Top.Mail.Ru
Парламентская хроника

В Совете Федерации обсудили Закон об образовании


На прошлой неделе в СФ РФ прошел правительственный час - перед сенаторами отчитывался новый министр образования и науки РФ Дмитрий ЛИВАНОВ. Чиновник рассказал о преимуществах нового закона об образовании, со скандалом принятого Госдумой, а также о состоянии педагогической отрасли в регионах. Напомним, новый закон “Об образовании” прошел широкое общественное обсуждение, причем не только в виде дискуссии на специально созданном сайте, но и на множестве экспертных площадок с участием заинтересованных сторон, в том числе профсоюзов. И был принят Госдумой две недели назад в первом чтении.

Министр образования и науки Дмитрий Ливанов рассказал о “модернизации региональных систем образования”, на которую в будущем году пустят аж до 120 млрд руб. И о завидном росте зарплат в отрасли: по его данным, в 2011 году в 69 регионах зарплата учителей превысила среднемесячную “в целом по экономике”. И дальше будет еще лучше: “Планируем поэтапное повышение зарплаты всех категорий педагогов - и работников дошкольных образовательных учреждений, и работников школ, учреждений дополнительного образования детей, и преподавателей вузов”. Но министр признал, что график работы у педагогов тяжелый - подчас рост зарплат происходит только за счет допнагрузки, а чтобы их повысить реально, требуется дополнительное финансирование. “Образовательные услуги финансируются исходя из норматива, который предусматривает достижение определенных уровней зарплат педагогов, - сказал министр. - Неправильным было бы в проекте фиксировать этот уровень, и делается отсылка к нормативным актам президента и правительства. Иначе нужно будет менять ежегодно закон”.

Ливанов рассказал, что с будущего года вводятся новые профстандарты для учителей. Основным элементом единой для всей страны системы оценки их квалификации станет ежегодная обязательная аттестация. Она предполагает способность работать по новым стандартам, владеть информационными технологиями, организовывать коллективную работу и выбор предметов. Поэтому, по словам министра, все педагоги начальной и средней школы должны будут пройти повышение квалификации. Кроме того, будет введена единая информационная система мониторинга систем образования. Министр уделил внимание развитию школьного транспорта и обещал в будущем году все базовые сельские школы, где учатся дети из разных поселков, обеспечить автобусами. И, как говорит Ливанов, все школы уже в следующем году должны быть оборудованы теплыми туалетами.

Благостный доклад прокомментировала председатель СФ РФ Валентина Матвиенко, потребовав от министра неукоснительно соблюдать поручение президента о скорейшем доведении средней зарплаты педагогов до средней по региону. Ливанов ответил, что Минфин уже предусмотрел дополнительные средства, чтобы сбалансировать бюджеты регионов, на которые и ляжет основная нагрузка, как обычно...

Допрос оптимистичного министра продолжили сенаторы. В основном их вопросы затрагивали новый закон об образовании, рассматриваемый Госдумой. Так, Сергей Щеблыгин подметил, что нормы будущего закона в госпрограмме развития отрасли представлены как уже действующие. Министр ответил, что это логично: их вводят практически вместе. А то, что программа опережает закон, - ну так мы все понимаем, что он будет одобрен... Евгений Атанов заявил, что негосударственные учебные заведения не могут обеспечить качественный учебный процесс, а новый закон может дать им свободу рук. Министр ответил, что государство будет применять аккредитационные инструменты и отслеживать некачественный уровень подготовки.

На вопрос Алексея Чернышева о судьбе малокомплектных и сельских школ министр ответил, что малокомплектный - понятие растяжимое. Сокращать их надо аккуратнее, а не так быстро, как в последние годы. И рассказал о планах повысить чуть ли не вдвое объем субсидий сельским школам, чтобы приспосабливались к новой реальности и использовали в работе дистанционные технологии. По мнению министра, “сельские школы должны и сохраняться, и развиваться. Каждая должна быть обеспечена необходимой инфраструктурой. И в этом отношении сельские школы должны быть приоритетом и пользоваться специальной поддержкой государства. Развитие сети сельских образовательных учреждений - это наш приоритет на ближайшие годы”. По его словам, проект модернизации региональной системы образования, который уже реализуется, предполагает “двукратный норматив финансирования регионов” именно в расчете на учеников в сельской местности.

А в ответ на претензии к расплывчатости норм, которые должны бы оговаривать вопросы зарплат и соцгарантий, министр отвечает стереотипно, мол, читайте закон: “В статье 114 законопроекта исключается возможность ухудшения, снижения уровня социальных гарантий, которые установлены действующим законодательством. То есть действующие нормы и гарантии, в том числе социальные, в связи с принятием закона отменяться или снижаться не будут. Более того, мы дадим дополнительное право субъектам РФ вводить дополнительные соцгарантии, прежде всего сельским учителям. Многие регионы этим активно пользуются и ждут появления этой нормы в законопроекте”.

По итогам правительственного часа Ливанов провел краткий брифинг для прессы. Его спрашивали в основном о новом законе. Ему пришлось комментировать и появившиеся в Интернете данные о проверках вузов “на эффективность” и опровергать домыслы об их скорейшей “реструктуризации”. А “идущая уже сейчас работа по оптимизации сети государственных вузов” не должна снижать доступность высшего образования, считает министр. Но многие и государственные, и негосударственные вузы и их филиалы, по его словам, “не обеспечивают достойного качества образования, и с этим мы будем бороться”. В общем, чиновник обещал, что все будет постепенно и взвешенно...

Вадим БАРАБАНОВ

Комментарий

Олег СМОЛИН, зампред комитета ГД по образованию (КПРФ):


- Согласно законопроекту образование есть услуга, преимущественно государственная. Затраты на образование - часть бремени госрасходов; конкретные финансовые обязательства государства отсутствуют. Образовательное кредитование предусматривается в самом общем виде для студентов вузов (включая основной и сопутствующий образовательные кредиты); условия, размеры и порядок господдержки образовательного кредитования устанавливаются правительством РФ. В проекте отсутствуют нормы доплат за классное руководство, зарплат профессорско-преподавательского состава вузов, преподавателей техникумов и колледжей, а также мастеров производственного обучения в системе начального профобразования. Фактически отменяются установленные законом надбавки за ученую степень и за ученое звание работников вузов. Нормы пенсионного обеспечения и иные соцгарантии (в том числе право на досрочную пенсию) для педагогов тоже практически отсутствуют.

Финансирование сельской школы по-прежнему срезается - школы, отнесенные органами власти субъектов РФ к малокомплектным или сельским, должны финансироваться с учетом затрат, не зависящих от количества учеников. По данным Минобрнауки, количество школ в России во второй половине 1990-х сократилось на 1900, а в ХХI веке - на 18 400! Это не только нарушает права сельских детей на образование, но и несет угрозу национальной безопасности, создавая огромные пустующие территории при перенаселенных приграничных государствах.

Коммунальные льготы для сельских педагогов не оговорены: размер, условия, порядок возмещения расходов учителей на коммунальные льготы устанавливают субъекты РФ. Прямые гарантии сохранения льгот отсутствуют - то есть в большинстве регионов льготы будут сокращаться. Обеспечение школьников учебной литературой осуществляется за счет региональных бюджетов по нормативам. На практике нормативы финансового обеспечения, указанные в правительственном проекте, не позволяют закупать учебники для всех детей; во многих регионах выделенных средств хватает только для начальных классов.

Основная форма итоговой аттестации в школе - ЕГЭ с использованием тестовых заданий с выбором ответа. Это препятствует развитию творческих способностей, заменяя настоящее образование “дрессировкой”. По опросам, большая часть населения России считает возможным ЕГЭ только на добровольной основе и предпочитает традиционные формы экзаменов. Начальное профобразование как особый уровень образования отсутствует и заменяется либо профобучением (выработкой элементарных навыков профессиональной деятельности), либо подготовкой высококвалифицированных рабочих в рамках среднего профобразования.

Большинство существующих льгот при поступлении в вузы ликвидируется, в том числе для детей-сирот, и заменяется возможностью учиться на подготовительных отделениях. В пределах квоты, которая устанавливается вузом и не может быть менее 10%, льготы сохраняются только для детей-инвалидов, инвалидов 1-й и 2-й групп. Но сохранение льгот при поступлении в вузы, особенно для сирот и инвалидов, необходимо в целях уменьшения неравенства образовательных возможностей, которое в России превысило допустимые пределы. Нормы, оговаривающие льготы при поступлении в магистратуру, отсутствуют. Кстати, например, инвалиды составляют не более 1% студентов и не более 1,5% абитуриентов в России.

Бюджетное финансирование негосударственных профессиональных учебных заведений предполагается осуществлять исключительно на основе госзаданий. В отношении Болонского процесса и двухуровневой системы высшего образования - предусмотрен принудительный перевод большинства вузов на программы бакалавриата. Норма, оговаривающая выплату социальной стипендии учащимся в государственных (муниципальных) профессиональных учебных заведениях, фактически отсутствует, размер стипендии законом не определяется. Тот же “порядок” запланирован в части стипендий на втором уровне (магистрат, аспирантура, докторантура). Конкретные нормы финансирования питания школьников в государственных (муниципальных) учебных заведениях также отсутствуют. Статус педагогов допобразования и статус общественных объединений просветительского характера (например, общество “Знание”) не прописаны.

Норма, где оговаривалась бы доля расходов консолидированного бюджета РФ на образование и доля расходов госбюджета на высшее образование, отсутствует. По данным Общественной палаты, расходы на образование в бюджете сейчас составляют около 3,5%. Тогда как в ориентированных на модернизацию странах эта доля превышает 7%. Принцип финансирования государственных и муниципальных образовательных учреждений - подушевой, с оговорками в отношении малокомплектных и (или) сельских школ. Отсутствуют нормы, запрещающие или регулирующие налогообложение образовательных учреждений; это приводит к повышению платы за обучение и нарушает принцип равенства условий деятельности государственных и негосударственных учреждений. Структура государственных образовательных стандартов включает лишь требования к структуре основной образовательной программы, уровню подготовки выпускников и условиям реализации образовательных программ. Содержание образования по-прежнему стандартом не регулируется, что уничтожает сам смысл стандарта и приводит к падению качества образования, причем правительственный законопроект предлагает содержание как-то контролировать через госаккредитацию. Нормы, утверждающие перечень обязательных учебных предметов в школе, отсутствуют - перечень предметов устанавливается школьным стандартом.

Оплата внеурочной работы педагога предусмотрена, но только по усмотрению образовательной организации. За обеспечение установленных федеральными стандартами финансовых и материально-технических условий для реализации основных образовательных программ, по проекту, отвечают сами образовательные организации, в том числе государственные и муниципальные. А должны бы за это отвечать региональные правительства, в государственных и муниципальных профессиональных образовательных учреждениях - их учредители. Сейчас в РФ соответствуют “стандартным условиям” лишь несколько процентов школ. Официальный законопроект без значительного увеличения финансирования школы приведет к резкому росту поборов с родителей...

Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Новости Партнеров
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

"Солидарность" - свежие новости



Новости СМИ2


Киномеханика