Top.Mail.Ru
Статьи
Выбор для соцработника

Как будет решен вопрос с социальной помощью больным опасными заболеваниями?

Выбор для соцработника

Фото: LipetskMedia.ru

Мы продолжаем обсуждение законопроекта “О внесении изменения в ст. 18 Федерального закона “Об основах социального обслуживания граждан в РФ”. Эта инициатива предлагает дать соцработникам право не оказывать услуги на дому гражданам с такими опасными заболеваниями, как острые инфекционные заболевания, психические расстройства, открытая форма туберкулеза и тому подобные.

Предыдущий материал по теме - см. "Солидарность" № 45, 2020

ПРОФСОЮЗНАЯ ПОЗИЦИЯ

Чтобы узнать профсоюзное мнение о законопроекте, предоставляющем соцработникам право не оказывать услуги на дому людям с опасными заболеваниями, мы обратились к председателю территориальной профсоюзной организации учреждений труда и социальной защиты населения города Москвы Галине Сытниковой.

- Галина Валентиновна, каково в целом ваше мнение о законопроекте?

- Законопроект предусматривает изменения, которые позволяют отказать получателю социальных услуг в их предоставлении в полустационарной форме или на дому - в связи с наличием медицинских противопоказаний, подтвержденных заключением уполномоченной медицинской организации. Ранее такое положение действовало только в отношении предоставления соцуслуг лицам, находящимся на стационарном обслуживании.

- Насколько адекватным вам представляется список заболеваний, ограничивающих деятельность соцработников?

- Перечень медицинских противопоказаний включает такие заболевания, как туберкулез с бактериовыделением, лепра, злокачественное заболевание с обильным выделением, эпилепсия с частыми припадками и так далее - то есть те, которые необходимо лечить в медицинских учреждениях. С легкими, если так можно выразиться, формами получателю социальных услуг в обслуживании не может быть отказано.

- Какие могут быть последствия такого отказа в помощи данным категориям больных?

- Отказ в предоставлении социальных услуг возможен только при наличии соответствующего заключения уполномоченной медицинской организации. В дальнейшем это предполагает госпитализацию в соответствующее лечебное учреждение для оказания медицинских услуг по профилю заболевания.

Поскольку данный отказ носит временный характер, то после стабилизации состояния здоровья социальное обслуживание получателя соцуслуг может быть возобновлено. В случае необходимости он также может быть направлен в хоспис или туберкулезный диспансер.

- Каково мнение самих соцработников о данной инициативе?

- Социальные работники и профсоюз неоднократно обращались в законодательные органы с предложением о внесении изменений в статью 18 соответствующего закона, так как на практике многие из них сами подвергались серьезной опасности. Социальные работники всегда трудились во взаимосвязи с работниками медицинских учреждений, Красного Креста, а также волонтерскими организациями. Их задача - оказать помощь, найти возможные варианты поддержки, а не беспричинно отказать в обслуживании.

- Каковы, на ваш взгляд, ключевые особенности труда соцработников во время второй волны пандемии?

- Во второй волне, как и в первой, соцработники оставались на передовой, не оставляли без внимания своих подопечных. Многие подвергались опасности, когда обслуживали больных коронавирусом, заболевали сами, вылечивались и с приобретенным иммунитетом вновь приступали к работе уже со сложными и тяжелыми получателями соцуслуг. Понятие “на удаленке” или “дистанционно” нельзя применить к труду социального работника. В период пандемии приходится трудиться с двойной нагрузкой. Ведь именно в соцработнике одинокий человек видит того, кто первым придет на помощь в трудную минуту, на кого можно положиться.

ОТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ДО ЗАГОТОВКИ ЛЬДА

Разговор о труде соцработников и их отношении к предлагаемым изменениям мы решили продолжить с председателем правления Общественной организации “Союз социальных работников Республики Саха (Якутия)” и директором ГБУ РС(Я) “Комплексный центр социального обслуживания населения г. Якутска” Натальей Пахомовой.

Отвечая на вопрос о законопроекте, наша собеседница сослалась на приложение № 1 к приказу Минздрава РФ от 29.04.2015 № 216н “Перечень медицинских противопоказаний, в связи с наличием которых гражданину или получателю социальных услуг может быть отказано, в том числе временно, в предоставлении социальных услуг в стационарной форме”. По словам Натальи Пахомовой, речь, в общем, идет о том, чтобы распространить уже существующие нормы о труде соцработников в стационаре на труд в домах подопечных. В документе, на который ссылается Пахомова, перечислены те же заболевания, которые уже служат причиной для отказа соцработников стационаров. Это болезни от острых инфекционных и лепры (проказы) до эпилепсии с частыми припадками и туберкулеза с бактериовыделением.

- Расскажите, Наталья Николаевна, в случае выявления, например, тяжелой формы туберкулеза - как должен действовать соцработник по закону в настоящий момент?

- В такой ситуации мы обязательно обращаемся в туберкулезный диспансер, вызываем врача, и этого человека берут на себя медики. После его выздоровления мы повторно выезжаем к нему с комиссией, осматриваем, обследуем и принимаем решение. Если он здоров и соцработнику ничего не угрожает - конечно, мы этого человека принимаем на обслуживание. А больного туберкулезом помещаем в стационар. Это обязательная госпитализация, от которой он не имеет права отказываться.

- А какова схема действий ваших сотрудников в случае острых психических расстройств у клиента?

- Это тоже работа медиков: мы вызываем психоневрологические службы, а затем, если у человека социальный статус “одинокий” и ему требуется постоянный уход, им должны заниматься психоневрологические интернаты. На дому мы таких больных пока не держим. Другое дело, что сейчас внедряется новая практика (например, такой опыт уже есть в Санкт-Петербурге): когда выпускников психоневрологических интернатов выводят из интернатов в сопровождаемую семью.

- По вашим ощущениям, когда было сложнее работать - в первую волну ковида или сейчас, во вторую? Как в целом работается в условиях пандемии?

- Резких отличий нет, поскольку мы с самого начала были настроены на длительный динамичный процесс. Мы постарались охватить все области социальной работы, сами их апробировали. И потом, мы всегда помним, что тяжело не только соцработникам, но и получателям социальных услуг, особенно когда они ограничены в передвижении, а также людям с ограниченными возможностями, инвалидам, семьям с детьми-инвалидами. Поэтому у нас есть установка: социальные работники не только оказывают социально-бытовые услуги, но и делают упор на контроль психоэмоционального состояния наших подопечных. Мы должны предугадать, что будет с конкретным человеком, который неделями сидит дома, так как негативное психоэмоциональное состояние будет сказываться на его здоровье. Кроме того, мы сразу перешли на онлайн-работу по социально-культурным мероприятиям, просветительской деятельности и образованию наших подопечных, а также всех поголовно научили пользоваться гаджетами. Я считаю, что проделана большая и кропотливая системная работа.

- Приходится ли сталкиваться с распространением ковида через соцработников?

- У нас такого нет. Конечно, при распространении ковида семейные контакты - проблема номер один. Мы для всех родственников сделали рассылку, всех обзвонили, чтобы они воздержались от посещений во время пандемии. Но бывают случаи, когда бабушка скрывает, что приходила племянница, которая заболела ковидом. И мы узнаем это через какое-то время, когда бабушка уже сама заболела. Поэтому все социальные работники строго каждые 12 дней сдают анализы. Отмечу, что мы за все время пандемии не потеряли ни одного получателя соцуслуг, и процент заболеваемости у них очень низкий.

- Очевидно, что в Якутии многие из клиентов соцработников живут в сельской местности. Что самое сложное, с чем им приходится сталкиваться?

- У нас такое географическое положение, что социальные работники привыкли трудиться при температуре минус 40 или минус 50 градусов ниже нуля. Скажем, сейчас у нас примерно минус 30 градусов, это называется - “тепло”. Кроме привычной для сельской местности работы (колки и заготовки дров), соцработники помогают нашим бабушкам заготавливать лед. В наших краях мы испокон веков заготавливаем лед, чтобы потом можно было пить талую дистиллированную воду. Хотя многие из наших бабушек и живут в благоустроенных домах, им это необходимо. Конечно, мы, соцработники, тоже стареем. С годами физический труд становится тяжелым, но - справляемся.

- Физический труд - это самое тяжелое?

- Самое главное - это психологическая нагрузка. Поэтому каждую неделю мы проводим тренинги для социальных работников, чтобы разгрузить их психику и поддержать их. Ведь им нужно не только помогать своим подопечным, но и выслушивать все их претензии и недовольства, бороться с негативным отношением к жизни со стороны получателей нашей помощи. Психологическая работа - самая важная. Честно скажу - мои коллеги героически трудятся на этом поле.

Автор материала:
Вадим Попов - Выбор для соцработника
Вадим Попов
E-mail: popov@solidarnost.org
Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте



Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно



Новости СМИ


Новости СМИ2


Киномеханика


Читальный зал