На последнем прошлогоднем заседании правительство РФ нарисовало нам план жизни на ближайшее трехлетие. 29 декабря кабинет министров одобрил “грефовскую” программу социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 годы) и план действий правительства на 2006 год по ее реализации. В исполнительной власти мнения насчет прогностических способностей Минэкономразвития и правительства - самые различные. Например, премьер-министр Михаил ФРАДКОВ просто уверен, что сам факт принятия программы есть “лучший подарок к Новому году” для россиян. А начальник экспертного управления администрации президента РФ Аркадий ДВОРКОВИЧ считает, что правительство плохо слушается главу государства...
Представляя программу на заседании правительства, глава Минэкономразвития РФ Герман Греф был настроен оптимистично. Он поведал, что главной задачей программы является резкое повышение конкурентоспособности России на мировой арене, для чего надо обеспечить конкурентоспособность отдельных людей, бизнеса и государственных институтов. Основной стимулятор для привлечения инвестиций в экономику страны он видит в присоединении России к Всемирной торговой организации (ВТО), ожидаемом во втором полугодии. Греф также открыл, что в этом году ожидается сохранение опережающего роста инвестиций по сравнению с ростом ВВП, и “динамика иностранных инвестиций будет опережающей по сравнению с инвестициями внутренними”. Причем рост инвестиций должен составить около 9% - и именно за счет вхождения в ВТО. Забавно, что в качестве примера для России министр привел Китай, указав, что инвестиционная притягательность последнего резко выросла после вступления страны в ВТО. О том, что Китай вступил в ВТО на условиях признания его развивающейся страной и выторговал себе под этим соусом массу преференций, Греф вспоминать не захотел.
Глава Минэкономразвития понадеялся, что в ближайшие годы большого оттока капитала из страны не будет. Зато меры по ускорению экономического роста, предусмотренные планом-трехлеткой, позволят увеличить в ближайшие три года темпы роста ВВП аж на один процентный пункт (хотя президент вообще-то не перестает требовать удвоения ВВП к 2010 году). Министр также отметил, что темпы укрепления реального эффективного курса рубля в этом году будут колебаться в коридоре от 4 до 6% (в 2005 году этот показатель составлял более 10%). И уточнил, что в последующие годы темпы укрепления рубля будут снижаться на один процентный пункт в год. А в довершение всего выразил полную уверенность в том, что еще в первом квартале 2006 года парламент примет Лесной и Водный кодексы.
Подводя итоги обсуждения, премьер-министр Михаил Фрадков призвал принять программу, понадеявшись при этом, что “она свою роль сыграет”. Хотя и признал, что “не все удалось с точки зрения показателей”. И пожелал подчиненным “начать новый год, руководствуясь этим документом”. Ну, за экономику...
Вадим БАРАБАНОВ
“А”-СПРАВКА
Программа прогнозирует стоимость барреля нефть в 2006 и 2008 годах на уровне 50 долларов, а в 2007 году - 48 долларов. А также предполагает среднегодовой рост ВВП к концу 2008 года в 6% и двукратное снижение инфляции (по прогнозу, в 2006 году темпы роста цен составят 7 - 8,5%, в 2007-м - 6 - 7,5%, а в 2008-м - 4 - 5,5%). Минэкономразвития рассчитало и оптимистический вариант прогноза - исходя из цены на нефть в 2007 году в 57 долларов за баррель. В 2006 - 2008 годах среднегодовой прирост промышленного производства ожидается на уровне 4,8%, а инвестиций в основной капитал - 11%. По пессимистическому прогнозу министерства экономики, в случае возврата цен на нефть к уровню 2004 года (что означает их резкое падение до 34 долларов за баррель) темпы роста ВВП могут понизиться до 4,7%.
МНЕНИЕ
Аркадий ДВОРКОВИЧ, начальник экспертного управления администрации президента РФ:
- О якобы “незнании истинных устремлений президента”... Позиция президента выражается в том, что он говорит и какие документы подписывает! Это относится и к его ежегодным посланиям. Многие проблемы понимания действий власти (даже внутри самой власти) возникают оттого, что президентских посланий никто не хочет слышать, никто их, тем более после оглашения, не читает. Я даже не имею в виду конкретные поручения президента, которые самоочевидны и которые на 90% все равно не выполняются, а выполняются на 10%! Но никто не замечает идеологическую основу действий, все, видимо, считают это просто словами и не обращают на них внимания. Хотя как раз в них заложена стратегия и логика действий президента, то, на чем он основывает свои предложения и свою позицию.
Правительство же так до сих пор и не может определиться с тем, какую из двух принципиальных основ программы социально-экономического развития оно выбирает - государственный капитализм или свободное гражданское общество. Госкапитализм предполагает, что именно государство будет в основном определять направления инвестиций и параметры социально-экономической системы, решать, что должны делать хозяйствующие субъекты. А если приоритет отдается гражданскому обществу, то это означает предоставление большей свободы гражданам и бизнесу.
На самом деле не госкапитализм, а именно приоритет гражданского общества, по-моему, превалирует в политике президента. Другое дело, что мы не можем сразу перескочить к этой системе от системы прежней, нужен переходный период... Но, повторяю, если мы все собираемся работать консолидированно, надо исходить из задач и приоритетов, заявленных президентом. Считаю, что основы макроэкономической политики надо серьезно менять. И прежде всего следует расставить акценты в проведении денежно-кредитной и бюджетной политики. Например, в плане распоряжения стабфондом: надо определиться четко, как мы собираемся располагать этими средствами, чтобы ни у кого не было лишних иллюзий на этот счет.
Что касается внешнего долга, то та практика, по которой мы гасим внешний долг государства, а долги корпораций растут, - абсолютно нормальная. Погашая госдолг, мы расчищаем площадку для корпоративных заимствований. Да, быть может, корпорации и “недозаимствуют” у нас, на внутреннем рынке, но ведь здесь гораздо большие издержки и риски, а это плохо влияет на эффективность инвестиционных программ... Тем не менее приоритет сегодня - именно внутренний рынок, если мы, конечно, хотим привлечь внимание к нашим внутренним проблемам.
Какое нужно правительство - политическое или техническое? Совершенно очевидно, что мы движемся к полноценному, политическому, партийному правительству.
Какие главные проблемы не решены? Необходима легитимизация того, что произошло за последние несколько лет. Это касается и вопросов собственности, и налоговых задолженностей. Пока эта проблема не решена, и прежде всего в отношении крупных и средних компаний. И получается замкнутый круг: компании не могут начать платить налоги полностью, потому что надо открыть полностью налоговую базу, а компании делают это очень постепенно. А новые инвесторы, видя эти “скелеты в шкафах”, и не идут в такие компании. Но сохранение такого положения будет и дальше вести к воспроизводству бедности (а это сейчас самая острая социальная проблема), и люди по-прежнему будут недополучать зарплаты...
Каковы действия государства и справедливы ли они - вопрос дискуссионный. Хотя вообще-то все нормальные общества в подобной ситуации прошли через амнистию... Надо дать бизнесу возможность действовать, пусть даже и обходя некоторые существующие порядки. Без нормального входа-выхода на рынок невозможно обеспечить конкурентоспособность наших компаний!
Проблему единого соцналога необходимо решать уже в 2006 году - с выходом на реальное комплексное ее решение к следующему “президентскому циклу”. Надо уходить от ЕСН, переходить к взносам во внебюджетные фонды, большую часть которых могли бы делать сами граждане. Имущественный налог мы увеличивать не будем - по крайней мере для всех категорий граждан.
КОММЕНТАРИЙ
Андрей ИСАЕВ, председатель комитета Госдумы по труду и социальной политике:
- Что касается возможного снижения цен на энергоносители на мировых рынках и гарантий исполнения соцобязательств бюджета, должен заметить, что вероятность падения мировых цен на нефть в ближайшие годы невелика, даже призрачна. Скорее всего цены на энергоносители будут только расти. Кроме того, у нас накоплен грандиозный стабилизационный фонд, который и является подушкой безопасности на случай резких колебаний цены на нефть. Но долго ли еще российская экономика будет “нефтеориентированной”? Пора уже направлять экспортную выручку на развитие, на инвестиции в другие отрасли, на приоритетные проекты!
В ходе дебатов о бюджете на этот год мы впервые добились выделения средств - правда, пока очень незначительной суммы - на инвестиционные проекты. И сейчас уже запускается несколько проектов, устроенных на принципах частно-государственного партнерства. Что это означает? Под частные инвестиции в национальную экономику государство принимает участие в этих проектах, например, строя коммуникации, которые остаются в госсобственности, но способствуют быстрому развитию проектов. Скажем, промзона, в которую государство может протянуть железнодорожную ветку, автомагистраль, телефонную сеть, ЛЭП - все это останется государственным в итоге, но при этом промзона будет развиваться с привлечением частного капитала. Это первый шажок, но даже самый сильный дождь начинается с маленькой капли.
Наша задача на этот год - добиться создания в бюджете настоящего, серьезного инвестиционного фонда, деньги из которого будут направляться на развитие несырьевых секторов экономики. Кроме того, последний съезд “Единой России”, прошедший в ноябре, внес ряд предложений, которыми законодатели должны заинтересоваться. Например - о резком сокращении экспортных пошлин на ввоз оборудования и приобретение технологий для отечественной промышленности...
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте