Top.Mail.Ru
Монолог главного редактора

О пожарных и пожарниках

Всем примерно известно, чем пожарные отличаются от пожарников. Одни тушат пожары, а другие вроде тоже тушат - в бытовом у населения понимании. Но для первых называться вторыми унизительно и обидно. Еще есть пожарная инспекция, которая следит за состоянием огнетушителей. По идее, все на месте, гореть не должно. Но в жаркую погоду все равно кое-где вспыхивает. Всю эту триаду я вспомнил в связи с напрашивающимся образом разгорающихся социальных пожаров по стране и попытками - где власти центральной, где региональной, где работодателей, где профсоюзов, а где всех вместе - эти пожары потушить.

Для начала скажу о “пожарниках”. То есть о людях, которые формально вроде бы “смягчают нравы”, а на деле толкают других людей в пекло. Я уже пару заметок назад ссылался на совершенно провокационные вопросы, которыми на одном супердемократическом радио пытали предпрофкома Байкальского ЦБК Александра Шендрика. В стиле “ах, значит, вы не перекрыли дорогу? А почему не перекрыли? Вот в Пикалево перекрыли - и все разрешилось... Нет-нет, мы не призываем, но... Почему же вы все-таки не перекрыли?”. На днях мне звонит журналист из другого супернезависимого СМИ: “А вы знаете, что на таком-то комбинате митинг в связи с невыплатами и люди создали СТК? Ах, митинг по другому поводу... А почему ваша ФНПР ничего не делает? Ах, предпрофкома входит в комиссию, которая распределяет поступающие деньги... А вы считаете, что этого достаточно?” Было ощущение, что от меня ждут, чтобы я обнажил левую грудь и с флагом пошел изображать свободу на баррикадах. Не сомневаюсь, что вокруг каждого из руководителей профорганизаций “проблемных” предприятий начали клубиться политические доброхоты в стиле “давайте что-нибудь перекроем”. И выдерживать правовую линию под давлением не только собственника и работодателя, но и безответственного “пожарника”, очень сложно.

С другой стороны, мы регулярно сталкиваемся с ситуациями иного рода. Когда люди реально, причем безо всяких провокаторов, доведены до крайности отсутствием денег и работы. Когда - ничего не перекрывая - они пытаются не вполне корректно-юридическим путем реализовать свое право на приостановку работы. Печально, но во многих таких случаях лидеры профкома или обкома оказываются не на высоте. То у них - “с нами не согласовали”, то - “а мы уже обо всем договорились”, а то и - “а там всего-то 40 (50, 60) человек, что с ними возиться?!”.

В связи с этих хочется напомнить одну формальную дату. 11 июля 1989 года - аккурат 20 лет назад - начались шахтерские забастовки. Так вот, чтобы отреагировать на них, в Кузбасс приехала из Москвы высокая делегация. Компартия, Совмин... И начальник ВЦСПС товарищ Шалаев. Сели все - и начальники, и забастовщики - за большой стол, и тут выяснилась одна подробность. Товарищ Шалаев сел за стол не со стороны забастовщиков. Которые, кстати, относились тогда еще к “его” отраслевому профсоюзу. Я, честно говоря, не знаю, - может, потом он поменял “место посадки”. Но то, что первоначально он сел на стороне начальства, а не своих братьев по классу, помнят знающие люди до сих пор. И 20 лет спустя.

Более того, я бы назвал два главных события, разваливших советские профсоюзы. И если сейчас большинство профработников называют главной причиной решения соответствующего пленума ВЦСПС, перевернувшего пирамиду распределения членских взносов и оставившего центральные органы без денег, то я бы к нему под пару добавил еще и эту - двадцатилетней давности - попытку неправильного тушения пожара. Не с той стороны.

Александр ШЕРШУКОВ
Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Новости Партнеров
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

"Солидарность" - свежие новости



Новости СМИ2


Киномеханика