Top.Mail.Ru
Политэкономия

Коммунально-долговая яма

Система неплатежей - заработанных и потребительских

Только была достигнута договоренность о выплате зарплаты в Болохове Тульской области (см. “Солидарность” № 28), как забастовали амурские коммунальщики. Ситуация аналогичная - работники не получали зарплату с апреля. При этом задолженность по зарплате в коммунальной сфере, может быть, и не столь большая, есть почти в каждом регионе, только там пока тихо, вопрос решается либо в суде, либо переговорами. Либо не решается, пока не настанет критический момент - например, забастовка.

ТИПИЧНАЯ КОММУНАЛЬНАЯ ЗАБАСТОВКА


В Амурской области, как сообщил председатель совета профсоюзов Анатолий Савенко, работники Урушанского филиала МУП “ЖКХ” Сковородинского района отказались вести подготовку к зиме. В этом муниципальном предприятии работают 37 человек. Последнюю зарплату они получили за апрель. То есть речь идет не о забастовке, а о временной приостановке работы в связи с невыплатой зарплаты. Задолженность по филиалу МУП “ЖКХ” в железнодорожном поселке Уруша составляет около 4 млн. рублей.

Во всем МУПе по району работают 567 человек. Из них 560 - члены профсоюза. Как говорит Анатолий Васильевич, “по нашим меркам, мощная профорганизация”. Положение по району такое же, как в Уруше, то есть долг по зарплате тянется с мая, и уже достиг, по сведениям прокуратуры, 24 млн. рублей. Прокуратура уже дала ряд предписаний и установила срок выплат, заведены дела по дисквалификации и уголовные дела по невыплате зарплаты на отдельных руководителей.

Интересно, что ситуация по району одинакова, но приостановил работы по подготовке к зиме только один филиал предприятия. Понятно, что инициировать настоящую забастовку работников коммунальных служб фактически невозможно, так как от них зависит жизнеобеспечение целых поселков. Поэтому даже в Уруше бастующие, выполняя аварийные работы, просто перестали делать все связанное с подготовкой к зиме, причем только на короткое время - пока не всполошилась районная администрация и не подключила областной совет профсоюзов.

Так что уже 25 августа была достигнута договоренность о том, что работники продолжат подготовку к зиме, хотя денег они пока не увидели. Дело в том, что в поселке температура уже около нуля, он находится в районе вечной мерзлоты. Поэтому и рабочие “решили проявить понимание”. Ведь если прямо сейчас не принять неотложные меры, то “зимой может наступить беда”. Поэтому они согласились выйти на работу, но поставили условие, что если в начале сентября им не выдадут зарплату, забастовка будет возобновлена. Причем тогда к ним уже присоединятся и коммунальщики соседнего поселка Зея. Надо думать, тогда работников даже при посредничестве профсоюза не уговорят прекратить акцию до полной выплаты зарплаты.

По словам Анатолия Савенко, долги образовались по той причине, что предприятие задолжало 88 млн. рублей железной дороге: мол, денег на зарплату не осталось. А самому МУП “ЖКХ” недоплачивает население. В частности в Зее задолженность перед работниками - в пределах 4 млн., а долг населения - где-то 9 млн. рублей. Если бы население рассчиталось, была бы возможность выплатить коммунальщикам зарплату.

А вообще ситуация в ЖКХ связана с резким повышением стоимости топлива, электроэнергии, тарифов на перевозки - так вот и ползут долги. Себестоимость коммунальных услуг оказывается очень высокой, и тарифы растут все-таки неадекватно, не покрывая себестоимости. Дотаций от государства нет. В самом Сковородинском районе тарифы для населения не увеличивались с 2002 года. Затраты предприятия ЖКХ не покрывались платежами. Теперь тарифы надо выравнивать, но уже настолько, что население неизбежно будет возмущаться. Председатель облсовпрофа сообщил, что разговаривал с районной администрацией по телефону (до Сковородино слишком далеко, только на самолете лететь 40 минут). Его заверили, что постараются проблему решить. Впрочем, администрация уже давно обещала решить все проблемы.

Совсем недавно аналогичная ситуация была в другом амурском поселке на Транссибе - в Тынде. И там тоже “нашли определенный компромисс”. То есть свою зарплату рабочие не получили, но согласились продолжить подготовку к зиме - ведь это жизненно важно. Муниципальное коммунальное предприятие, как и в Сковородинском районе, задолжало железной дороге. Та обратилась в суд, и МУП было объявлено банкротом. Так что как только деньги поступали на счет предприятия, судебные исполнители их снимали и отдавали кредиторам. Состоялась встреча с администрацией и кредиторами, представителями профсоюза, провели переговоры. Договорились, что из того, что будет поступать на счета, 50% будут отдавать железной дороге - кредиторам, а 50% - на нужды предприятия, в том числе на зарплату. Ведь работники предприятия при его банкротстве, как известно, тоже считаются кредиторами, и вроде бы даже первой и второй очереди. То есть по-хорошему, в первую очередь, средства с арестованных счетов должны были поступать в фонд соцстраха, потом на зарплату работникам, а потом уж железной дороге. Но что поделать там, где все завязано на этой железной дороге и все от нее зависит? Так что, как утверждает председатель Амурского совета профсоюзов, “там сейчас ситуация нормализовалась”, по крайней мере идет подготовка к зиме.

НЕУДОБНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ

Как уже говорилось, долги по зарплате коммунальщикам есть в большинстве регионов. Есть они и в Самарской области, например, в МУП “ЖКХ” Безенчукского района. Есть долги по зарплате в Кировской области. Хотя, по словам председателя обкома профсоюза работников жизнеобеспечения Алевтины Шешиной, с начала года задолженность по зарплате в их отрасли уменьшилась с 25 до 2 млн. рублей. Правда, муниципальные коммунальные предприятия все равно почти все сплошь должники - долг только ОАО “Кировэнергосбыт” составляет 85 млн. Как говорит Алевтина Ивановна, причина долгов - неплатежи населения. Жилищные субсидии - и в связи со сложностью оформления, и в связи с отсрочками их выплат - не помогают. “Кировэнергосбыт” периодически обещает должников отключить. Как говорит Шешина, если за неуплату все-таки отключат - “зимой все будем мерзнуть”. А коммунальные предприятия, вроде бы справляющиеся хотя бы с выплатой заработной платы, будут обанкрочены: людям придется искать другую работу, а населению - других поставщиков тепла.

В Оренбургской области в наиболее злостных должниках перед ОАО “Оренбургэнергосбыт” числятся МУП “ЖКХ” двух районов. Переволоцкому предприятию “энергосбыт” периодически обесточивает скважины, оставляя жителей без воды. В Сакмарском районе от электричества отключают котельные. Как сообщил зампредседателя обкома профсоюза работников жизнеобеспечения Евгений Глотов, про задолженность по зарплате на этих предприятиях ему ничего не известно. На МУП “Переволоцкое ЖКХ” профсоюза нет - развалился еще в 1990-е годы, “как и во многих других местах”, так что сведений непосредственно оттуда в обкоме тоже нет. Но работу по восстановлению профсоюзов на предприятиях ЖКХ обком ведет. По крайней мере - там, где удается договориться с администрацией, как недавно было с МУП “Сакмарское ЖКХ”. В основном же, как говорит Евгений Иванович, “задолженность по зарплате в рамках одного месяца”. А задолженности МУПов - мол, проблемы местных администраций и руководств самих предприятий, то есть дела не профсоюзные...

Понятно, что все эти муниципальные коммунальные предприятия со всеми их долгами энергетикам и неплатежами населения - очень неудобная “нагрузка” для местных властей, во всяком случае, в дотационных регионах. Это касается и предприятий по обслуживанию жилищного фонда, по водо- и теплоснабжению. Это касается и предприятий общественного транспорта, как это было в Хабаровске. Вот они периодически и банкротятся, в том числе благодаря усилиям местных администраций. Ведь от долгов как-то нужно избавляться, а гражданское право у нас не обязывает переносить долги в юридические лица, которым передается имущество обанкроченных предприятий. Естественно, очень удобно. Правда, и образованные на месте столь неудобных МУПов частные ООО и ОАО нередко оказываются однодневками. А необремененное долгами имущество переводится в новые юридические лица...

Интересная ситуация с МУП “ЖКХ” сложилась в поселке Акташ Республики Алтай. Там коммунальное муниципальное предприятие для перевода в частную собственность даже не пришлось банкротить. Как рассказал депутат местного самоуправления Олег Толпыго, в минимущества республики акташское предприятие “просто потеряли”. Тем временем поселковая администрация оформила его имущество на ООО “ЖКХ”. И сразу же начала активно работать над “оптимизацией” предоставления коммунальных услуг населению. В частности, в качестве меры повышения температуры в трубах центрального отопления предлагалось срезать краны горячей воды. Такая вот забота о населении...

ПУТЬ К СОЦИАЛ-ДАРВИНИЗМУ

Изменения в коммунальной сфере в первую очередь связаны с новым Жилищным кодексом. Но хотя кодекс уже действует, главные опасности только начали проявляться. Это и возможные выселения за неоплату коммунальных услуг, и злоупотребления, связанные с выбором формы управления домом, с деятельностью управляющих компаний и потакающих им муниципальных властей. Это и проблемы с получением субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, которые начисляются - по постановлению правительства - только если у людей нет задолженности. А если изначально денег недостаточно, или зарплата задерживается?

Можно, конечно, сказать, что люди имеют право приостанавливать работу, когда зарплату задерживают, а на работодателя уже при двухмесячной задолженности заводят уголовное дело. И удивляться при этом, почему на отдельных предприятиях вдруг появляется трех-, четырех-, а то и десятимесячная задолженность. Но чему удивляться? Ведь часто то местная администрация, а то и сами представители профсоюзов уговаривают работников “не обострять ситуацию”, “проявлять понимание” - ну вот как сейчас в Амурской области. А потом те же работники коммунального МУПа или еще какого-то предприятия, не получив зарплаты, оказываются в числе должников по коммунальным платежам. Просто потому, что “проявили понимание”...

А тут еще вопрос о “рыночной неэффективности” коммунальной сферы, что особенно резко проявляется в связи с “отставанием” ее реформы от более успешных реформ, в частности в сфере энергетики. Если почитать сообщения пресс-служб разных региональных “энерго” и “энергосбытов”, станет ясно, что есть прогрессивная и стремящаяся к либерализации энергосистема. И есть огромное количество злостных вредителей. Причем, чем более депрессивный регион, тем более злостных. “Вредители” - это и само население, и местные администрации, и администрации отдельных предприятий, как правило, муниципальных и коммунальных. Ведь коммуналка обычно не приносит прибыль, а уж если она на балансе муниципалитета, то уж и тем более. И все они оказываются неплательщиками, все они “систематически нарушают договорные обязательства”, “позволяют себе не платить за свет, воду, тепло”.

Что остается делать несчастным энергосбытовым компаниям? Отключать энергию, ведь “к сожалению, условия рыночной экономики диктуют жесткие правила игры, которым энергетики вынуждены подчиняться”. После этого осталось только провозгласить в качестве официальной государственной идеологии социал-дарвинизм и спокойно наблюдать, за “борьбой за существование”, уже не прикрываясь риторикой социального государства.

А профсоюзы? Профсоюзы это как бы и не затрагивает. Это же не социальное страхование и не зарплата, которая, к слову сказать, на коммунальных предприятиях мало того что низкая, так еще и задерживается...

Александра ПЕТРОВА
Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Новости Партнеров
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

"Солидарность" - свежие новости



Новости СМИ2