31 августа в Московской торгово-промышленной палате состоялся “круглый стол”, посвященный теме недружественных поглощений и предотвращению противоправных действий в ходе корпоративных конфликтов. Это была вторая часть семинара МТПП, который начался еще в апреле. Вице-президент палаты Николай КАРТАШЕВ сообщил, что к теме решено было вернуться, так как “проблема недружественных поглощений приобрела хронический характер”.
Участники “круглого стола” рассказали о причинах (в том числе предполагаемых) и недавней истории рейдерства, особой уязвимости компаний во время процедуры банкротства, неблаговидной роли частных охранных предприятий столицы (мол, некоторые из них даже специализируются на захватах фабрик и заводов). Посетовали и на пробелы в законодательстве. Практически единогласно отметили профессионализм захватчиков заводов и фабрик и массовый переход рейдеров к применению “белых схем”, не связанных с нарушениями законов.
Классификацию захватов представил председатель совета директоров Агентства антикризисных технологий и инвестиций Андрей Быстров. Он отметил, что само явление поглощения - позитивно, мол, экономика от этого только выигрывает. А “белые схемы” поглощения - это те, что позволяют проводить эту процедуру без нарушения законов (в частности, это дарение акций в обход преимущественного права, дополнительная эмиссия, перевод организации в другой регион, ликвидация предприятия). “Серые схемы” - игнорирование порядка одобрения сделки, непредоставление информации по требованию акционера, смена банковского счета без уведомления должника, влекущая невозможность оплаты долга, смена органов управления без проведения собрания и пр. “Черные схемы” - это подделка документов, фальсификация доказательств, применение физического и психического давления, шантаж.
Как говорит Быстров, ряд государственных и городских органов в силах противодействовать процессу поглощения, но в первую очередь защищают интересы государства. “А если к предприятию применяется
“серая” или “черная” схема поглощения, его руководитель не должен делать ничего сам”. Должна быть создана структура, куда он сможет обратиться за защитой.
Начальник подразделения по выявлению и пресечению преступлений, защите прав акционеров и собственников при корпоративных конфликтах УБЭП ГУВД Москвы Михаил Паршин сообщил, что его подразделение готово защищать и защищает предпринимателей. Мешает только правовая безграмотность бизнесменов и их недоверие к правоохранительным органам. Они боятся обращаться в УБЭП, жалуются только участковому и в управу, а там им помочь не могут. Проблема и в “пораженческой позиции” - бизнесмены не хотят бороться за свои предприятия. “Разрабатываешь ему стратегию защиты от уголовных нападений, и вдруг он сообщает: “Ребята, извините, мы уже продали фабрику... - рассказывает Паршин. - Безграмотность предпринимателя имеет последствия. Начиная операции с акциями предприятия, он нередко “зарабатывает” лет восемь тюрьмы. А потом переговоры с рейдерами уже просты: или ты мне много акций, а я тебе немножко денег, или я тебя в тюрьму”.
Но “успехи есть”. Паршин сказал, что Инвестиционной компании “Россия” больше нет, как нет и ряда других рейдерских групп. И успокоил собравшихся: “Сажать будем точно”. Однако пока “в Москве действует большое количество так называемых “астероидных команд”, которые состоят из сотрудников брендовых структур”. Эти компании позиционируют себя как инвестиционные, но “их мышление как было, так и осталось криминальным”. И основная задача УБЭП - не в том, чтобы отстаивать от недружественных поглощений конкретные объекты (“мы не уследим за захватом каждой булочной и прачечной”), а в выявлении этих организованных преступных групп. Необходимо добиться, чтобы “черные схемы” поглощения предприятий в городе не применялись. “В УК есть совершенно четкое понятие - организованное преступное сообщество, - говорит Паршин. - И не важно, “черная” там или “серая” схема”.
Отвечая на вопрос “Солидарности” о судьбе расследования дела о вооруженном захвате здания ОАО “Гипромез” (см. “Солидарность” № 24, 2005: “Было ваше - стало наше”), Михаил Паршин сообщил, что его подразделение этим случаем больше не занимается - материалы переданы коллегам из УБЭП по Центральному федеральному округу. “Поэтому комментировать ход расследования не могу, - сказал Михаил Валерьевич. - Могу только сообщить, что мы и наши коллеги постарались, и рейдеры здесь получат “на полную катушку”. Пусть ваши читатели в этом не сомневаются!”
Алексей ЧЕБОТАРЕВ
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте