Top.Mail.Ru
Общество

Госнаркоконтроль продолжает преследовать ветеринаров


В 2003 - 2004 годах Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков развернула настоящую войну против представителей одной из наиболее мирных профессий - практикующих ветеринаров. Поводом к этому послужил кетамин, медицинский препарат, применяемый для анестезии животных. Еще в 1998 году он был внесен в список запрещенных, так как является наркотическим веществом. Однако в 2004 году под беспрецедентным давлением общественности правительство России разрешило ветеринарам использовать кетамин, правда, с существенными ограничениями. А еще спустя восемь лет сотрудники Госнаркоконтроля, похоже, возобновили охоту на российских Айболитов.

КОМАНДА “ФАС!”


Мы неоднократно и детально описывали размах деятельности, развернутой борцами с наркотическими средствами, которые используются в ветеринарии (“Солидарность” №№ 16, 17, 18, 2004). Вкратце - методы довольно просты: наркосыщики внедряются в среду практикующих ветеринаров, втираются в доверие, а затем просят жертву по-дружески продать или просто передать немного кетамина для неотложной операции на животном. В момент передачи препарата ветеринара берут под “белы рученьки” и обвиняют в хранении и сбыте психотропного вещества в особо крупных размерах - со всеми вытекающими из этого уголовными последствиями.

- Всего за тот период на практикующих ветеринаров было заведено 26 уголовных дел, - рассказала “Солидарности” президент Центра защиты прав животных “Вита” Ирина Новожилова. - По сути своей все они были абсурдны. Большинство дел были прекращены за недостаточностью улик, а в тех, что были доведены до конца, ветеринары получали различные небольшие сроки - но исключительно условные.

По словам нашей собеседницы, с 2004 года по наши дни ситуация вокруг использования кетамина в ветеринарии была искусственно заморожена российским правительством. Тогдашний премьер Михаил Фрадков подписал изменения в законе - использовать препарат все же разрешили, но на очень жестких условиях. А с Госнаркоконтроля в отношении ветеринаров была снята команда “Фас!”.

ПРИВЕТ, АНДРЕЙ

1 марта этого года Выборгский районный суд Санкт-Петербурга приговорил ветеринара Александра Шпака к восьми с половиной годам лишения свободы за нарушение правил оборота кетамина. Приговор не условный, а самый что ни на есть реальный, с отбыванием заключения в колонии строгого режима, запретом на профессию в течение 10 лет и штрафом 40 тысяч рублей.

История классическая. Как рассказал корреспонденту “Солидарности” адвокат опального ветеринара Евгений Черноусов, разбирательства по делу начались еще в 2011 году. А еще раньше, примерно за два года до этого, Александр Шпак познакомился с липовым ветеринаром Андреем из Перми на одном из зоослетов. Позже “Андрей” оказался оперативником наркополиции Денисом Махониным, который под видом пермского Айболита втерся в доверие к Александру для разоблачения “серого рынка” кетамина - якобы между Финляндией и северной столицей действовал канал поставок полулегального препарата.

Далее как обычно. В июле 2011 года “Андрей” якобы для неотложных целей попросил Александра купить ему флаконы с кетамином, которого днем с огнем в Перми не сыщешь. Питерский ветеринар, считавший сексота коллегой и другом, помог с препаратом. И был тут же задержан сразу после того, как передал “другу” флакон кетамина. Было возбуждено уголовное дело по статьям “Покушение на незаконный сбыт психотропного вещества в особо крупном размере” (статьи 30 и 228.1 УК РФ) и “Незаконное хранение психотропного вещества без цели сбыта в крупном размере” (статья 228 УК РФ).

- Мы были удивлены крайне жестким приговором Выборгского суда в начале марта, - рассказывает Евгений Черноусов. - Практика по “кетаминовым делам” предыдущих лет показывала, что привлеченные к ответственности ветеринары отделывались условными сроками наказания и штрафами.

ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛАКУНА

Эта проблема похожа на алмаз, который сверкает при вращении множеством граней.

Тут надо понимать одну очень важную вещь, из-за которой, собственно, весь сыр-бор. В ветеринарной практике без кетамина делать нечего: если вы не изверг и не садист, делать операцию животному без анестезии не будете. А если, насмотревшись “Пилы”, все-таки будете, то попадете под статью 245 УК РФ за жестокое обращение с животными. С другой стороны, уголовные санкции при использовании препарата нам уже хорошо известны. И вот что очень важно: стопроцентные анестетики, способные заменить кетамин в ветеринарной практике, существуют, но все они на территории России находятся под запретом.

С третьей стороны, кетамин для животных как бы разрешен, но только как бы.

- Препарат разрешили использовать только юридическим лицам, - объясняет Ирина Новожилова. - А у нас в стране 75% ветеринаров - это частнопрактикующие. Кетамин можно использовать только получив соответствующую лицензию, хранить его в особых условиях: в сейфе, в помещениях с сигнализацией только под охраной и так далее. Условия - невыполнимые для частников. Я знаю всего несколько юрлиц, которым реально разрешено использовать кетамин, остальные используют анестетик на свой страх и риск.

Есть еще и четвертая сторона проблемы. В июне 2006 года, дабы разрешить проблему “кетаминовых дел”, пленум Верховного суда РФ постановлением “О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами” вроде как внес ясность. В соответствии с постановлением, “не может квалифицироваться как незаконный сбыт введение одним лицом другому лицу инъекций наркотического средства или психотропного вещества, если указанное средство или вещество вводится в соответствии с медицинскими показаниями”. То есть уголовное преследование за незаконный сбыт наркотиков, психотропных и сильнодействующих веществ ветеринаров и врачей, применяющих соответствующие препараты в отношении своих пациентов по медицинским показаниям, вроде как должно было прекратиться. Но не прекратилось.

Неразрешенность вопроса, как выразилась Ирина Новожилова, “открывает шлюзы” для Госнаркоконтроля, который в яростной борьбе с накотрафиком плющит и простых ветеринаров. Например, в марте же этого года осудили заслуженного врача Карелии Эльвиру Гапковскую - за то, что она, проведя необходимый объем анестезии для больной, оставила каплю кетамина для своей знакомой. Той требовался препарат для проведения операции для ее кота. Обе получили по шесть лет условно. Формально наркотик был изъят, дело до суда доведено - необходимая галочка имеется, наркополиция “работает”.

В прошлом году условные сроки получили новосибирские ветеринары Роберт Исаев и Евгений Булгаков - за то, что очередной сексот Госнаркоконтроля уговорил Айболитов продать ему дозу кетамина “для наркоза больной собаки”. Исаев был осужден на восемь с половиной лет лишения свободы условно с формулировкой “за покушение на сбыт наркотического вещества”, а Булгаков - на два года условно за “незаконную транспортировку” наркотика.

ШПАКА - ВЗЯЛИ

Как вы уже, наверное, заметили, питерское “кетаминовое дело” отличается именно тем, что ветеринар впервые получил реальный срок. Более того, 15 июня кассационная жалоба юристов, защищающих интересы Александра Шпака, городским судом Санкт-Петербурга была удовлетворена, но лишь частично. Ветеринару издевательски скостили наказание всего на полгода, оставив в силе реальный срок!

- Нам ничего не остается, как обратиться с кассацией в последнюю инстанцию - Верховный суд, - сказал Евгений Черноусов. - Будем требовать условного наказания и/или штрафа.

Ситуация в Питере вызвала широчайший общественный резонанс. Центр защиты прав животных провел два пикета в защиту Александра Шпака - в апреле и мае сего года. В социальных сетях, в частности “ВКонтакте”, были созданы соответствующие группы в поддержку питерского ветеринара. Понимая, что может возникнуть крайне неприятный прецедент с реальным сроком наказания, все ветеринарское сообщество России внимательно следит за развитием ситуации и готово, в случае чего, устроить массовые протесты.

В начале июня российские звезды культуры и искусства и заслуженные ветеринары направили открытое письмо президенту РФ, в Генпрокуратуру и Верховный суд РФ с просьбой в экстренном порядке решить проблему с обеспечением ветеринарных врачей нормальными условиями работы с препаратами для наркоза животных и прекратить репрессии в адрес ветврачей со стороны Госнаркоконтроля. Под письмом стоят подписи, например, Михаила Боярского, Леонида Ярмольника, Андрея Макаревича, Инны Чуриковой, Валентина Гафта и других известнейших артистов.

Следует отметить, что надежды, связанные с будущим решением Верховного суда, не беспочвенны. Так, все “кетаминовые дела”, которые за последние почти десять лет попадали в высшую судебную инстанцию страны, оканчивались для обвиняемых условным сроком. Сроки рассмотрения кассации по делу Александра Шпака в Верховном суде пока неизвестны.

Глеб САВИН

“А”-СПРАВКА

Кетамин (кетамина гидрохлорид) - вещество, относящееся к классу анестетиков, часто применяется для анестезии животных, реже - человека.

В 1962 году кетамин был впервые синтезирован американским исследователем Келвином Стивенсом.

В 1965 году впервые применен в клинике Эдвардом Домино.

В 1970 году разрешен к широкому использованию.

В 1978 году выходят сразу две книги, оказавшие значительное влияние на популярность кетамина. Это “Путешествие в Яркий Мир” Марсии Мур и Говарда Аллтоуниана, и “Ученый” Джона Лилли. Обе книги описывают личные переживания авторов при использовании препарата в качестве наркотика.

С 1987 по 2000 год в США и Европе зарегистрировано 12 смертельных случаев, связанных с передозировкой кетамином.

В России кетамин получил распространение как наркотик с начала 1990-х годов.

В 1998 году кетамин был признан наркотиком и законодательно запрещен в медицинской практике.

В 2004 году разрешен для использования в медицинских целях, но с серьезными оговорками.

Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Новости Партнеров
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

"Солидарность" - свежие новости



Новости СМИ2


Киномеханика