“Ты узнаешь, что напрасно называют север Крайним. Ты увидишь: он бескрайний, я тебе его дарю!” - безапелляционно утверждал известный певец Кола Бельды. Увы, романтика освоения северных территорий образца 70-х годов давно прошла, а нынешние суровые реалии таковы, что желающих гробить здоровье где-нибудь в тундре все меньше и меньше. Число заброшенных поселений множится день ото дня. Однако построенная на экспорте экономика все еще ориентирована на интенсивную добычу полезных ископаемых - нефти, газа, золота. Ситуацию спасает вахтовый метод работы: работодателю не нужно тратиться на содержание жилых поселков и развитие социальной сферы. Завез работников, компенсировал им временные бытовые неудобства - и, считай, свободен от каких-либо обязательств. Вот только работодатель нынче - жадный. В смысле, не любит переплачивать и изыскивает любую возможность избавить себя от “излишних” выплат работнику.
Не так давно коллегия по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации рассмотрела жалобу ОАО “Омолонская золоторудная компания” на пункт 5.4 “Основных положений о вахтовом методе организации работ” (утв. постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС и Минздрава СССР от 31.12.87 № 794/33-82).
Согласно пункту 5.4 “Основных положений...” дни отдыха (отгулы) в связи с работой сверх нормальной продолжительности рабочего времени в учетном периоде в пределах графика работы на вахте оплачиваются в размере тарифной ставки, оклада (без применения районных коэффициентов, коэффициентов за работу в высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, а также надбавок за работу в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях и в районах, где надбавки выплачиваются в порядке и размерах, предусмотренных Постановлением ЦК КПСС, СМ СССР и ВЦСПС (от 6.04.72 № 255), из расчета за семичасовой рабочий день. Эти выплаты работники должны получать ко дню наступления отдыха (отгула).
При этом руководителям предприятий разрешается в пределах установленного по нормативам фонда заработной платы оплачивать в указанных выше размерах дни отдыха (отгулов) сверх нормальной продолжительности рабочего времени на вахте. Причем часы переработки рабочего времени, некратные целым рабочим дням (7 часов), могут накапливаться в течение календарного года до целых рабочих дней с последующим предоставлением оплачиваемых дней отдыха между вахтами. В случае увольнения работника или истечения календарного года такие часы оплачиваются из расчета тарифной ставки (оклада).
Работодателя такой порядок не устроил. В результате ОАО “Омолонская золоторудная компания” обратилась в Верховный суд РФ с жалобой. Компания ссылалась на то, что способ подсчета дней отдыха (отгулов), подлежащих оплате при суммированном учете рабочего времени, закрепленный в “Основных положениях...”, якобы не соответствует Трудовому кодексу и иным законодательным актам РФ, (поскольку обязывает работодателя оплачивать дни отдыха (отгулы) в большем размере, чем это предусмотрено законом, что ведет к нарушению имущественных интересов акционерного общества) (выделено мной. - Прим.авт.).
Верховный суд, рассмотрев жалобу, принял решение о ее частичном удовлетворении. Во-первых, недействительным был признан первый абзац пункта 5.4 “Основных положений...” в части “из расчета за семичасовый рабочий день”, поскольку в настоящий момент рабочее время и время отдыха в пределах учетного периода регламентируются графиком работы на вахте. А график самостоятельно утверждается работодателем с учетом мнения выборного профсоюзного органа данной организации (ч. 1 ст. 301 ТК РФ).
Во-вторых, третий абзац пункта 5.4 был признан не соответствующим закону лишь в части слов - “(7 часов)”, поскольку при пятидневной рабочей неделе нормальная продолжительность рабочего времени составляет не семь, а восемь часов. При этом “Основными положениями...” предусмотрено, что часы переработки рабочего времени, некратные целым рабочим дням, могут накапливаться в течение календарного года до целых рабочих дней с последующим предоставлением оплачиваемых дней отдыха между вахтами.
ОАО “Омолонская золоторудная компания” это решение обжаловала в кассационной коллегии Верховного суда РФ, ссылаясь на ошибочность вывода суда о соответствии оспоренного пункта основным положениям Трудового кодекса РФ. Но кассационная коллегия не нашла оснований для пересмотра дела, и вынесенное ранее решение суда вступило в законную силу.
Поскольку решение Верховного суда РФ позволяет оградить работающих вахтовым методом от попыток работодателей сэкономить на их заработках, приведем некоторые выдержки.
“Признавая законным предусмотренное п. 5.4 “Основных положений...” указание на то, что дни отдыха (отгулов) в связи с работой сверх нормальной продолжительности рабочего времени в учетном периоде в пределах графика работы на вахте подлежат оплате, Верховный суд РФ обоснованно сослался на аналогичное по существу положение норм Трудового кодекса РФ по этому вопросу. Этот вывод суда первой инстанции сделан в результате правильного толкования как содержания оспоренного п. 5.4 “Основных положений...”, так и норм Трудового кодекса РФ.
Так, в соответствии с ч. 4 ст. 301 Трудового кодекса (регулирующей режимы труда и отдыха, а также оплаты дней отгулов) дни отдыха в связи с работой за пределами нормальной продолжительности рабочего времени в пределах учетного периода оплачиваются в размере тарифной ставки (оклада). Как в оспоренном пункте нормативного акта предусмотрена оплата за работу за пределами нормальной продолжительности, так и в ст. 301 ТК РФ предусмотрено это же условие. Дополнительное указание в п. 5.4 “Основных положений...” на учет таких дней в пределах графика работы на вахте самостоятельного правового значения по сравнению с положениями ст. 301 ТК РФ не имеет и, следовательно, не может влиять на количество дней отгулов, подлежащих оплате при вахтовом методе работы, предусмотренное законом.
Приведенный вывод подтверждается и другими нормами Трудового кодекса РФ, приведенными в решении суда первой инстанции. Так, в соответствии со ст. 297 Трудового кодекса РФ вахтовый метод - особая форма осуществления трудового процесса вне места постоянного проживания работников, когда не может быть обеспечено ежедневное их возвращение к месту постоянного проживания. Согласно ст. 300 Трудового кодекса РФ при вахтовом методе работы устанавливается суммированный учет рабочего времени за месяц, квартал или иной более длительный период времени, но не более чем за один год. Учетный период охватывает все рабочее время, время в пути от места нахождения работодателя или от пункта сбора до места выполнения работы и обратно, а также время отдыха, приходящееся на данный календарный отрезок времени. При этом общая продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов, установленного данным Кодексом, то есть 40 часов в неделю (ст. 91 ТК РФ).
Кроме того, в соответствии с ч. 3 ст. 301 Трудового кодекса РФ часы переработки рабочего времени в пределах графика работы на вахте могут накапливаться в течение календарного года и суммироваться до целых дней с последующим предоставлением дополнительных дней отдыха.
Довод в кассационной жалобе о том, что приведенная ч. 3 ст. 301 ТК РФ не предусматривает оплату таких дней отдыха, сам по себе правомерен, но вопрос об оплате именно времени работы сверх нормальной продолжительности (в том числе и часов переработки рабочего времени в пределах графика работы на вахте) в учетном периоде (т.е. в пределах учетного периода) решен в ч. 4 ст. 301 ТК РФ, которой и соответствует оспоренный п. 5.4 “Основных положений...” (в той части, в которой судом отказано в удовлетворении жалобы)”.
На основании толкования статей Трудового кодекса Верховный суд сделал вывод о несостоятельности довода о том, что работодатель вынужден оплачивать якобы большее количество дней отгулов своим работникам, нежели это предусмотрено ст. 301 ТК РФ.
Денис ПАНКИН
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте