“Писаря из каторжных скрипят перьями, пишут, переписывают бесконечные на Сахалине бумаги: рапорты, отношения, доношения... Страшны не те сроки, на которые присылают каторжан, ужас вселяют те сроки, которые они “наживают” себе здесь... Бежит - ловят, набавляют. Надежды еще меньше. Снова бежит - снова ловят, снова надбавка... Человек бежит, бежит - “копит” срок... Бывали случаи, что бежали даже из лазарета чуть ли не умирающие... Бежал человек - не человек, а полутруп с ужасом в гаснущем взоре. <...> Бегут от ужаса”.
Влас Дорошевич. “Сахалин” (1897 г.)
В старинном советском анекдоте фигурант списка приговоренных к добровольному повешению задавал представителю власти только один вопрос: “Веревку с собой приносить или там выдадут?..” Этот вопрос рискует стать далеко не праздным, а ситуация может перестать быть анекдотической. Вслед за отменой большинства “социально-профессиональных” отсрочек от армии для призывников могут ввести презумпцию виновности.
Сейчас повестка в военкомат считается полученной призывником лишь в том случае, если она была вручена ему лично под роспись. Зато вскоре любого гражданина РФ призывного возраста, не явившегося за повесткой самостоятельно в военкомат в период призывной кампании (то есть с апреля по июнь и с октября по декабрь включительно), военком сможет объявить уклонистом и дать указание милиции объявить оного в розыск - “со всеми вытекающими”.
Сахалинская областная дума внесла в Госдуму РФ проект поправок к ст. 31 закона “О воинской обязанности и военной службе”. Согласно законопроекту граждан призывного возраста, даже при неполучении ими повестки из военкомата, обяжут лично явиться в комиссариат в определенный срок, дабы прояснить свои взаимоотношения с военным ведомством.
Как заявляют авторы инициативы, “законопроект в случае принятия будет вменять в обязанность гражданам, достигшим призывного возраста или утратившим право на отсрочку от призыва, в случае неполучения ими по какой-либо причине повестки лично являться в военкомат для получения повестки”. По мнению сахалинских парламентариев, будет устранена одна из возможностей уклонения от призыва на военную службу.
Правда, спикер Госдумы РФ Борис Грызлов счел прожект по призыву без “разноса повесток” нереализуемым. Председатель палаты полагает, что все призывники сами в военкоматы не придут никогда. И не потому, что не желают Родине служить, а оттого, что просто забудут, когда им приходить, - а потом уж и вовсе решат, что уже поздно... Грызлов сослался на свой опыт работы в системе МВД, где начальство паспортно-визовой службы жаловалось ему на то, что граждане забывают являться к положенному сроку, чтобы вклеить в паспорт новую фотографию. Думский спикер посчитал, что и с “квартальной явкой” призывников в военкоматы получится так же, а карать тюрьмою за легкий склероз - это чересчур...
Кстати, не далее как в середине апреля сахалинский подход к воинскому резерву обрел сторонников в Москве. Военный комиссар Москвы Василий Красногорский предложил депутатам столичной думы инициировать проект федерального закона, обязывающего граждан призывного возраста, не дожидаясь повестки, самостоятельно прибывать в военкомат (на сборный пункт) каждый раз после опубликования указа президента об очередном призыве. Тогда всех не явившихся призывников можно будет, наконец, судить по ст. 328 УК РФ (уклонение от службы в армии) и сажать на срок до двух лет. Правда, “поправка Красногорского” хоронит принцип презумпции невиновности, но чего не сделаешь ради защиты-обороны, а также удобства военкомов...
Есть подозрение, что военком Красногорский выражал не только свое мнение - он все-таки человек военный. Впрочем, в Мосгордуме его идеи пока не получили безоговорочной поддержки. Да и начальник Главного организационно-мобилизационного управления Минобороны РФ Василий Смирнов поспешил заявить, что в подобных мерах нет необходимости, ибо закон о воинской обязанности и сейчас нормально работает.
Вадим БАРАБАНОВ
P.S. Сахалинская облдума отличается остро неприязненным отношением ко всяческим “группам риска”. Так, позапрошлой осенью островные парламентарии проталкивали сквозь Госдуму поправку к Уголовному кодексу, вводящую уголовную ответственность за занятие проституцией (см. “Солидарность” № 44, 2004. “Парламентская хроника”). Для начала всех жриц любви предлагалось сажать в тюрьму на месяц - а затем можно и еще поправочки к УК разработать... Правда, палата этот законопроект “завернула”, ибо против сахалинского прожекта тогда выступили буквально все фракции. Так что есть надежда, авось и призывников пожалеют...
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте