В начале марта в Санкт-Петербурге прошла научно-практическая конференция, посвященная 150-летию отмены крепостного права. Сочетанием представленной на ней науки и практики хочу поделиться с читателями. Как восторженный очевидец.
Выглядело вживую это так. Группу научно-политической элиты и околоэлиты питерского и частично федерального уровня пригласили в Мариинский дворец. Элита - это люди уровня Даниила Гранина, Михаила Пиотровского, различные начальники, депутаты и даже Людмила Нарусова. Было известно, что туда приедет президент Дмитрий Медведев, и поэтому списки приглашенных подавались заранее: всех проверяла Федеральная служба охраны (ФСО). Рамка, списки, вежливые, внимательные люди с микрофонами в ушах. То есть случайно или даже намеренно попасть на действо без фамилии в списке и документа было абсолютно невозможно. (Эти подробности играют важную роль в дальнейших событиях.)
В фойе перед большим залом, где должно было пройти заседание, были выставлены архивные документы, в том числе указ Александра Второго, отменивший крепостное право. За полчаса до начала люди стали занимать места, причем - естественно - всех рассаживали по ранжиру, статусу и пр. В 11 часов - началось!
Примерно час перед участниками выступали представители науки, которые подтверждали, что таки да - 150 лет назад Александр Второй отменил позорное крепостное право. Михаил Пиотровский, кстати, сообщил, что именно после убийства Александра Второго было создано ФСО. Некоторым диссонансом прозвучало выступление Людмилы Нарусовой, которая обвинила во всех российских бедствиях рабский менталитет. Потом - перед выходом к народу президента - объявили 20-минутный перерыв. Но попытка выйти из зала была пресечена: "Все, кто выйдет из зала, имеют все шансы обратно не попасть". Ага, догадалась элита: ФСО! И, естественно, осталась в зале.
Через полчаса в зал вошел президент РФ Дмитрий Медведев. Его выступление содержало в себе исторические параллели. В частности, он заявил о том, что нынешняя модернизация России является продолжением реформ Александра Второго, жестко раскритиковал "военно-бюрократическую вертикаль" Николая Первого. (Ага! - подумала элита, но промолчала.) Кроме того, президент в очередной раз высказал свой личный вывод, который уже некоторое время продвигает с помощью Твиттера. Тезис звучал так: "Свобода лучше, чем несвобода!" Понятно, что относится этот тезис не ко всем областям человеческой жизни. В частности, свобода совершать преступления - только с точки зрения преступника - лучше несвободы. С другой стороны, у президента остается возможность сделать аналогичные открытия в математике. Например, можно заявить: "Плюс лучше, чем минус". Ученые будут поражены. Жаль только, что в географии и биологии места уже заняты, соответственно, выражениями "Волга впадает в Каспийское море" и "Лошади кушают овес". Но это частности.
Выступив, президент демократично сел в зал слушать дальнейшие выступления. Прошел час. Был объявлен перерыв на обед, и президент вышел. Но ломанувшуюся за ним элиту вежливо остановили: "Выходить пока нельзя!" Стало ясно, что на конференции происходит плавный переход от научной части изучения крепостничества к практической.
Далее - в течение примерно получаса - стоявшей у выхода элите не давали выйти из зала. Неизвестно - то ли в это время президент осматривал указ об отмене крепостничества, то ли пил чай. За полчаса запертая у выхода из зала элита высказывала разные мнения и предположения. Иные говорили, что президент ни о чем не знает, а во всем виновато жестокое ФСО. Возникло даже предложение сделать рокировку - крепостничество вернуть (уже легально), а ФСО - наоборот - отменить. Стоявшая у самых дверей Людмила Нарусова, переминаясь с ноги на ногу, высовывала голову за дверь и говорила охране: "Выпустите, ОН меня знает". Не помогло. Элита попыталась бежать через противоположную дверь - в президиуме. Но президента охраняют профессионалы, не оставляющие лазеек.
Умонастроения элиты, оставшейся и без еды, и без... остальных удобств, медленно кренились к протесту. Вспомнили про Сенатскую площадь, элитных декабристов... Но тут двери наконец открылись, и элита разбежалась кто куда. Да так, что на вторую часть конференции явилось меньше половины участников. Оно и понятно - с наукой и практикой крепостничества в России все уже стало примерно ясно...
Александр ШЕРШУКОВ
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте