С 1 по 3 ноября в Вене, столице Австрии, проходил учредительный съезд новой всемирной профсоюзной организации - Международной профсоюзной конфедерации (МПК). Будучи очевидцем этого события, в составе делегации ФНПР, постараюсь описать, что там происходило.
За день до съезда были официально распущены Международная конфедерация свободных профсоюзов (МКСП) и Всемирная конфедерация труда (ВКТ). Собственно, на базе этих двух организаций и создавалась новая структура. Качественное решение об объединении МКСП приняла еще два года назад - на конгрессе в японском городе Миядзаки - и с того момента шла, что называется, “усушка и утряска” организационных моментов. Вполне естественных при объединении многомиллионных структур. Стоит сказать (с существенной долей упрека в адрес целой группы российских отраслевых профсоюзов), что процесс объединения МКСП, ВКТ и нескольких доселе “неприсоединившихся” профцентров прошел настолько гладко, что можно только позавидовать. Потому что провести объединение профцентров из 160 стран с участием 1600 делегатов - это штука в организационном смысле сильная. Конечно, как и при всяком “дележе мест”, в кулуарах были весьма жесткие выяснения отношений. Но - официальный парадно-выходной имидж новой организации обошелся без пятен разборок.
Сами мероприятия - ликвидационный конгресс МКСП и учредительный съезд МПК - проходили по довольно сходной модели. Выступления большинства делегатов отличались, как мне показалось, относительно высоким уровнем декларативности. То есть в них часто встречались такие понятия, как “транспарентность”, “права профсоюзов”, “демократия”, “глобальная экономика”, “вызовы времени” и т.д. В зависимости от предпочтений эти понятия группировались по-своему, и в результате получалось новое выступление. В этом смысле многие выступления с высоких российских трибун, которые у нас воспринимаются как “забюрократизированные”, вполне могли показаться в Вене образцом деловитости. Это не означает, что был только “общий треп” (извините за недипломатичный язык), были и вполне интересные выступления. Но в общем... Наверное, именно это и называется высокой дипломатией...
И все-таки, несмотря на “дипломатию”, можно было определить, какие качественные темы волнуют профсоюзников из разных стран. Все, в общем-то, очень похоже на Россию. И “высокие отношения” с политическими партиями (как сказал представитель болгарских профсоюзов, “в правительстве все они - правые или левые - неолибералы!”), и гибкость рынка труда, за которую всюду в одинаковых терминах ратуют работодатели. И - демократические нормы, без которых невозможны ни социальная справедливость, ни свободный труд. Несколько выступавших заговорили не только на тему повышения зарплаты, но и об участии работников и их представителей - профсоюзов - в распределении прибыли...
Во время дискуссии, проходившей в течении двух дней, так и не появившийся представитель ВТО Паскаль Лами в своем послании учредительному конгрессу МПК заговорил о “честной глобализации”. Правда, не уточнив, каким образом перевести тигра на вегетарианскую диету... Зато пришел представитель Международной организации работодателей. И попал, как единственный присутствующий “классовый враг”, под раздачу. На вопрос профсоюзницы из Эквадора (“что ж вы говорите о демократии и платите гроши?”) он не нашел ничего лучшего как ответить в духе, что “проблема есть, и работать над ее разрешением всем нужно сообща”.
Чем все закончилось в организационном смысле? МПК учредили. Президентом ее избрали экс-президента МКСП Шэрон Бэрроу из Австралии, а генсеком - Гая Райдера (экс-генсека МКСП). Российские профсоюзы сохранили свои позиции в руководящих органах МПК: членом Исполкома МКП избран председатель ФНПР Михаил Шмаков. Он же, вместе с секретарем ФНПР по международным вопросам Евгением Сидоровым, будет представлять ФНПР в Генсовете МКП.
А в марте 2007 года в МКП появится новая региональная структура - европейская.
Александр ШЕРШУКОВ
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте