С 1 января 2009 года вступила в силу поправка к пенсионному закону № 319-ФЗ от 30.12.08 “О внесении изменений в Федеральный закон “О трудовых пенсиях в РФ”. Она отменяет положение, по которому пенсионеры с “вредным” стажем имели право получать повышенную пенсию. Впрочем, более 600 жалоб по этому поводу уже лежат в Страсбургском суде...
СТАРЫЙ ЗАКОН
ЛУЧШЕ НОВЫХ ДВУХ
В России примерно каждый четвертый пенсионер работал на вредном производстве, а значит, имел право на повышенную пенсию. Однако начислялась она очень странно. Когда такие люди выходили на пенсию, им Пенсионный фонд говорил, что посчитает пенсию по двум вариантам: по общему стажу и по льготному - и начислит по тому варианту, где сумма получится больше. Многие льготники перерабатывали, не уходили с завода досрочно, как могли бы, выработав “вредный” стаж. Вот и получалось, что по общему стажу у такого человека коэффициент, например, 0,75, а по льготному - 0,68. Пенсионный фонд начислял пенсию по общему стажу: дескать, коэффициент при этом больше. Но если пересчитать на деньги, то в первом случае пенсия получалась, например, 3170 рублей, а во втором - 4150!
“Солидарность” уже поднимала тему неверно начисленных пенсий для тех категорий граждан, которые имели “вредный” стаж (“Дело “вредных” пенсионеров”, № 40, 2007). Еще в 2004 году пенсионеры обрушили на суды волну исков по пересчету пенсий, благо п. 5 ст. 30 ФЗ № 173 “О трудовых пенсиях в РФ” позволял выбрать, по какому именно стажу считать. Вначале суды дружно удовлетворяли иски граждан и пересматривали пенсии в сторону увеличения. Например, только в подмосковном городе Электросталь 1800 человек обратились в суд, а всего в городе около 5000 таких пенсионеров. В среднем прибавка получалась 1,5 - 2 тыс. рублей на человека, то есть, 40% от получаемой ранее пенсии!
Однако кто-то смекнул, что если все российские “вредники” обратятся в суд, то это выльется в очень серьезную сумму, и судебная машина заработала в обратную сторону. В конце 2006 года суды так же дружно стали выносить отрицательные решения, а с 2007 года взялись за пересмотр выданных ранее положительных решений. Никаких юридических оснований для такого пересмотра не было, и это подтвердили юристы ФНПР. На судах творился полный беспредел. Дела начали “возбуждаться сами по себе”, без исков со стороны Пенсионного фонда, а люди обнаруживали подлоги. Например, электростальский пенсионер Виктор Глухов, листая дело, увидел, что в нем появились новые документы, а в протоколе судебного заседания, подписанном судьей Тумановой Т.А., фальсифицируется ход разбирательства дела и процессуальные действия. Листы были не пронумерованы, дело не прошито... Судья же на все замечания не реагировала никак. “Я как со стеной разговаривал”, - вспоминает Глухов.
Чего только не делали пенсионеры, чтобы суды проходили по закону! Но куда там... В ответ на жалобы в прокуратуру (изложенные на шести листах) людям пришла бумага, в которой сообщалось, что “по результатам проведенной проверки вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела”. Оказывается, во всем была виновата секретарь, которая из-за большого объема работы перепутала и по ошибке не в то дело положила документы. Но каким образом “по ошибке” вместо определения о принятии дела к производству, датированного 05.10.2007, могло появиться такое же определение, с таким же текстом, только датированное 05.09.2007? И это только малая толика нарушений.
Апофеозом же всего, как говорит Глухов, стала сказанная судьей фраза: “Где на вас, гадов, денег наберешься?..” После чего пенсионеры поняли: дело тут совсем не в юриспруденции...
ДЕЛО НЕ В ДЕНЬГАХ
В Электростали повышенную часть пенсии отобрали у всех, в Раменском у всех (а это порядка 800 человек) оставили, в Воскресенске сначала у всех отнимали, а потом по какой-то причине перестали... Тогда профсоюзные активисты с электростальского машиностроительного завода организовали кампанию по обращению пенсионеров в Страсбургский суд. В итоге около 600 заявлений принято международным судом и ждут ответа. По нормам, 16 января 2009 года из Российской Федерации в Страсбург должен был прийти аргументированный ответ, а значит, что к середине февраля возникнет какая-то определенность. Но Страсбург далеко, а Россия тут. Что же делается у нас?
- Мы делаем все возможное, чтобы помочь людям оформить документы, поддерживаем их. Хотелось бы, чтобы людям, которые не получили добавки, и тем, у кого ее отняли - все возвратили. Мы надеемся, что благодаря обращениям, которые сейчас в международном суде, людям вернут то, что им положено, - говорит председатель профкома Машиностроительного завода Владимир Бахтин.
Правительство же решило проблему основательно: с 1 января 2009 года вступила в силу поправка к пенсионному закону № 319-ФЗ от 30.12.08 “О внесении изменений в федеральный закон “О трудовых пенсиях в РФ”, в которой написано: “...в статье 30 в пункте 5 абзац третий признать утратившим силу”. То есть работники с “вредным” стажем, вышедшие на пенсию после 1 января 2009 года, стали обречены на один вариант расчета пенсии - с более высоким коэффициентом и более низкой суммой. Действительно, зачем платить, если можно просто отменить соответствующий абзац? Впрочем, остается вопрос, что делать с пенсионерами-”вредниками”, вышедшими на пенсию до 1 января.
- Может ли человек, который вышел на пенсию три года назад и которому ее неправильно насчитали (хотя в суд он не обращался), сейчас на основании этого закона подать в суд на пересмотр пенсии? - задала я вопрос Юрию Пакину, профсоюзному активисту.
- Может, - считает Пакин. - Есть положение, которое позволяет это сделать: в законе написано, “третий абзац признать утратившим силу”, а это значит, что силу он имел! Но вероятность того, что человек получит положительное решение в суде - нулевая.
Действительно, получается, что до 1 января пресловутый третий абзац силу имел и только 1 января 2009 года ее утратил. Раз он имел силу, значит, люди должны были на его основании получать пенсии. Не получали. И не будут. Потому что дело не в законах, а в деньгах...
ТРЕТИЙ АБЗАЦ
Но что делать тем, кому суд пересчитал пенсию? Специально для них в новом законе есть п. 4 ст. 2, который звучит так: “Сохраняются размеры страховой части трудовых пенсий, установленных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона с применением абзаца третьего пункта 5 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”.
Елена Крючкова, юрист ГМПР, подтверждает, что тем самым законодатель признает, что наличие ранее в законе о трудовых пенсиях абзаца третьего пункта 5 статьи 30 давало основания пенсионерам-”досрочникам” требовать перерасчета пенсии в сторону увеличения. Исключение же этого абзаца из закона лишает каких-либо оснований требования аналогичного увеличения пенсии для тех пенсионеров, которые “своевременно” не сориентировались и не воспользовались третьим абзацем, а также для тех, кто еще только будет выходить на пенсию.
- Тот факт, что пенсионеры-“досрочники” отныне поставлены в неравные условия по размеру пенсий в зависимости от того, успели ли они воспользоваться абзацем 3 пункта 5 статьи 30 закона о трудовых пенсиях до его отмены или нет, нарушает закрепленные статьей 19 Конституции РФ принципы равенства всех перед законом и судом (правовая позиция Конституционного суда РФ по схожим ситуациям была выражена, в частности, в Определении от 05.11.02 № 320-О и Постановлении от 03.06.04 № 11-П), - говорит Крючкова. - Этот принцип не нарушался бы, если бы установление разных условий пенсионирования предусматривалось, например, для “досрочников” разных возрастов и отличающихся по времени выхода на заслуженный отдых. Здесь же речь идет о том, что один и тот же период трудовой деятельности (работа до 2002 года) у лиц, находящихся в сходных условиях (имеющих необходимый для досрочного назначения пенсии специальный и общий стаж), предполагается оценивать по-разному. Следовательно, размер пенсии у этих лиц будет отличаться.
Закон, мягко говоря, неоднозначный - это признают сегодня многие. Например, учитывая сложившуюся ситуацию с судебными процессами, депутаты Мособлдумы выступали против принятия поправки об отмене третьего абзаца и внесли в Госдуму альтернативный законопроект, направленный на защиту прав пенсионеров-”досрочников” на повышенный размер пенсии. Кроме того, было направлено обращение к президенту и председателю правительства РФ с просьбой обратить внимание на эту проблему. Позицию депутатов областного заксобрания поддержал и Уполномоченный по правам человека в Московской области Александр Жаров. Профсоюзы тоже направляли имевшиеся у них замечания к проекту и даже добились их обсуждения в специально созданной при профильном комитете Госдумы рабочей группе. Но их предложения (во многом совпадавшие с заключением правового управления Госдумы) были в итоге проигнорированы. Результат оказался полностью противоположный: 19 декабря 2008 года Дума приняла закон во втором чтении, а 24 декабря - окончательно в третьем чтении, причем именно в таком виде, против которого были протесты! С 1 января 2009 года федеральный закон № 319-ФЗ от 30.12.08 уже вступил в силу...
Юлия РЫЖЕНКОВА
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте