Пока заинтересованные стороны обсуждают, какой должна быть пенсионная система, и “корректируют стратегию”, правительство внесло в Госдуму целый пакет поправок к законодательству, которые палата уже одобрила либо планирует принять. Речь прежде всего идет об увеличении взносов в ПФР для самозанятых и организаций с вредными и опасными условиями труда. Их финансовое обеспечение уже прописано в проектах госбюджета и бюджета ПФР.
ДЕКЛАРАЦИИ И КОНСУЛЬТАЦИИ
На прошлой неделе правительственный проект Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы РФ до 2030 года стал главной темой обсуждения в экспертном совете комитета Госдумы по труду, соцполитике и делам ветеранов. Выяснилось, что в проекте вообще нет “законченных” предложений, как именно рассчитывать пенсию. Новой “пенсионной формулы” до сих пор нет и неизвестно, когда она появится...
Замминистра труда и соцзащиты РФ Андрей Пудов рассказал о законопроектных планах правительства, направленных на “практическую реализацию Стратегии”. Он сообщил, что основной массив “сопроводительных” законопроектов в Думу внесут не позднее июня будущего года. (Хотели продвинуть через парламент весь этот “пенсионный пакет” уже весной, но сроки перенесли, чтобы, по словам Пудова, “все сбалансировать”.) Замминистра сообщил и о некоторых “моментах дискуссии, которые позволят нам внести корректировки в проектную версию Стратегии там, где мы видим возможности ее корректировки”.
Назвав Стратегию “своего рода дорожной картой”, то есть рамочным документом, который надо обставлять массой законов и подзаконных актов, чиновник подтвердил, что в краткосрочной перспективе предусматривается законопроект по “сокращению накопительной пенсионной составляющей”. И что накопительная пенсия будет добровольной, но отменять ее никто не собирается: “По реформированию накопительного института у нас схожие позиции с профсоюзами в части того, что этот вид страхования должен быть добровольным”. По его словам, здесь будет некий переходный период, а уже с 2015 - 2016 года “застрахованным лицам планируется дать право выбора, участвовать ли своими средствами в “распределительной” системе или уже в добровольной накопительной”. Напомнив о поговорке “дьявол прячется в деталях”, замминистра открыл, что вся проблема - “в особенностях механизма перехода на добровольную накопительную систему”: он до сих пор не определен...
По поводу стажа и сроков приобретения пенсионных прав замминистра высказался в поддержку правительственного принципа “40 - 20 - 40 - 20” (если работник платит в течение 40 лет 20% своего заработка, то получит пенсию в размере 40% утраченного заработка в течение 20 лет после выхода на пенсию). Но отметил, что с учетом предложений президента этот принцип “будет корректироваться в сторону уменьшения требований к сроку стажа. Да, 35 лет - этот нормативный стаж в краткосрочной перспективе должен стать отправной точкой, с постепенным движением к более высоким пределам стажа”.
“Сбалансированный тариф” для “вредников”, пенсионеров-“досрочников” и организаций с опасными условиями труда, по словам Пудова, тоже возможен. “Предусматривается вариативность в среднесрочной перспективе для этого платежа через создание и развитие корпоративных пенсионных систем”, что позволит “в рамках солидарной системы формировать обязательства, равные для всех”. Возможность участия в корпоративных пенсионных планах (в том числе для страхования рабочих мест) тех “досрочников”, у которых пенсионные права уже сформированы, скорее всего, будет также предусмотрена. А дополнительный тариф для работодателей, имеющих вредные условия труда, “может быть встроен в систему корпоративного страхования - в форме соответствующего вычета”.
Ситуацию по тарифам страховых взносов с самозанятых Пудов охарактеризовал однозначно: “Принцип солидарности пенсионной системы, в соответствии с которым все должны свои права формировать соразмерно равности участия в этой системе, является определяющим”. Он заявил о необходимости переходить к единому тарифу для всех работодателей (с последующей отменой льгот по налогам и сборам, введенных для ряда категорий предприятий, прежде всего “инновационных”): бюджет должен “поддерживать нуждающиеся в этом отрасли и производства через систему прямых бюджетных перечислений, а не льготами по страховым взносам в ПФР, как сейчас”.
По словам чиновника, “принцип установления единого страхового тарифа для всех страхователей, с его поэтапным увеличением, в целом поддержан всеми сторонами”. Однако он не исключает, что с подачи работодателей и некоторых законодателей будут рассматриваться какие-то подходы, чтобы “минимально затронуть данную категорию застрахованных”. Он считает допустимым “предоставление возможности уплаты тарифов в меньшем размере для тех индивидуальных предпринимателей, у которых период занятия предпринимательской деятельностью оказался совмещен с особыми страховыми периодами” (мать, воспитывающая детей, мужчина, служащий в армии, и т.п.).
“Введение нового института социального страхования досрочной утраты профессиональной трудоспособности”, по словам Пудова, поддержали не только две стороны РТК, но даже некие высокопоставленные представители Всероссийского союза страховщиков, с которыми этот вопрос обсуждался. “В экспертном сообществе, в принципе, уже достигнуто понимание, что этот вид страхования может быть реализован”, - сделал вывод Пудов.
СУТЬ ПРОЕКТОВ
Одобрены в первом чтении также законопроекты об увеличении “периода дожития” для пенсионеров и об отказе от рассылки гражданам “писем счастья” - уведомлений о состоянии их пенсионного накопительного счета. Последний законопроект, с протестом против которого уже выступил профсоюз связистов, предусматривает введение заявительного принципа предоставления сведений о состоянии индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц и о предоставляемых им правах в области пенсионного страхования. Эти данные хотят бесплатно предоставлять один раз в год и только при личном обращении застрахованного в территориальный орган ПФР. Как вариант - в форме электронного документа, возможно, через портал госуслуг.
Запланировано увеличение “периода дожития” (ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости), применяемого для расчета как страховой, так и накопительной части пенсии, с 18 лет до 19 (2013 год), 20 (2014) и 21 года (2015). А с 2016 года величина этого периода будет определяться правительством РФ - то есть даже не законом, а подзаконным актом.
На будущее запланированы большие дополнительные доходы бюджета ПФР за счет поэтапного повышения фиксированного страхового тарифа для самозанятого населения (нотариусы, адвокаты, предприниматели-“индивидуалы” и т.п.), а также дополнительного тарифа страховых взносов работодателей за отдельные категорий работников (по спискам “вредников” № 1 и № 2). Эксперты указывают, что, с одной стороны, в проекте бюджета сохранены действующие элементы пенсионной системы, например накопительный; с другой стороны - проект бюджета разработан на основе новых, еще не до конца согласованных норм, обсуждение которых может продлиться еще с полгода. (Прежде всего, это увеличение тарифа страховых взносов для самозанятых, а также “вредников”, включенных в “список-1” и “список-2”, и увеличение продолжительности ожидаемого периода выплаты пенсии - с 18 до 21 года.) Что называется, “явочным порядком”. При этом переход на повышенные тарифы не до конца проработан и осуществляется в спешке. А на антисоциальность и цинизм проекта по повышению “периода дожития”, который приведет к уменьшению размеров пенсий, указывают большинство экспертов (в том числе бывший замминистра здравоохранения Юрий Воронин, выступивший в радиопередаче “Атака Исаева” с критикой этого проекта).
Пакетом поправок по “обеспечению оптимизации расходов и сбалансированности бюджета ПФР” предполагается установить дополнительные тарифы страховых взносов в зависимости от вида работ, в которых заняты застрахованные лица. А именно: для подземных работ, работ с вредными условиями труда и в горячих цехах (список № 1) - 4% (2013 год), 6% (2014) и 9% (2015); для тяжелых условий труда (список № 2) - 2% (2013), 4% (2014) и 6% (2015). При этом страховые взносы, уплаченные по дополнительным тарифам, не являются персонифицированными и полностью направляются на финансирование страховой части трудовой пенсии по старости, без учета их в индивидуальных лицевых счетах застрахованных. То есть в “общий котел”, в солидарную пенсионную систему.
По мнению комитета ГД по труду, соцполитике и делам ветеранов, поэтапное (в течение трех лет) трехкратное увеличение размера пенсионных страховых взносов для самозанятых лиц “будет способствовать увеличению поступлений средств страховых взносов в пенсионную систему, а также частичному покрытию расходов на выплату пенсий, назначенных ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста”. Для “вредников” давно предусмотрено сохранение права на досрочную пенсию и создание в будущем профессиональных пенсионных систем, однако “единого” закона о пенсионных профсистемах нет. И законодатели вынуждены вводить “отраслевые” пенсионные системы (для горняков и авиаторов). Норму же об увеличении того самого “периода дожития” комитет раскритиковал и поддержал “условно” - только при условии переработки ко второму чтению. По мнению депутатов, “реализация такого предложения приведет к снижению в структуре будущих пенсий доли их страховой части”, и проект “не согласуется с целевыми ориентирами развития пенсионной системы”.
Показательно, что этот проект не продержали ни профсоюзная, ни “работодательская” стороны РТК, которые отмечают, что такие преобразования должны обсуждаться в рамках Стратегии развития пенсионной системы “с предварительной оценкой последствий реализации предлагаемых решений”. Ставить соцпартнеров перед фактом недопустимо...
Вадим БАРАБАНОВ
Мнения экспертов
Александр КЛЕПИКОВ, первый зампред Всероссийского общества инвалидов:
“Любая реформа должна четко отвечать на вопрос, для чего она нужна и что она даст людям. Это же простая вроде бы вещь - четко обрисовать, что ждет людей конкретно, к чему им готовиться. Те документы, которые представлены правительством, непонятны даже экспертам. Судя по выступлению замминистра на экспертном совете, там проблем вообще гораздо больше, чем достоинств, и над всеми этими вопросами еще работать и работать. Так, выяснилось, что до сих пор не выработана пенсионная формула, как именно будет рассчитываться пенсия! Вот меня, например, в моей организации спросят: ты экономист, был на этом совете, объясни, в чем дело все-таки с этой реформой, какая система будет, что нам делать. И я отвечу: а я не знаю, там у них понять ничего невозможно, и все на ходу меняется. И не только я так скажу...”
Александр КУРТИН, первый зампред правления Пенсионного фонда России:
“У ПФР свои функции, и при любой реформе мы должны решить проблемы дефицита и усиливать нашу фискальную политику по линии собираемости взносов. Пенсионная реформа должна, с одной стороны, идти за рынком труда, а с другой - давно пора определиться с приоритетами, какую именно систему мы строим, чисто страховую или солидарную... Но хочу сказать о другом. Мы уже довольно давно обсуждаем проект Стратегии на самых разных площадках. И там от людей, скажем мягко, не имеющих прямого отношения к пенсионной системе, я все время слышу одно и то же, один и тот же рефрен. Мол, это уже четвертая пенсионная реформа, или какая там по счету, все предыдущие-де провалились, неужели еще одна будет, сколько можно. А я всем отвечаю: да, будет! Это перманентный процесс, потому что страна претерпевает постоянные изменения во всех сферах. Поймите, кардинально изменилась страна за 20 лет, изменился рынок труда, появились новые категории - в частности, трудовые мигранты; не было в 1990 году даже самого понятия самозанятых, да и дистанционных работников тоже. И так же происходит и в Америке, и в Европе, жизнь не стоит на месте”.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте