30 сентября - 1 октября близ Оренбурга прошло выездное заседание комиссии Россовета Нефтегазстройпрофсоюза по защите социально-экономических прав членов профсоюза. Конечно, были и “титульные” выступления - международные структуры, Госдума, представитель работодателей - разной степени интересности. Но, с точки зрения дальнейшего внутреннего развития профсоюза, ключевыми темами, на мой взгляд, были первичные оценки выполнения Программы действий профсоюза на среднесрочный период (2006 - 2008) и, соответственно, предложения в проект программы на 2009 - 2010 годы. Об этом и хотелось бы поговорить.
В начале хотел бы сразу сказать, что для сегодняшних российских профсоюзов сам факт формирования подобных среднесрочных планов - дело, к сожалению, редкое. Точно таким же нечастым явлением остается и включение в подобные программы каких-либо контрольных цифр, по которым можно судить о степени достижения результата. В этом смысле было очень интересно ознакомиться с предварительной информацией о выполнении, возможно, ключевого пункта программы: “6.1. Рост уровня и качества жизни членов профсоюза...” Что из нее получается?
По ряду параметров есть существенный рост минимальных тарифных ставок и повышение средней зарплаты на предприятиях. При этом достигнут ощутимый рост и реальной зарплаты по разным направлениям - от 22% (“добыча сырой нефти и газа”) до 59,7% (“строительство”). Исключение составляет только “транспортировка по трубопроводам”, где реальная зарплата выросла всего на 7,4%. Есть еще несколько качественных параметров. Например, соотношение зарплаты рабочих и средней зарплаты по всем категориям работников подросло и превысило 80%. В структуре зарплаты выросла доля тарифа. Увеличились выплаты социального характера, а также количество денег, которые предприятие тратит на оздоровление и отдых работников.
Теперь о проблемах, затронутых как в первый день обсуждения, которым руководил председатель профсоюза Лев Миронов, так и во второй, когда “рулил” его заместитель Евгений Черепанов. Из хода дискуссии мне показалось, что внутри организации имеются довольно разные мнения по ключевым направлениям работы профсоюза. Пример - совершенно разный подход к связи роста зарплаты и производительности труда. Должны ли они быть связаны? Насколько производительность труда “вытекает” из увеличения эксплуатации работника, а насколько - из технологического перевооружения предприятия? Другая проблема - вопрос о роли и соотношении зарплаты и социальных выплат. У меня сложилось ощущение, что некоторые крупные предприятия пытаются, по сути, подменить рост заработной платы ростом спортивно-оздоровительно-культурных инвестиций. Спору нет - в конечном счете, это тоже “вложения” в работника. Но нужно понимать, что в “нефтегазе”, в последние годы особенно, рост прибыли предприятий в абсолютных цифрах качественно превышает рост расходов на фонд оплаты труда (исключая категорию высших менеджеров). В этом смысле незарплатные социальные расходы в известной степени маскируют подлинную социальную ситуацию на предприятии. И степень реальной “социальной ориентации” компании. Преодоление этих проблем или - хотя бы - выработка общеорганизационного мнения на эти темы - задача на некоторую перспективу.
Еще одна проблема - внутриорганизационная. Отношения межрегиональных профсоюзных структур в вертикально-интегрированных компаниях и территориальных органов профсоюзов, как можно понять, еще до конца не отлажены. Как с точки зрения “вхождения”, так и с точки зрения распределения финансов - “кто кому, за что и сколько платит”. Не в ходе рабочего дня, а за его пределами мнений на эту тему удалось выслушать достаточно много. И - крайне противоречивых.
Впрочем - количество всех этих дискуссионных моментов только подчеркивает интересность состоявшегося разговора и выбранный формат встречи. За что - спасибо пригласившим в Оренбург Льву Миронову и Евгению Черепанову.
Александр ШЕРШУКОВ
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте