На X заседание координационного совета 15 марта собрались участники Хризотиловой ассоциации, объединяющей свыше 40 предприятий из России и стран СНГ, производящих и потребляющих асбест. Присутствовали не только руководители этих предприятий, но и профсоюзники.
Главным вопросом обсуждалось противодействие антиасбестовой кампании, в последние годы вышедшей за пределы Европы. В результате нее сегодня в полный рост встала угроза не только потери десятков тысяч рабочих мест на предприятиях, связанных с асбестом, но и ощутимого удара по российской экономике. А между тем многие считают, что истоки антиасбестовой кампании - не в сфере здравоохранения и экологии, как заявляется официально, а в сфере финансовых интересов транснациональных корпораций по производству дорогостоящих заменителей асбеста.
МИНЕРАЛ МИНЕРАЛУ РОЗНЬ
Антиасбестовые “крестовые походы” в западных странах начались много лет назад и в разные годы продолжались с различной степенью интенсивности. Началось все с того, что в послевоенной Европе асбест активно применялся в строительстве и ряде отраслей промышленности, в частности его напыляли на металлоконструкции для теплоизоляции. Такая технология приводила к тому, что строители вдыхали огромные дозы асбестовой пыли. В результате возросло число заболеваний, связанных с ее воздействием. Использование асбеста во многих странах запретили, как только стало известно о его болезнетворном воздействии.
С введением этих запретов Россия стала мировым лидером по экспорту асбеста и асбестосодержащих изделий. Дело в том, что у нас никогда не использовался амфиболовый асбест, как это было на Западе; здесь его просто не добывают. В России, по большей части на Урале, используют гораздо менее вредный вид асбеста - хризотиловый. До запретов во многих странах речь шла лишь о мерах безопасности во вредных условиях труда при добыче и обработке этого минерала. Но постепенно на волне общеевропейской истерии хризотил был поставлен в один ряд с амфиболом и объявлен опасным для здоровья и жизни трудящихся. На международном уровне стали раздаваться требования запретить всякое использование асбеста вообще.
Официальную позицию по этому вопросу правительство России обнародовало в 1998 году. В постановлении отказ от использования хризотилового асбеста признан “излишне поспешным, необоснованным, не имеющим достаточных медико-биологических обоснований и могущим повлечь за собой серьезные негативные последствия для экономики целого ряда стран”. Российская Федерация поддержала положения соответствующей Конвенции МОТ и признала, что соблюдение требований охраны труда при использовании хризотила “гарантирует безопасность его применения для людей и окружающей среды”. При этом предлагалось провести совместные с другими странами исследования и принять “согласованные решения, продиктованные заботой о благополучии людей”.
ХИМИОТЕРАПИЯ
В конце 90-х специалисты программы МОТ по безопасности и охране здоровья на рабочем месте считали, что асбест использовать можно при условии хорошего контроля процессов его добычи и обработки. А сейчас они заявляют, что, по их подсчетам, вредный минерал повинен в ста тысячах человеческих смертей в год. При этом основные аргументы против него строятся на данных по использованию амфиболового асбеста.
На защиту хризотила встал ОАО “НИИпроектасбест” - единственный в России отраслевой институт, выполняющий научные исследования в области изучения месторождений асбеста и его применения. “НИИпроектасбест” аккредитован в качестве независимого испытательного Центра асбеста в системе сертификации ГОСТ Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии. Институт является: членом-корреспондентом Международной группы по безопасному использованию волокон асбеста (МГБВ); базовой организацией метрологической службы по предприятиям асбестовой промышленности; Центром экологических проблем асбеста, аккредитованным Госстандартом России в системе аналитических лабораторий. Кроме того, он является базовой организацией Хризотиловой ассоциации. Специалисты института среди прочего оценивают соответствие показателей качества хризотилового асбеста требованиям национальных и международных стандартов. Институт находится в городе Асбесте Свердловской области, где ОАО “Ураласбест” добывает большую часть российского асбеста.
По результатам проведенных “НИИпроектасбестом” исследований, смертность в Асбесте, а также заболеваемость от новообразований, вызываемых воздействием асбеста, не превышает среднего уровня по России. В результате многолетних научных исследований установлено, что руда Баженовского месторождения асбеста хризотилового и продукция “Ураласбеста” не содержат волокон амфиболовых асбестов, в том числе крокидолита, амозита, антофиллита, тремолита, актинолита, родусита. Этот вывод подтвердили и результаты исследований, проведенных совместной группой ученых России, Финляндии и США по программе международного сотрудничества. О том же говорит и опубликованная позиция по проблеме асбеста Российской академии медицинских наук и Хризотиловой ассоциации.
Ученые объясняют, что хризотил - часто встречающееся в природе вещество, которое обнаруживается почти в двух третях земной коры. В зависимости от региона и независимо от какой-либо человеческой или промышленной деятельности каждый индивидуум вдыхает от 10 до 15 тысяч асбестовых волокон ежедневно и пьет воду, содержащую от 200 тысяч до 2 млн волокон в каждом литре, без какого-либо вреда для организма. Таким образом, волокна хризотила являются естественным спутником человека на протяжении всей жизни, и организм приспособился сосуществовать с ним.
Антиасбестовую позицию официально занимает Международная федерация строителей и деревообработчиков (BWI). Любопытно, что в нее входит Профсоюз строителей России, который имеет противоположную точку зрения. Так, член исполкома BWI, председатель Профсоюза строителей России Борис Сошенко, выступая в декабре на заседании BWI, заявил:
- Да, хризотил входит в классификацию опасных веществ. Наряду с сотнями других и намного более опасных, которые, тем не менее, в настоящее время широко используются в промышленности. Как насчет кадмия, ртути, мышьяка? Как у нас обстоит дело с древесной и стеклянной пылью? Они - безопасны? Или дело в том, что некоторые немецкие, французские и бельгийские компании сильно вложились в производство материалов - заменителей хризотила: арамида, керамических и стекловолокон - и теперь полагают, что настало время расширяться?
ЦЕНА ВОПРОСА
Мнение о том, что антиасбестовую кампанию возглавляют производители дорогостоящих заменителей асбеста, широко распространено среди российских производителей хризотила. Столкнулись финансовые интересы, и не только компаний, но и стран. При отказе от производства хризотила пострадают не только работники добывающих и обрабатывающих предприятий, но и экономика России и стран СНГ, производящих и активно использующих хризотил.
Хризотиловая промышленность России - это три асбестодобывающих комбината и более 30 предприятий, в продукции которых в качестве одного из основных компонентов используется хризотиловый асбест. Запрет на использование хризотила стал бы крахом для них: их трудящиеся пополнят ряды безработных, семьи лишатся материальных источников существования, города не досчитаются миллионов рублей налоговых платежей.
При этом Минэкономразвития почему-то заняло философскую позицию непротивления, говорят профсоюзники. Многие видят причину такой пассивности в том, что производители альтернативных теплоизоляционных материалов используют всевозможные рычаги воздействия для полного запрета асбеста.
Для профсоюзников вопрос звучит по-другому: не станет ли более опасным для трудящихся полный запрет асбеста, чем его дальнейшее использование? Пленум ЦК профсоюза строителей принял резолюцию по контролируемому использованию хризотил-асбеста. Борьбу за хризотил поддержали 18 областных федераций и десять базовых отраслей профсоюзов. В резолюцию “Об охране труда и экологии”, принятую VI съездом ФНПР, по инициативе профорганизации “Ураласбеста” включен абзац с требованием к правительству России о скорейшей ратификации Роттердамской конвенции. (Конвенция касается процедуры предварительного обоснованного согласия в отношении отдельных опасных химических веществ и пестицидов в международной торговле.) По мнению профсоюзников, этот шаг должен избавить российский хризотил от опасности запрета.
В соответствии с Роттердамской конвенцией государство-экспортер должно уведомить импортирующую страну о том, что то или иное опасное химическое вещество, содержащееся в экспортируемой продукции, запрещено как вредное для здоровья людей и окружающей среды. Сегодня в списке таких химических веществ более 30 наименований. Решение по каждому наименованию принимается консенсусом, без голосования.
В октябре 2006 года на встрече государств-участников Роттердамской конвенции в Женеве обсуждался вопрос о внесении в “черный список” хризотил-асбеста, но пока не был поддержан. Из всех химических веществ, занесенных в список, асбест - единственный, который добывается промышленно в экономически выгодных объемах.
Однако опасность запрета все же остается: Россия не является участником конвенции и может присутствовать на встречах только как наблюдатель. Сейчас получается, что вопрос об использовании асбеста решают страны, в которых асбест не добывается и почти не используется. Украина и Казахстан уже ратифицировали конвенцию, а Россия все топчется в нерешительности...
ГОРОД И МИНЕРАЛ
До 1933 года город Асбест был поселком и звался Куделькой. Название произошло от старинного названия асбеста на Урале - каменная кудель. Поселок был основан в 1889 году в связи с началом разработки крупнейшего в России Баженовского месторождения хризотил-асбеста. С другим народным названием асбеста - горный лен - связана одна из уральских легенд о том, как предприимчивый горнопромышленник Демидов подарил скатерть из асбеста Петру I. Угощая на ней царя, он якобы случайно пролил на белоснежную кружевную ткань вино. Затем на глазах изумленного Петра Демидов бросил скатерть в огонь: пятно исчезло, а скатерть осталась невредима.
В другой легенде асбест называют шерстью саламандры - загадочной ящерицы, якобы живущей в огне. С греческого “асбест” переводится как “неугасимый”, а хризотил - “тонкий золотой волос”. Хризотил-асбест - единственный из минералов, имеющий тонковолокнистую структуру. Поэтому из него не только ткали салфетки и скатерти, но и вязали перчатки и изготавливали одежду для рабочих металлургических заводов, не горящие в огне. И сейчас хризотил-асбест используется для изготовления защитной химически- и термостойкой спецодежды.
Естественно, что главной достопримечательностью города является асбестовый карьер, изогнутый в виде подковы. Его протяженность - 11 км, ширина - более 2,5 км, а глубина - до 350 м. Общая площадь, занятая горными работами, составляет 90 кв. км. Из более чем 100 тысяч человек, проживающих в городе, свыше 10 тысяч работают на ОАО “Уральский асбестовый горно-обогатительный комбинат”.
ОАО “Ураласбест” - одно из крупнейших и старейших предприятий мира по производству хризотилового асбеста и стройматериалов. Оно работает на базе Баженовского месторождения, запасов которого, по подсчетам, хватит еще не менее чем на 150 лет. В год предприятие производит свыше 450 тысяч тонн хризотил-асбеста - это 24% асбеста в мире и 60% в РФ. Половина производимого продукта отправляется на экспорт в дальнее зарубежье.
Большинство объектов социальной сферы были построены за счет средств комбината: жилье, детсады, котельные, очистные сооружения, лечебные учреждения, источники водоснабжения, спортзалы и стадион. В конце 1990-х объемы производства асбеста снизились, что было вызвано общим кризисом российской экономики и введением запретов на использование асбеста в большинстве европейских стран в результате антиасбестовой кампании. И все-таки “Ураласбест” избежал массового увольнения работников. На комбинате реализуется программа финансового оздоровления. С 2004 года предприятие не имеет задолженности в областной и местный бюджеты. Большую помощь городу Асбесту - в благоустройстве, телефонизации, газификации, водоснабжении - предприятие оказывает и сегодня, в пределах 3,5 - 4 млн рублей ежегодно.
На собственном балансе предприятие содержит санаторий-профилакторий и медико-санитарную часть, главной задачей которых является профилактика заболеваний и охрана здоровья работников. “Ураласбест” постоянно оказывает благотворительную помощь различным категориям людей и организациям. Так, многодетным семьям работников выделяется ежегодно более 700 тысяч рублей в виде социальной помощи. Ежегодно в производственных коллективах “Ураласбеста” получают профессиональную подготовку более 300 учащихся учреждений начального профобразования и более 200 студентов средних и высших учебных заведений. На оплату их труда направляется дополнительно около 2 млн рублей из фонда зарплаты. За заслуги в развитии промышленности стройматериалов комбинат был удостоен ордена Ленина, многократно признавался победителем всесоюзных и всероссийских соревнований, смотров, конкурсов.
Сегодня в профсоюзной организации ОАО “Ураласбест” - более 8,7 тысячи работников 18 предприятий и 6,7 тысячи ветеранов войны и труда. Сейчас профорганизация работает над приоритетной задачей - улучшением условий труда на предприятии. Действуют два международных стандарта - по экологии и по качеству. Над внедрением третьего - международного стандарта по охране труда - профком “Ураласбеста”, один из первых в России, сейчас работает. По мнению профсоюзников, это даст еще один плюс в борьбе с противниками асбеста.
ПРОФСОЮЗЫ И ХРИЗОТИЛ
В ноябре прошлого года был создан Международный альянс профсоюзных организаций “Хризотил”. В него вошли более 30 тысяч человек из 30 с лишним предприятий хризотилоцементной отрасли России и стран СНГ. На “острие копья” нового профобъединения - противодействие антиасбестовой кампании и защита интересов занятых в отрасли рабочих. По мнению инициатора создания альянса, профкома “Ураласбеста”, объединение сил даст возможность профсоюзу отстаивать свою позицию на всех уровнях власти и впоследствии позволит сохранить более 50 тысяч рабочих мест.
По словам председателя профкома ОАО “Ураласбест” Андрея Холзакова, некоторые российские профсоюзы, в частности Международная конфедерация свободных профсоюзов, очень активно участвуют в антиасбестовой кампании, возможно, ошибочно расценивая свои действия как заботу о здоровье трудящихся. И, как считает профлидер, дело наших профсоюзов - основываясь на научных данных, доказать, что контролируемое использование асбеста хризотилового безопасно для здоровья трудящихся и окружающей среды. Как подчеркнул Андрей Владимирович, помимо европейцев есть еще развивающиеся страны, в которых асбест нужен в строительстве, мелиорации, экономическом развитии. И таких стран гораздо больше...
Холзаков полагает, что совместная деятельность работодателя и профсоюза является воплощением в жизнь идеи социального партнерства в борьбе за рабочие места. Не хватает только поддержки государства, на которую они всерьез надеются. В августе прошлого года в Госдуме прошла встреча руководителей предприятий и профсоюзов с законодателями и представителями ряда министерств. Но пока в поддержку борьбы с антиасбестовой кампанией высказался только комитет ГД по экологии, и этого, как считает Андрей Холзаков, явно недостаточно.
25 - 26 апреля состоится Международная конференция “Профсоюзы и хризотил”, участие в которой уже подтвердили профсоюзы из девяти стран дальнего зарубежья и семи стран СНГ. Впервые встретятся вместе представители профсоюзов хризотиловой отрасли с разных концов земли: из Канады, Бразилии, России, Китая, Индии, Зимбабве...
- Мы соберемся, чтобы заявить протест тем людям, которые утверждают, что профсоюзы против асбеста, - так охарактеризовал цель конференции Холзаков. - Мы - члены профсоюза, и мы - за контролируемое использование хризотила.
Выступят с докладами люди, которые занимаются асбестовой проблемой не один десяток лет. Кроме сторонников асбеста, на конференцию приглашены и их оппоненты, представители Международной федерации работников строительства и деревообрабатывающей промышленности - флагмана борьбы против асбеста.
Уже подготовлен к принятию проект “Хризотиловой хартии”, целями которой заявлены: выражение и отстаивание позиций, опровергающих негативный подход к хризотилу; координация деятельности предприятий и организаций, заинтересованных в производстве хризотила; изучение и распространение прогрессивных технических решений, способствующих безопасному производству и использованию хризотила. Основными принципами деятельности считаются: уважение международных договоренностей, отсутствие дискриминации, открытость, точность информации.
“Хризотиловая хартия” заканчивается горячим воззванием к объединению: “Мы призываем всех, кто согласен с нашей позицией и нашими принципами, поддержать нас в борьбе за отстаивание прав трудящихся хризотиловой промышленности. Наша Хартия открыта для присоединения. Мы приглашаем организации, политиков и общественных деятелей к сотрудничеству на благо трудящихся всего мира!”
Марина ЮРШИНА
Фото автора
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте