Вместо красивой мечты о покупке завода “АВТОВАЗом” и развертывании производства, на “ИжАвто” разворачивается процедура банкротства, а долги по кредитам достигли 12 млрд рублей. Судьба предприятия может решиться 4 сентября на заседании Арбитражного суда.
Печально и обреченно простаивает автомобильный завод “ИжАвто”. Май, июнь, июль, август, - вот уже дело идет к сентябрю, а производство так и не запущено и в ближайшее время, кстати, этого здесь тоже не ожидают. В апреле “Солидарность” уже публиковала материалы, в которых сообщалось о возможности консервации предприятия и увольнении 5 из 5,5 тысячи работников. Профсоюзные лидеры республики Удмуртия просили власть обратить внимание на постепенное угасание “ИжАвто” (см. “Солидарность” № 13, 14, 2009).
К сожалению, с тех пор сбылись лишь самые мрачные прогнозы - завод законсервирован, а из 5,5 тысячи рабочих уволены уже около 2,5 тысячи - продолжение, безусловно, следует. Об этом говорят и в первичке, и в райкоме, и даже в республиканском управлении службы занятости. Так, заместитель председателя профкома “ИжАвто” Игорь Колесников заметил: “На сентябрь уже подписан приказ о продолжении простоя. Три дня рабочим идет оплата простоя (две трети от средней заработной платы), а два дня сотрудники “ИжАвто” отдыхают бесплатно”. Столь длительный перерыв в работе, разумеется, не мог не сказаться на финансовых возможностях предприятия, в связи с чем было принято решение о постепенном сокращении численности штата. Вот 24 августа и продолжился процесс выполнения плана, согласно которому сокращены будутоколо 2,5 тысячи человек.
- К увольнению на “ИжАвто” намечены 2407 человек. Количество уволенных уже составило 2247 работников. По сокращению штата уволены всего 209 человек, а по соглашению сторон - 2014. С 24 августа все увольнения шли только по сокращению штата. В службу занятости с того момента, как начались сокращения, обратились 1209 человек, на учете у нас состоят 952 человека, из которых безработными признаны 910. При содействии центра занятости на настоящий момент трудоустроены 170 человек, что, на мой взгляд, не так уж и мало. На заводе пока числятся около трех тысяч человек, - поделилась цифрами ведущий специалист-эксперт управления центра занятости Республики Удмуртия Татьяна Логинова. При этом общее число официально зарегистрированных безработных в Ижевске составляет 9850 человек.
По информации зампредседателя профкома, большей части работников, которые ушли по соглашению сторон, выплатили по три средних зарплаты - в среднем около 35 тысяч рублей. “Тем же, кто ушел по сокращению, компенсации идут согласно Трудовому кодексу. Так что я могу сказать, что все сокращения проходят строго по закону”, - добавил Колесников. Сокращения при этом коснулись всех специальностей, цехов и отделов. Не было отмечено и каких-то возрастных предпочтений, хотя из тех, кто недавно уходил по сокращению штата, примерно половина была пенсионного и предпенсионного возраста.
Что же привело “ИжАвто” в такое бедственное положение? Да все то же самое, о чем многократно говорилось в течение весны: банковские кредиты и неопределенность в отношении фигуры собственника завода. Долги предприятия, по данным Игоря Колесникова, составляют примерно 12 млрд рублей. Из них около 7 млрд “ИжАвто” должен держателю контрольного пакета акций завода - Сбербанку. “Остальной долг принадлежит другим пяти-шести коммерческим банкам”, - отметил он.
А что касается собственника, то завод, по словам Колесникова, “висит в воздухе”. Долгое время ходили столь же упорные, сколь и бесплодные слухи о покупке “ИжАвто” “АВТОВАЗом”. Голубыми мечтами об этом жили все работники завода, включая руководство. С приходом на завод “АВТОВАЗа” ожидался и приход иностранного гостя - автомобильного концерна Renault. “О переговорах с “АВТОВАЗом” сейчас я даже и не слышал, а французы, помнится, приезжали к нам весной, и им очень понравился завод. Но с тех пор от них тоже нет никаких вестей”, - рассказал зампредседателя первички.
- Мы ведь уже просчитали все - нам бы взять у “АВТОВАЗа” “семерку”, продолжить производство нашей “четверки” и вдобавок взять их фургончик - эти три модели теми силами, которые у нас сейчас остались, мы смогли бы выпускать как минимум два года. Но, к сожалению, нас не поддержали, - заметил Колесников.
Кстати, о поддержке. Напомним, весной коллектив завода обращался с соответствующими письмами к президенту Медведеву и премьер-министру Путину. Результат таков: “Медведев передал дело в Министерство промышленности и торговли и попросил “разобраться по автозаводу”, - пояснил профлидер.
С корейской компанией Kia у “ИжАвто” в кризисные времена сотрудничество также не заладилось: “Они заломили такие цены за один машинокомплект, что с ними решили вообще больше не работать. Производство Kia для завода было бы просто убыточным - мы уходили в минус на две тысячи долларов с каждой произведенной единицей”, - прокомментировал Колесников.
Итогом этих многочисленных “не заладилось” стал долг в 12 млрд рублей, закрытое производство, сокращение половины персонала и - процедура банкротства “ИжАвто”. 4 сентября должно состояться заседание Арбитражного суда, на котором будут присутствовать представители всех кредиторов, и на котором, возможно, решится дальнейшая судьба завода.
- Когда мы увидели в новостях, что “АВТОВАЗ” сливается с КАМАЗом, у нас пропала последняя надежда на то, что “АВТОВАЗ” купит наше предприятие. Теперь все будет зависеть от того, как договорятся кредиторы и что решит суд. Есть два основных варианта. Вводится внешнее управление, сокращения продолжаются, имущество продается с молотка и идет на оплату долгов. Либо банки замораживают текущие долги и открывают заводу кредитную линию. Нас, конечно же, интересует второй вариант, - прокомментировал ситуацию председатель рескома всероссийского профсоюза работников оборонной промышленности Григорий Черных.
По его словам, переговоры о реализации второго варианта и предоставлении кредита в настоящий момент идут с тем же Сбербанком. Вместе с тем, от решения Арбитражного суда 4 сентября будет в конечном итоге зависеть и дальнейшая судьба тех трех тысяч человек, которые до сих пор числятся на предприятии.
- Ситуация на заводе критическая. Люди ругают руководство, ругают нас, профсоюз, ругают власть - в общем, очень непросто. Сейчас, по имеющейся у меня информации, у “ИжАвто” еще остались какие-то запасы автомобилей, которые они продают - за счет этого пока удается оплачивать три дня простоя. Но эти деньги уже на исходе, а никакого решения по предприятию до сих пор нет. Те, кто находится на социальных работах, уже всю траву по три раза выкосили и все трубы покрасили - маются без дела. А те, кто уволился, ищут работу - на “Ижмаше”, который сам еле дышит, на “Нефтемаше”, где кое-какие вакансии есть, но по сути то же, что на “Ижмаше”, или едут в Елабугу - на заводе весь отдел кадров увешан объявлениями, туда зовут токарей и фрезеровщиков. Но всем, кто увольняется, в отделе кадров говорят, что сохраняют их адрес и телефон - если начнется работа, тут же позвонят, - рассказал Черных.
И напоследок немного законной рефлексии от заместителя председателя первички: “Я не понимаю политику государства! Какой-то Детройт российский делают под Санкт-Петербургом, когда у нас тут чистый красивый завод. Даже корейцы удивлялись, что у нас лучше машины делают, чем в Корее. Готовый завод - любая модель! Сборочный конвейер новый, покрасочные камеры новые...” Ну разве Колесников не прав?
Илья КАРПОВ
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте