Top.Mail.Ru
Политэкономия

Семь пар трусов на нос

Являются ли МРОТ и прожиточный минимум абстракцией или действенным экономическим инструментом?

Кто этот абстрактный человек, получающий минимальную зарплату? Женщина, имеющая неполное среднее образование и работающая в области сельского хозяйства или услуг. Предприятие, на котором она трудится, невелико и принадлежит государству. Она работает на полторы-две ставки, но доходы семьи все равно в два раза ниже средних. При этом с возрастом надежда на увеличение зарплаты становится все призрачнее... Об этом говорили на научно-практической конференции Института труда и социального страхования.

ПРОЖИТОЧНЫЙ МИНИМУМ ИЛИ СРЕДНЯЯ ЗАРПЛАТА?

На вопрос, есть ли у нашей экономики потребность в институте минимальной зарплаты, однозначного ответа по-прежнему нет. На конференции “Минимальная заработная плата: обоснование размеров, принципы установления и регулирования” Института труда и социального страхования (Минздравсоцразвития РФ), проходившей в рамках проекта российского гуманитарного научного фонда, о влиянии МЗП на экономику страны говорили и теоретики, и практики.

Валентин Карасев, руководитель департамента ВКП по вопросам защиты социально-экономических интересов трудящихся, отметил, что в странах СНГ минимальную зарплату стараются привязывать к прожиточному минимуму. В то время как в развитых странах минимальную зарплату в большинстве случаев исчисляют из средней. При этом ассортимент услуг и набор продуктов, входящих в потребительскую корзину, давно пора пересматривать. По мнению выступающего, нужны и законодательные изменения - в частности, ратификация ряда конвенций Международной организации труда.

- Прожиточный минимум я считаю вещью в корне неверной и экономически бессмысленной, - возмущался Роберт Яковлев, главный научный сотрудник управления заработной платы и доходов населения Института труда, - потому что нельзя в качестве регулятора здесь брать то, на что нельзя прожить. Сейчас зарплата на предприятиях формируется собственником по остаточному принципу, и все соглашения профсоюзов, что отраслевые соглашения, что коллективные договоры, носят по большому счету рекомендательный характер. Для кого у нас установлена минималка? Для жителей Астрахани? Камчатки? Не может в такой огромной стране быть единый МРОТ для всех. Чтобы у него был регулятивный смысл, МРОТ должен стать территориальным. При этом, если мы будем учитывать территориальные “минималки”, отпадет необходимость в районных коэффициентах - пережитке единой зарплатной системы СССР.

Такие же нарекания со стороны научного мужа вызвал и прожиточный минимум. По мнению Яковлева, прожиточный минимум непоказателен даже по территориям: “У нас есть понятие прожиточного минимума трудоспособного населения. То есть населения в возрасте от 16 до 60 лет. Неужели у шестнадцатилетнего и шестидесятилетнего одинаковые потребности? В итоге ПМ не показывает ничего. Наилучшим выходом будет отказаться от него. А минимальную зарплату исчислять в процентах от средней заработной платы”. Вызвало его неодобрение и включение в минималку компенсационных выплат. По его мнению, они должны выплачиваться отдельно. “А вообще минималку надо устанавливать только для тех, кто не является членом профсоюза, кто не вовлечен в систему договорных отношений. Для вовлеченных же я предлагаю минимальную заработную плату прописывать в коллективных договорах, причем она обязательно должна быть выше установленной государством”.

“ЗА” И “ПРОТИВ”

- Семь пар трусов - абстракция, но не для того, у кого этих трусов нет, - высказывались защитники МРОТ и ПМ. - Прожиточный минимум в нашей стране - это вопрос выживания.
Замдиректора института труда Валентин Роик отметил, что идея прожиточного минимума вовсе не глупа. Еще в 1795 году в Англии четверо судей приняли закон, согласно которому в том случае, если работник получает денег недостаточно для содержания семьи, работодатель или община обязаны доплачивать ему. Этот закон много критиковали, но его приняли все графства страны и отменили лишь через 80 лет.

Представитель Ростовской области также не согласился с тем, что МРОТ и прожиточный минимум не могут влиять на экономику. По его словам, после повышения МРОТ в области в два раза сократилось количество людей, находящихся за чертой бедности, а задолженности по зарплате, против всяких ожиданий, не выросли. Александр Щербаков, заместитель завкафедрой труда и социальной политики Российской академии госслужбы при президенте РФ, уверен, что рост МРОТ приводит исключительно к положительным тенденциям: “Давно доказано, что рост реальной зарплаты не повлияет на инфляцию. Сейчас доля зарплаты в конечной стоимости продукции неприлично низка. Ее нужно прописывать в колдоговорах. И государство как третья сторона социального партнерства должно само задавать планку для этой доли”.

Часть участников указывали на то, что МЗП давно отстает от прожиточного минимума, составляющего уже более пяти тысяч рублей. Хотя теоретически они должны как-то коррелироваться.
- Зачем нам единый прожиточный минимум? - задавались вопросом другие. - Если бы в Евросоюзе минималка была единой, не все страны вынесли бы такое бремя. Особенно те, которые только недавно стали членами сообщества. И включение компенсационных выплат в тариф - тоже ошибка. Теперь бюджетные организации не могут доплачивать “минимальщикам” - теперь за это ругают как за нецелевое использование средств.

По мнению Елены Кобзарь, преподавателя кафедры экономики труда и народонаселения Высшей школы экономики, значительный рост МРОТа вызовет побочные эффекты: переход к “черным” зарплатам, сокращение найма, сокращение штата, а в самых тяжелых случаях - банкротства: “Опыт Венгрии показал, что резкое повышение минималки привело к ухудшению положения на малых предприятиях. Следствие - недополученный рост экономики”. Также Кобзарь отметила, что МРОТ по соглашению сторон (коллективные договоры), как правило, выше государственного. По ее мнению, снизить негативное влияние резкого повышения минималки могут “более тонкие настройки экономики”.

Представитель Тверской области рассказал, что в бюджетной сфере резкий рост МРОТ привел к тому, что доплаты поглотили дифференциацию зарплат у сотрудников вплоть до седьмого разряда. В итоге, чтобы не унифицировать зарплаты сотрудников разной квалификации, в сфере соцзащиты решили отказаться от единой тарифной сетки и перейти на новую систему оплаты труда с 20 февраля этого года. В результате реформ минималку сейчас получают сотрудники, имеющие до третьего разряда включительно.

КТО ЭТИ ЛЮДИ?

Александр Чепкин, аспирант кафедры экономики труда и народонаселения Высшей школы экономики, стал фактически первым, кого заинтересовало, кто же эти люди, получающие минимальную зарплату, и почему они зарабатывают так мало? За рубежом это, как правило, молодежь, только пришедшая на рынок труда. И почти всегда уже через полгода они улучшают свое материальное положение.

Вот какой среднестатистический образ минимальщика складывается по результатам российского исследования, основанного на данных за 2002 - 2007 годы (до первого резкого повышения МРОТ с 1100 рублей до 2300 рублей). И что же говорит статистика? Что в исследуемые годы минималку получали от 1 до 4% трудящихся. В большинстве случаев это были люди с низким человеческим капиталом - от 19 до 38% из них (в зависимости от года) не имели полного среднего образования. Среди более высокооплачиваемого населения лиц с неполным средним образованием было от 5 до 12%.

Как правило, мало получали женщины (среди минимальщиков их было от 49 до 65%), и в первую очередь - работающие в сельском хозяйстве или сфере услуг. На промышленных предприятиях получающих МРОТ мало. Большинство низкооплачиваемых работников (60 - 61%), работают на госпредприятиях. При этом почти всегда это сектор малого и среднего бизнеса. Чаще всего такие люди работают официально и получают “белую” зарплату без доплат в конвертах.

Почему же они так мало получают? Может быть, у них проблемы со здоровьем? Нет, здоровье у минимальщиков не отличается по выборке от других категорий. Также нет отличий ни по семейному положению, ни по возрасту, что странно. Ведь в других странах люди получают мало, как правило, на “входе” и на “выходе” - на первой работе и перед выходом на пенсию. При этом говорить о том, что подобные тенденции совсем не прослеживаются в России, рано - доля недавно пришедших на рынок труда в исследуемой категории выше, чем среди более высокооплачиваемых работников. И при этом вероятность получения МЗП нелинейно увеличивалась с возрастом исследуемого.

Неверным оказалось предположение, что на минимальную зарплату соглашаются те, у кого нет особой необходимости в деньгах. Хотя супруг или супруга минимальщика в большинстве случаев получает больше, все равно доходы в пересчете на одного члена семьи оказываются вдвое ниже, чем по стране. Это бедные семьи. При этом средняя продолжительность рабочей недели для получающих МРОТ выше средней - 54 часа в неделю (44 часа для более высокооплачиваемых категорий). Это означает, что минимальщики часто берут полторы-две ставки в надежде улучшить свое материальное положение.

Как долго люди получают минималку? Вообще уже через год 56% исследуемых начинали получать больше минимальной зарплаты, 24% получали прежнюю зарплату, 4% становились безработными, а оставшиеся 16% переставали участвовать в рынке труда по различным другим причинам. По словам исследователя, ниже всего зарплатная мобильность у пенсионеров и жителей сел. В целом же возраст повышает вероятность получения МЗП, в то время как высшая квалификация и образование, а также долгий стаж на одном предприятии - понижают.

- Более высокая интенсивность труда среди получающих МЗП говорит об эффективности института минимальной заработной платы, - сделал выводы Александр Чепкин. - МРОТ гораздо эффективнее пособия по безработице мотивирует людей к трудовой активности. При этом не могу не отметить отрицательного воздействия резкого повышения МРОТ - фактически усилия людей по повышению квалификации для того, чтобы получать более высокую зарплату, были сведены на нет поглощением доплатами нескольких квалификационных разрядов. Таким шагом была срезана верхушка трудовых усилий.

МНЕНИЕ ПРОФСОЮЗОВ

Секретарь ФНПР Нина Кузьмина полагает, что МЗП по определению ст. 129 Трудового кодекса РФ отличается от МРОТ на величину стимулирующих и компенсационных выплат: “Стремление впихнуть в сумму 4330 рублей и стимулирующие, и компенсационные выплаты отмечается как в государственных учреждениях, так и (логичное следствие) среди работодателей-частников. Но когда работники обращаются в суд с исковыми заявлениями о недоначисленной зарплате, суды выносят (без лишнего шума) решения в пользу работников. Из-за этого во всех бюджетах с 2008 года увеличены “прочие расходы” - для выплат работникам зарплаты по решениям судов”. После получения нескольких сотен судебных решений (сейчас их несколько десятков) разночтения может снять Верховный суд.

По мнению профлидера, повышение МРОТ не может привести к негативным последствиям, а к “уравниловке в бюджетной сфере” привел скудный ФОТ. МРОТ же призван обеспечить определенный уровень жизни работающего человека. Сейчас он устанавливается на основании прожиточного минимума. “ПМ может обеспечить только “суженное воспроизводство” рабочей силы, - считает Нина Кузьмина, - то есть недовоспроизводство, если называть вещи своими именами, и по сути камуфлирует состояние деградации трудового потенциала страны. Пусть прожиточный минимум останется до поры базой социальной помощи, но МРОТ необходимо привязать к минимальному потребительскому бюджету, который больше прожиточного минимума (по имеющимся квартальным оценкам) в 2-2,5 раза и который способен обеспечить нормальное воспроизводство рабочей силы”. Сейчас минимальный потребительский бюджет равен средней зарплате, но пока нет постоянного роста зарплат, исчислять МЗП в процентах от нее бессмысленно. Одновременно надо адаптировать потребительскую корзину, на основе которой исчисляется ПМ, к современной структуре потребления.

Полина САМОЙЛОВА


Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Новости Партнеров
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

"Солидарность" - свежие новости



Новости СМИ2


Киномеханика