Top.Mail.Ru
Политэкономия

От денег - один вред!

Министр финансов Алексей КУДРИН решил временно переквалифицироваться в преподавателя. И прочесть цикл лекций “Экономика современной России” студентам Высшей школы экономики. Всего глава Минфина планирует провести четыре занятия, по итогам которых студенты сдадут ему зачет.

На фото - министр принимает экзамен у студента ВШЭ. 2006 год. ИТАР-ТАСС

Первую лекцию “Основные направления денежно-кредитной политики” Алексей Кудрин провел 21 февраля. Главный посыл ее в том, что деньги из экономики следует откачивать еще более усердно, а увеличивать социальные расходы и траты на модернизацию промышленности и инфраструктуры нельзя, ибо это разгонит инфляцию. То есть вся политика Кудрина сводится к борьбе с укреплением курса рубля и пресловутой стерилизации денежной массы. В ходе лекции министр де-факто признал неспособность своего ведомства и правительства в целом к сколь-нибудь компетентному и обоснованному прогнозу...

МАСЛО ПОРТИТ КАШУ?

Началось с того, что студентам и журналистам пришлось ждать преподавателя 50 минут. Опоздание лектор объяснил тем, что ему пришлось представлять нового главного налоговика коллективу министерства, а затем четверть часа стоять в пробке, после чего “25 минут по морозу идти сюда пешком”. Далее, без всякого перехода, Кудрин удалил снимающих журналистов из зала, а пишущим разрешил остаться (“раз уж этого избежать нам не удастся”), призвав их “вести себя как студенты”.

Основной проблемой нашей экономики Кудрин назвал “очень сильное влияние доходов от экспорта нефти и газа” и хроническую зависимость всего хозяйства от сырьевых отраслей промышленности. Пока благоприятные условия для развития заключаются лишь в высоких ценах на сырье. Как сообщил Кудрин, о возросшей зависимости экономики от сырьевого экспорта говорит статистика: “За последние пять лет доля ТЭК (топливно-энергетического комплекса. - Прим. В.Б.) в экспорте выросла с 51,2% до 63,3%!” При этом в последнее время цены на нефть падают и, по прогнозу Кудрина, будут падать дальше. Что столь же плохо, как и их неконтролируемый рост: “Очень трудно спланировать цену на нефть, ее скачки и падения абсолютно непредсказуемы, курс доллара тоже меняется сильнее, чем мы ожидаем”, а из-за всего этого “очень трудно предсказать и движение капиталов, и поведение инвесторов”, и даже “темпы роста золотовалютных резервов” ЦБ. Так что “наша зависимость от совершенно случайных и непрогнозируемых факторов” становится критической.

“Нужна диверсификация (разностороннее развитие. - Прим. В.Б.) нашей экономики и преодоление ее сырьевой направленности!” - провозгласил министр, после чего разговор о том, как нам разнообразить экономику, свелся к краткой дискуссии с Германом Грефом. Де-факто Кудрин признал, что диверсификацию экономики ускоренными темпами не провести и ждать каких-то больших скачков бесполезно. Но, как известно, Греф предполагает, а всероссийская бухгалтерия (Минфин) располагает. Так, Греф не прочь помечтать о диверсификации. Скажем, попробовать разработать некие меры для приоритетного развития несырьевых секторов, стимулировать конкуренцию в приоритетных отраслях, попытаться развить инфраструктуру... Тут-то его и осаживает Кудрин: “еще не пришло время тратить - нужно больше сберегать и лучше контролировать денежную массу”. Сперва надо создать “благоприятную среду для развития экономики и бизнеса в целом”. В его понимании это означает неустанно бороться с инфляцией, противодействовать укреплению курса рубля и выводить лишние деньги из экономики, хороня их в золотовалютных резервах Центробанка и Стабфонде: “Правительству необходимо сделать количество денег адекватным товарному обороту в стране, то есть стерилизовать денежную массу, изъяв часть денег из обращения”. По мнению Кудрина, укрепление курса рубля “снижает нашу конкурентоспособность и не дает расти производительности труда”; оно “хорошо только для населения, у которого зарплата растет в долларовом выражении, но пагубно для предприятий, поскольку не позволяет снижать собственные издержки производства”.

“Допуская инфляцию и больше тратя сейчас, мы подрываем наше будущее, наши шансы построить современную инновационную экономику!” - заявил Кудрин. Именно задачу обеспечения низкой инфляции он поставил во главу угла, заявив, что правительство должно сделать борьбу с инфляцией краеугольным камнем всей экономической политики. Тогда как сейчас оно упустило инфляцию, потому как, оказывается, на первое место ставит другие задачи, прежде всего повышение расходов на социальные нужды и оборону. Кудрин предложил стратегию, которую он называет “таргетированием инфляции” (это означает, что государство политической целью ставит снижение инфляции, под которую подстраиваются все остальные экономические показатели”). “Мы пока, к сожалению, еще не перешли к такой политике, но перейдем!” - пообещал Кудрин.

“ДЕНЕГ НЕ ДАМ”

Так зачем нужен Стабфонд и что будет с нашими (и не только нашими) деньгами? Вокруг этих двух больных тем и шел разговор. Прогноз по курсам валют Кудрин дал следующий: “Доллар будет падать и дальше, вопрос - как быстро”. Причины падения Кудрин видит в политике Федеральной резервной системы США (американский центробанк, напрямую не подконтрольный государству) в последние годы: “США девальвируют доллар, чтобы поддержать конкурентоспособность своих товаров относительно других стран”. Ждать ли и нам девальвации рубля, раз “это работает” у них, министр не уточнил.

Кудрин убеждал слушателей, что нужно пополнять Стабфонд куда более активно, чем сейчас. Где он хранится и куда его средства вложены, министр не разъяснил, указав лишь, что “эти деньги как бы выведены из обращения, из экономики, и не тратятся”. Министр твердил все ту же многолетнюю мантру: Стабфонд для России - подушка безопасности на случай, если цена на нефть сильно упадет, плюс он обеспечит защиту нашей экономики от незапланированной инфляции и нежелательного укрепления национальной валюты. Лектор заявил, что из-за высоких цен на нефть и непоследовательной политики ЦБ “денег в экономику приходит больше, чем требуется”, да и правительство все предшествующие годы “не справлялось со стерилизацией денежной массы” в полной мере. “Результатом что было? - вопросил Кудрин и сам же ответил: - Избыточное укрепление рубля и более высокие темпы инфляции, чем мы планировали”. Впрочем, это повторяется из года в год - и планируют, и считают все по-разному (Минэкономики так, Росстат эдак), оттого и разнобой: “С прогнозом инфляции правительство все время ошибалось”. Как сообщил Кудрин, сейчас денег в российской экономике вроде бы мало (“показатель монетизации экономики у нас - 26,4%”, что почти втрое меньше, чем в благоустроенных государствах). Но когда их много, это еще более вредно: “Если допустить большую монетизацию, то эти деньги не будут востребованы экономикой и выльются в инфляцию”.

“Количество денег в экономике мы контролируем плохо, денежную массу надо стерилизовать более жестко”, - с нажимом повторил Кудрин. И пояснил, что саботаж происходит из-за всеобщего “желания побольше потратить за счет доходов, полученных от продажи сырьевых ресурсов. Все соревнуются, всем хочется потратиться на повышение зарплат, пенсий, на любые цели... Однако создание основ для построения инновационной экономики - это более важная задача, чем даже недострой некоторого количества дорог, например”. О недоплате некоторого количества пенсий и зарплат Кудрин специально говорить не стал, но из контекста это и так понятно. А в нынешнем правительстве, знаете ли, слово Кудрина - почти закон.

Вадим БАРАБАНОВ
Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Новости Партнеров
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

"Солидарность" - свежие новости



Новости СМИ2