23 августа известный экономист и политик, депутат Госдумы РФ Сергей ГЛАЗЬЕВ представил публике свою новую книгу “Благосостояние и справедливость: как победить бедность в богатой стране”. Издание построено в форме ответов ученого на многочисленные вопросы, заданные ему в письмах и во время встреч с жителями различных регионов России. Книгу можно условно разделить на две части: в первой разбирается, что с нами происходит и кто виноват, во второй - ответы на вопрос “что делать?”, взятые из социально-экономической программы народно-патриотических сил. В целом совокупность рецептов укладывается в старую формулу: отнять у богатых и разделить среди всех.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
На презентации книги Сергей Глазьев обозначил целью данного труда “освобождение общественного сознания от мифов”, внедренных в него идеологами и пропагандистами либеральных реформ, и распространение взамен “народно-патриотической программы социально-экономического развития”. Эту задачу он сравнил с расчисткой мусора перед постройкой нового, современного здания.
“В то время как народ пытается хоть как-то выжить, “элита” для реализации своих планов прикрывается эклектичной мифологией на базе примитивного ультралиберализма, - объяснил экономист. - Книга должна объяснить каждому, что происходит в стране... Я в целом старался быть оптимистичным, хотя при нынешней социально-экономической политике правительства особых поводов для этого нет”.
Говоря о демографических проблемах, Глазьев отметил тот факт, что он до сих пор является одним из руководителей приснопамятного Конгресса русских общин, и предъявил “очень серьезные претензии” как к нынешнему миграционному законодательству в целом, так и к “саботажу и произволу” чиновников МИДа, МВД и подобных им ведомств. Они препятствуют возвращению русскоязычной “диаспоры” на историческую родину, а ведь русский народ, по словам Глазьева, “отвечает не только за себя, но и за всю страну”.
Приметив господствующую в обществе эпидемию апатии и безверия, докладчик в числе главных причин демографического кризиса обозначил именно “утрату людьми веры в будущее, отсутствие жизненных перспектив, потерю смысла жизни” и поразился цинизму нынешней власти. “Господин Касьянов... заявил, что главная цель бюджетной политики правительства - сокращение непроцентных расходов. Более абсурдное утверждение трудно придумать, - подметил экономист. - Оказывается, задача правительства - не обеспечение социальных гарантий и не создание условий для развития, а сокращение расходов на все эти цели, которые, на самом деле, являются инвестициями в будущее страны”.
Отвечая на вопрос о безработице, Глазьев с горечью сказал: “У нашей безработицы не только женское, как принято считать, но и молодое, красивое, образованное лицо. Ведь сегодня половина выпускников вузов не устраиваются по специальности. Большинство “новых бедных” - люди со средне-специальным либо высшим образованием... Нашим правителям образованные люди не нужны... Это - “экономика трубы”... Будут ли возвращены народу природные богатства? Это уж как сам народ пожелает. Нами, народно-патриотической программой социально-экономического развития, все для этого подготовлено”.
Далее Глазьев рассказал про долгое и плодотворное сотрудничество с единомышленниками (академик РАН Дмитрий Львов, физик Жорес Алферов, юрист Олег Кутафин) в рамках образованного в июне Комитета в защиту прав граждан России на общенациональные природные богатства. (Подробнее о сем комитете и его идеях справедливого распределения сверхприбыли от эксплуатации природных ресурсов - см. “Солидарность” № 22, 2003.)
Депутат Госдумы коснулся также кадровой проблемы: “В президентском послании Федеральному собранию много говорится о нехватке квалифицированных управленческих кадров. Я был шокирован этим утверждением!” - признался экс-министр гайдаровского правительства. И пояснил, что подобным образом просто прикрывается порочная практика, когда в руководстве страны происходит тасование колоды одних и тех же политиканов, а патриотически мыслящих интеллектуалов и практиков всячески зажимают. “У нас сейчас министр финансов не имеет финансового образования, министр экономики - экономического и так далее, - с усмешкой объявил Глазьев. - Мы видим самое некомпетентное правительство в истории страны!”
В продолжение темы лектор огласил взволновавшее аудиторию предложение “пороть (и в прямом смысле, и экономически) тех чиновников, которые нарушают законы”. Правда, уточнил, что порка несет в себе “гражданский” смысл: “Кроме политической ответственности власти, должна применяться и уголовная, и административная. Необходимо применительно к чиновникам отказаться от презумпции невиновности” (выделено мной. - В.Б.). При этом, по Глазьеву, затрудняться сбором доказательств не следует: “Если, скажем, Минфин принимает решение о нецелевом расходовании бюджетных средств, о провозе контрабанды, о выделении огромных кредитов, - зачем доказывать, что чиновник брал взятку? Ведь это практически невозможно доказать!” В качестве аргументации последовали наиболее чудовищные примеры антигосударственной деятельности российских верхов (приватизация Чубайса, залоговые аукционы Коха, дефолт Кириенко) с указанием того, что “в любой уважающей себя стране эти люди получили бы пожизненное заключение”.
ПРЕОДОЛЕНИЕ
“Если сравнивать нашу нынешнюю жизнь с жизнью в СССР, то следует констатировать кратное снижение показателей”, - сообщает Глазьев в своей книге, - а “нынешний ВВП России составляет только треть ВВП бывшего СССР”. Но, указывая там же, что “население России в два раза меньше, чем население СССР в конце 1980-х годов”, скромно умалчивает о соотношении населения России (то есть РСФСР, а затем РФ) и населения остальных 14 союзных республик (в том числе демографически “заминированных” Закавказья и Средней Азии) в советский и постсоветский периоды.
Разобравшись с тем, что с нами происходит и кто виноват, Глазьев переходит к народно-патриотической программе социально-экономического развития.
“Чтобы оживить производство и обеспечить рост инвестиций, необходимо изменить макроэкономический климат”, - пишет Глазьев и предлагает снизить процентные ставки по кредитам “до приемлемого для промышленных предприятий уровня”. А также принять госпрограмму санации и оздоровления коммерческих банков для “трансформации сбережений в производственные инвестиции”. Для прекращения оттока капиталов требуется “создание комплексной системы валютного, таможенного и налогового контроля, кардинальное повышение действенности санкций в отношении нарушителей” вместе с мерами по “дедолларизации российской экономики”. Что неминуемо “позволит рублю занять положение основной резервной валюты в СНГ, а также в других государствах, ориентирующихся на российский рынок”. После чего, полагает Глазьев, произойдет “устранение ценовых диспропорций, образовавшихся вследствие многократного завышения цен на энергоносители, сырьевые товары, продукцию естественных монополий”. Стержнем внешнеэкономической политики станет “защита национальных интересов, интересов отечественных товаропроизводителей”.
Для исцеления экономики от хаоса необходимо “ввести в практику прогнозирование и индикативное планирование социально-экономического развития. Оно должно вестись по нескольким циклам: годовому, пятилетнему и пятнадцатилетнему”. Причем планы должны “разрабатываться с участием ученых, трудовых коллективов, деловых кругов, представителей крупных корпораций и ассоциаций товаропроизводителей”, а решающее слово должен сказать народ: процедура разработки “будет предусматривать поиск общенационального согласия в отношении приоритетов социально-экономического развития страны и опираться на работу институтов социального партнерства”. Так что песня долгая.
В налоговой системе союзник коммунистических движений предлагает ориентироваться на опыт вражеских западных стран, где доходы богачей облагаются прогрессивным налогом. Жизненно необходимо и “снижение бремени налогообложения малого бизнеса”, первый шаг в направлении которого - упрощенная система налогов.
Национально-патриотической программой определены и приоритетные направления развития промышленности, которые “сочетают высокий потенциал роста на мировом рынке и достаточный уровень конкурентоспособности”: атомная энергетика, ракетно-космический комплекс, микроэлектроника, конверсия наукоемкой промышленности, гражданское авиастроение, модернизация оборудования электростанций и систем управления железнодорожным движением, продукция высоких технологий, развитие транспортных узлов, биотехнологии, жилищное строительство и информатика.
Говоря о стимулировании притока инвестиций, Глазьев, готовый “уже сейчас утроить объемы инвестиций”, утверждает: “Деньги в стране есть”, нужно только “перенаправить денежные потоки”, а “на это требуется политическая воля”. Каковой нынешняя власть у себя не выработала.
Речь, конечно же, идет и о спасении российского села: “вернуть государственную поддержку сельскому хозяйству”, принять ряд мер, чтобы “демонополизировать продовольственный рынок, положить конец произволу организованной преступности, хозяйничающей здесь”. Параллельно государство обязано “контролировать цены монополистов - переработчиков сельхозпродукции”. Естественно, “государство должно подумать и о социальной жизни на селе” и выработать в результате дум целевую программу восстановления социальной инфраструктуры села.
Для возрождения и развития нашей лесопромышленности должна быть создана ценная финансово-экономическая база. Прежде всего, нужен “обновленный Лесной кодекс”, а также мощные инвестиции для “обновления фондов лесоперерабатывающей промышленности, износ которых превышает 70%”. Следует непременно добиваться “восстановления льгот по уплате налога на прибыль, если предприятие инвестирует полученную прибыль в производство”. В решении проблем воспроизведения лесных запасов Глазьев ведущую роль отводит региональным властям, коим следует “установить свои правила эксплуатации лесных ресурсов”. Благо, пока еще можно (так что необязательно и принятия программы дожидаться).
Чтобы добиться эффективности внешнеэкономической деятельности, надо “защитить внутренний рынок от недобросовестной конкуренции со стороны импортеров, одновременно повышая конкурентоспособность отечественного производства, содействовать продвижению отечественных товаров”. А вот “вступление в ВТО для России не выгодно. Как говорится, овчинка выделки не стоит”.
Жизненно необходимо вернуть, наконец, достоинство труду: “Рост бюджетных расходов на зарплаты является необходимым условием для роста зарплат во всех отраслях... Бюджет можно значительно расширить без всякого ущерба для экономики России”. Согласно излагаемой в книге программе, это позволит добиться: в первые два года ее реализации - удвоения реальной зарплаты, в последующие три года - ее устойчивого роста “не менее чем на 20% в год”.
Для того чтобы люди сохранили право на жилье и землю, требуется организовать “предоставление бесплатного жилья нуждающимся категориям населения” и радикально расширить реестр имеющих “возможность получить льготный кредит на приобретение жилья”. Что касается прав землепользования - “земля является общенародным достоянием, - указывает Глазьев. - А потому отношения землепользования должны в полной мере регулироваться государством”.
Обеспечить главное право человека - право на жизнь, призван продекларированный в программе “вывод из тени всей экономики и кардинальное повышение законно получаемой гражданами оплаты труда”. Для защиты детей и укрепления семьи изготовители программы изыскали “источники наполнения бюджета, которые позволяют увеличить на 1 млрд. рублей расходы на профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”, а также на льготы ветеранам и инвалидам, на здравоохранение и образование.
Реально ли вернуть сбережения граждан, пропавшие в ходе реформ? Вполне, дает ответ книга: достаточно лишь выполнить принятое “еще при Ельцине” решение Конституционного суда, “по которому правительство обязано восстановить вклады населения”.
В общем, труд удался, полагает автор, часто слышавший упреки от людей (мол, пишет наукообразно и непонятно). А конкретику и методику придется поискать в других книгах.
Вадим БАРАБАНОВ
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте