Top.Mail.Ru
Неправовое поле

Антипрофсоюзный “cтандарт” в действии

В Иркутском филиале компании ООО “Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия” работодатель не хочет смириться с появлением на предприятии профсоюзной организации. Менеджмент предприятия оказывает давление на сотрудников, вошедших в профсоюз, а профактивистов увольняет. Об этом корреспонденту “Солидарности” рассказал председатель первички филиала компании в Иркутске Максим ДОМБРОВСКИЙ. И это не единственное предприятие “Кока-Колы”, где складывается подобная ситуация.


Разговор о создании профсоюзной организации на иркутском предприятии компании “Кока-Кола” шел давно. Главной целью при создании первички работники ставили защиту своих трудовых прав. В первую очередь они собирались оспорить переработки и требования выхода на работу в праздничные и выходные дни. Максим Домбровский, председатель первичной профсоюзной организации в Иркутском филиале компании “Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия”, приводит пример нарушения трудовых прав работников:

- С 9 по 21 апреля действующий руководитель филиала Виктор Ищенко был в отпуске за границей. На это время исполняющим обязанности главы предприятия поставили его заместителя Дмитрия Скоморовского. Он заставлял людей работать до позднего вечера, никаких дополнительных денег работникам при этом не выплачивалось.

Однако когда профсоюзная организация на предприятии была создана (1 мая прошло первое заседание), на членов профсоюза, как рассказывает председатель первички, немедленно начались гонения, а и.о. главы предприятия пытался заставить работников выйти из профсоюза. Костяк созданной первички - работники отдела продаж и бухгалтерии. И это, поясняет Домбровский, более всего пугает работодателя. Если работники этих отделов решатся на какие-либо протестные действия, предприятие может встать наглухо.

Ситуация становилась все хуже. Два заместителя председателя профкома, работавшие в отделе продаж (агенты по развитию рынка), были уволены за прогул.

- Мы поехали отдохнуть на Байкал, и там, более чем в 100 километрах от Иркутска, у нас сломались машины, - рассказывает Максим Домбровский. - Мои заместители предупредили руководителей своего отдела, что в понедельник не смогут присутствовать на своих рабочих местах. Во вторник они вышли на работу и нормально отработали до конца недели. В пятницу на собрание приехал руководитель отдела продаж Кузнецов и объявил, что они уволены за прогул.

По рассказу Домбровского, через некоторое время ситуация обострилась на складе. Для работников склада ввели график “2 через 2” (два дня рабочих, два выходных) - с 20.00 до 8.00, однако получалось так, что задерживаться им приходилось до 14 - 15 часов дня. Люди подошли к своему руководителю Александру Корнилову с просьбой составить другой график, потому что у них физически не хватает сил работать с такой интенсивностью. Корнилов отказался пойти навстречу, ответив в том ключе, что кому не нравится, может увольняться. Восемь человек сказали, что при таком отношении они не выйдут на работу на следующий день. Двое из них после этого уволились по собственному желанию.

- Если бы я знал о сложившейся ситуации раньше, мы бы, конечно, действовали по-другому, - говорит председатель первички. - К сожалению, работники склада решили все без меня, и было уже поздно что-либо делать. Остальных строптивых работников, не уволившихся по собственному желанию, уволили за прогул. Я встречался с ними и объяснил, что им необходимо вернуться на рабочие места, и тогда можно будет начать разговор о переработках. Переговоры о восстановлении работников склада на работе велись с Андреем Тимофеевым, региональным руководителем по Сибири и Дальнему Востоку компании “Кока-Кола”, и еще с рядом руководителей. Со стороны профсоюза присутствовали: Гизела Нойнхеффер - координатор по ТНК Международного союза работников пищевой промышленности и смежных отраслей (IUF) в Восточной Европе, Виталий Дрожжаков, председатель Красноярской краевой организации профсоюза работников АПК, я, мой заместитель Радий Левшин и Анатолий Ракитин, председатель профсоюза работников АПК Иркутской области. Сначала нам ответили, что представители компании согласны восстановить на работе уволенных работников склада, а также создать комиссию для рассмотрения увольнения моих замов, Антона Попова и Вячеслава Смальченко.

Расследование было проведено, и председателю профкома прислали ответ: представители работодателя решили, что Попова и Смальченко уволили законно, равно как и работников склада. Никто из уволенных так и не был восстановлен на работе. А затем у администрации предприятия возникли вопросы к председателю профорганизации: их не устроила подпись директора филиала на заявлении Домбровского о предоставлении отпуска.

- Я ушел в отпуск с 19 по 26 мая, 16 мая мое заявление на отпуск подписал директор филиала Виктор Ищенко, - рассказывает Домбровский о своих злоключениях. - Уже когда я был в отпуске, 23 мая мне позвонили и сказали, что приказ на мой отпуск недействителен, что Ищенко более не является руководителем филиала. На момент моего ухода в отпуск никаких бумаг или приказов о том, что он более не занимает должность генерального директора, не было. Приказ о том, что исполняющим обязанности руководителя филиала назначен Скоморовский, появился на доске приказов 19 мая. В тот день я был уже в отпуске, а до этого никто никого не оповещал.

Председатель первички рассказал также о том, что практически ни у одного работника нет подписанных должностных инструкций, хотя филиал функционирует уже более десяти лет. А кроме того, существуют большие проблемы в сфере охраны труда. Переработки же, работа в выходные и праздничные дни - явление для сотрудников Иркутского филиала “Кока-Колы” постоянное.

Домбровский не исключает, что в ближайшее время может состояться митинг работников, а возможно, дело дойдет и до более значительных акций протеста.


ОПРОС

Профсоюз на “Кока-Коле”


Иркутский филиал “Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия” - не единственное предприятие этой компании, где у профсоюза при попытке утвердиться возникли проблемы с работодателем. Корреспондент “Солидарности” связался с другими председателями первичек в филиалах “Кока-Колы” в России и выяснил, какие отношения складывались у них с представителями работодателя ранее и каковы эти отношения сейчас.


Татьяна ЛЕБЕДЕВА, Красноярск

Татьяна Владимировна рассказала, что после создания первичной профсоюзной организации в 2005 году профком не стал раскрывать, кто вошел в профсоюз. Это было сделано во избежание репрессий со стороны администрации предприятия в отношении работников. Профсоюзные собрания проводились не на территории филиала.

- Когда через год численность членов профсоюза на предприятии стала расти, мы начали показывать всех людей. И практически сразу на них стало оказываться давление - через их прямого руководителя. К работникам придирались по малейшему поводу - мол, “не то делаешь”, “опаздываешь”. Был уволен председатель первички Евгений Золотков. На заводе случилось некое происшествие, в результате которого Золотков покинул свое рабочее место и был уволен за прогул. Нам не удалось доказать, что он покинул рабочее место по весомой причине. Но после многих громких событий можно сказать, что ситуация улучшилась.

Впрочем, по рассказу Татьяны Владимировны, неприятные инциденты с представителями работодателя все еще случаются:

- Последний конфликт с руководством касался меня. Менеджер в присутствии людей оскорблял как подчиненного, так и профорганизацию. Факт оскорбления был зафиксирован, по факту составлен акт и подан в администрацию. После этого начались долгие расследования. Представители работодателя начали проводить самостоятельное расследование, не привлекая никого со стороны, то есть защищая позицию менеджера. Мы настояли на встрече представителей краевой профорганизации, администрации предприятия и, конечно, первички. Только после того как мы встретились, пообщались, администрация согласилась, что оскорбление действительно было. После этого для менеджмента провели ряд обучающих занятий. Сейчас они ведут себя достаточно вежливо с сотрудниками, состоящими в профсоюзе.


Александр КОВАЛЕНКО, Волжск

Главный вопрос у работников Волжского филиала - это слишком уж неторопливый рост заработной платы:

- В этом году заработная плата для членов профсоюза была поднята только на 15%. Мы пытались объяснить представителям работодателя, что это очень мало, что темпы роста зарплаты по региону и по России сейчас выше, да и прибыль предприятие получает хорошую. Но пока все бесполезно.

По словам председателя профкома, при общении с профсоюзом представители работодателя стараются соблюдать внешние рамки приличия, но индивидуально с работниками все так же ведут беседы о том, что вступление в профсоюз ничего хорошего им не принесет.

- Поймать менеджеров на таких беседах очень трудно. Однако отмечена тенденция: когда у нас на предприятии повышают заработную плату, несколько человек выходят из профсоюза. При этом их заработная плата странным образом увеличивается не на 15%, как у других, а на 20 - 25%.


Виктор ГРАЧЕВ, Москва

В Московском филиале “Кока-Колы” взаимодействие работодателя и профсоюза началось с увольнения председателя первички:

- Когда я рассказал работодателю, что на предприятии создана первичная профсоюзная организация, мы договорились встретиться через несколько дней и обсудить некоторые вопросы. Однако в тот же день был издан приказ о моем увольнении. После того как меня восстановили на работе по суду, все потихоньку начало налаживаться. Правда, с момента увольнения в администрации предприятия сменилось очень много народа. Новое руководство филиала - уже со знанием того, что на предприятии существует профорганизация. Теперь, когда работают какие-либо комиссии по охране труда или обсуждается повышение зарплаты, на заседании всегда присутствует представитель профсоюза.


Михаил ЛЕЩЕВ, Санкт-Петербург

В Санкт-Петербургском филиале “Кока-Колы” тоже не обошлось без проблем при создании профсоюзной организации. Как рассказал председатель первички, основные проблемы у работников были связаны с отсутствием индексации и снижением реальной покупательной способности зарплат из-за инфляции. При этом зарплаты у новых работников, набираемых в филиал, были больше, чем у сотрудников, проработавших на предприятии не один год, хотя объем работы у новичков был меньший. Проблемой стало и увеличение нагрузки на работников: расширение зоны обслуживания, замещение отсутствующих. Дополнительная работа не оплачивалась.

- Мы хотели упорядочить все эти процессы, тем более что все это предусмотрено Трудовым кодексом. После появления первички давление на работников, вошедших в профсоюз, усилилось. От менеджмента предприятия начали поступать угрозы, людям говорили, что их “уволят”, “выкинут”, “сотрут в порошок”. Когда несдержанные представители администрации произносили подобные вещи в присутствии свидетелей, мы составляли соответствующую бумагу и передавали ее в международный профсоюз IUF, от которого всегда получали всяческую поддержку. IUF доводил бумаги до руководства “Кока-Колы” в головном офисе в Атланте, и несдержанных представителей администрации убирали с предприятия.

Михаил Николаевич рассказал о случае, когда юрист компании Владимир Лобастов, активно боровшийся с профсоюзом, заявил на собрании, что собирает на Лещева компромат и сделает все, чтобы его уволить. Это высказывание было зафиксировано и тоже отослано в головной офис компании. После этого инцидента Лобастов в Санкт-Петербургском филиале больше не работал.

- Сейчас мы пытаемся как-то наладить производство. Показатели по производству, к сожалению, очень невысокие, постоянная текучесть кадров. Есть что обсуждать с руководством филиала, но оно идет на контакт крайне неохотно. Были попытки перевести работников склада на более удобный график, но даже на это администрация пойти отказалась. Работодатель боится пойти на уступки, чтобы не показаться слабым перед работниками предприятия. Но на самом деле уступки не так важны - главное, чтобы дело не страдало.

Материалы подготовил Александр КЛЯШТОРИН
Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Новости Партнеров
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

"Солидарность" - свежие новости



Новости СМИ2


Киномеханика