востребованной на рынке труда.
Из рубрики “Парламентская хроника”
Материал подготовлен при участии Елены Мелик-Шахназаровой
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно