22 - 23 декабря состоялся IV очередной съезд Нефтегазстройпрофсоюза. Его участники приняли новую программу работы и поправки к уставу организации. Лев МИРОНОВ, вновь избранный председателем НГСП, отразил в докладе важнейшие проблемы и достижения отраслей и профсоюза.
ПРОБЛЕМЫ СТАБИЛИЗАЦИОННОЙ ЭПОХИ
Собственно говоря, доклад Льва Миронова и начался с оценки “наблюдаемых процессов стабилизации”. Центробежные тенденции, разрывавшие страну еще лет десять назад, по его мнению, остановились, и даже отмечается укрепление единства Российской Федерации. Правда, это происходит на фоне “разграничения полномочий” и переноса социальной нагрузки на регионы и компании. Благодаря вроде бы счастливому стечению обстоятельств - росту цен на мировом рынке и увеличению объемов добычи нефти и газа - стране приходится сталкиваться с последствиями экономического роста. Но, видимо, ни правительство, ни бизнес пока не готовы инвестировать полученные сверхприбыли в будущее социальное и экономическое развитие. И к огорчению представителей профсоюза, “возросшие доходы направляются не на развитие человеческого капитала и производительной базы, а складываются “в кубышку” на счетах зарубежных банков и транснациональных корпораций”, - сказал Миронов. Вот вам и “укрепление единства”...
Экономическому росту, рассказывал глава профсоюза, сопутствует смена собственников в отрасли - пока это тенденция к огосударствлению отрасли, но вот со вступлением России во Всемирную торговую организацию ожидаются еще большие изменения. Миронов предположил, что скоро профсоюзам предстоит столкнуться с новыми собственниками, что усилит “процессы реструктуризации”. И посетовал: “Конечно, нам, как профсоюзу, будет труднее защищать экономические интересы работников”. И предложил профсоюзу “искать новые формы работы”, и стараться “быстрее адаптироваться”, чтобы и в новых условиях вести “социальный диалог с руководством и собственниками транснациональных компаний”. Так что
в нефтегазовой отрасли можно ожидать появление все более и более сложных конфигураций этого самого “социального диалога”.
УМЕНИЕ “ТОРГОВАТЬСЯ”
Переговоры, подписание соглашений - “очень важный аспект коллективно-договорной работы”. И на этом поле, уверен председатель НГСП, наблюдаются значительные успехи. В чем же они заключаются? Ничего неожиданного - в подписании двух отраслевых соглашений на 2002 - 2004 и 2005 - 2007 годы. И в последнем из них минимальная тарифная ставка рабочего первого разряда наконец-то установлена на уровне “не менее прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по РФ”. Миронов похвалил и колдоговоры в отдельных компаниях - ОАО “Газпром”, ТНК-ВР, ОАО “ЮКОС”, а также ОАО “Варьеганнефтегаз”, где удалось увеличить гарантированную часть оплаты за труд, хотя бы и за счет сокращения доли премии.
Но что интересно - социальные партнеры договориться-то договорились, но все более острой проблемой оказывается невыполнение достигнутых договоренностей. И даже важнейший пункт последнего отраслевого соглашения - о минимальной месячной тарифной ставке - как-то совершенно не признается в ряде компаний, причем не только сервисных и строительных, но и, скажем, на некоторых предприятиях “Роснефти”. Вот и Миронов констатирует, что в некоторых случаях: “На дивиденды направляются миллиарды рублей, а минимальная месячная тарифная ставка остается ниже прожиточного минимума”. А что профсоюз? Профсоюз продолжает вести “социальный диалог” и с такими работодателями.
Отметил Лев Миронов и тенденцию к “ограничению возможностей профсоюзов в деле отстаивания интересов трудящихся”, характерную как для властей, так и для ряда работодателей. О чем речь? О проблемах с госрегистрацией профорганизаций, как на “РИТЭКе” и “НОВАТЭКе”. И о проблемах защиты социальных прав северян, в том числе вахтовиков (об этом “Солидарность” рассказывала в “Профсоюзном обозрении” № 47: “Север - территория обновления”). И даже о проблемах у ряда территориальных организаций - “по сохранению, точнее, спасению объектов социальной сферы”.
Председатель НГСП напомнил делегатам из регионов и о реорганизации вертикально интегрированных корпораций, с выводом “непрофильных” видов деятельности. Такая реорганизация нередко заканчивается снижением оплаты труда и социальной защищенности на предприятиях и сокращением числа работников, а значит - и численности профорганизаций. Зашла речь и о преодолении этих проблем, но как это сделать, профсоюзу еще предстоит найти.
Безусловно одно - руководство профсоюза всегда будет продолжать вести переговоры и выдвигать исключительно конструктивные решения. Остается только надеяться, что работодатели их всегда будут слышать.
РЕШЕНИЯ
Выбирая руководителя профсоюза, делегаты съезда единодушно проголосовали за кандидатуру нынешнего председателя - Льва Миронова. Так что можно предположить, что политика профсоюза в ближайшие пять лет не изменится.
Дискуссии начались лишь на второй день съезда, во время голосования по поправкам к уставу. Редакционная комиссия подготовила две серьезные поправки. Первая касалась статуса и статистического учета профорганизаций в вертикально интегрированных компаниях, отношений этих профорганизаций с территориальными организациями. Съезд предпочел отклонить поправку и сохранить статус-кво. А вот вторая поправка принята, и теперь президиум сможет без дополнительных согласований внести в устав любые изменения, которые порекомендует управление федеральной регистрационной службы Министерства по налогам и сборам.
Выборы одного из зампредседателей профсоюза, а также состава президиума Россовета профсоюза проходили на закрытом пленуме. Известно, что численность президиума увеличена на два человека, состав обновился на 30% и ни у кого не вызвал возражений.
Александра ПЕТРОВА
КОММЕНТАРИЙ
Председатель Нефтегазстройпрофсоюза Лев МИРОНОВ:
- Лев Алексеевич, какие решения были приняты на съезде по поводу деятельности профсоюза и его развития в предстоящий период?
- На съезде была принята программа на среднесрочный период - до 2008 года. В 2007 году будут выборы в Государственную думу, в 2008 году - президентские выборы. Мы предполагаем, что тот, кого выберут в президенты, скорее всего, предложит какую-то программу экономического, социального развития страны. И тогда мы сможем скорректировать эту программу на остающиеся до следующего съезда два года наших полномочий. Поэтому мы решили принимать пока программу только на три года. А в 2008 году будет созвана всероссийская конференция профсоюза, которая примет программу наших дальнейших действий.
Кроме этого, было еще примерно восемь заявлений, обращений и резолюций съезда по разным вопросам. И, конечно, особо хотелось бы отметить мнение съезда по поводу “северных проблем” в нашем профсоюзе и в российской экономике.
- А как изменился устав профсоюза?
- Во второй день съезда обсуждались поправки к уставу. Еще до начала работы редакционной комиссии работникам аппарата, орготдела профсоюза пришлось обработать порядка 500 поправок. Принципиальных изменений особенно и не было. Самая существенная из поправок касается взаимодействия территориальных и межрегиональных профсоюзных организаций, действующих в вертикально интегрированных нефтяных компаниях, вроде “Газпрома”. Сейчас таких межрегиональных профсоюзных организаций семь. Есть там и щекотливые моменты, которые касаются финансирования территориальных профсоюзных организаций, обкомов. Вот это и может быть особенностью нашего устава в отличие от других.
Перед обкомами стоит важная задача - заниматься решением проблем, связанных с реализацией положений 122-го закона, который почему-то называется законом “о монетизации”, но касается в основном разграничения полномочий. Территориальные профорганизации должны с большим вниманием отнестись к 122-му закону, должны учиться работать в новых условиях, в новом правовом поле, когда большая часть государственных гарантий передается в регионы и компании.
Все документы, в которые вносились поправки, сейчас дорабатываются. До нового года все они будут опубликованы на сайте Нефтегазстройпрофсоюза.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте